Интенция | Все о философии

20.03.2009 - Критический реализм – эмпиризм Джона Локка (1632–1705)

1. Представления – это не копии предметов


Другое название теории – теория воздействия объекта на субъект. В теории Локка познание совершается при условии воздействия предмета – прямо или через промежуточную среду – на периферию нашей нервной системы. Когда луч света проникает на сетчатку глаза и раздражает зрительный нерв, мы имеем зрительное ощущение; когда колебание воздуха действует на барабанную перепонку уха – мы имеем слуховые ощущения и т. д. Поэтому теория знания легко наводится на мысль, что представление (содержание знания) есть не копия предмета, а продукт воздействия предмета, через посредство нашего тела, на наше сознание.

Такая теория наз. теорией воздействия: представление (знание) относится к предмету не как копия к оригиналу, а как действие (следствие) к своей причине. Эта т. зр. представлена у многих философов Нового времени, и она до сих пор является распространенной среди естествоиспытателей. Классическую формулировку ей дал английский философ Джон Локк.

2. Опытное происхождение знания


Всё наше знание, по Локку, берется из опыта, опыт же, поскольку это есть внешний опыт или опытное знание о внешнем мире, слагается из ощущений. Т. обр., исходными элементами нашего знания являются "простые представления", т. е. элементарные данные ощущений, в роде цвета, звука, запаха и пр. Эти представления совсем не суть копии или отображения внешнего мира. Качества вещей суть не оригиналы, а лишь причина представлений.

3. Призыв к критическому подходу


Теория воздействия является вместе с тем учением, которое можно назвать критическим реализмом. Утверждая, подобно дуалистическому реализму, двойственность между "представлениями" и "действительностью", эта точка зрения считает не все идеи копиями действительности и требует относительно каждой идеи проверки – действительно ли оно соответствует реальному объекту или нет (потому мы называем ее теорией критического реализма). – Все наши представления суть результаты воздействия на нас объектов, и так как результаты совсем не должны необходимо по содержанию совпадать со своими причинами, то все наше знание непосредственно "субъективно", имеет своим содержанием не действительность, а только "представления", и нужна каждый раз особая проверка, чтобы выяснить, в каких случаях представления соответствуют действительности и в каких нет.

4. Эпистемы теории критического реализма


1) все наши представления суть продукты воздействия на нас объектов,

2) результат воздействия всегда может отличаться от причины, его породившей;

3) все наше знание состоит из представлений, т. е. сводится к чувственному опыту.

Тем самым знание о мире – это знание о моих восприятиях.

5. Возможна ли проверка? и откуда я знаю что это было воздействие?


Но, спрашивается, возможна ли эта проверка? Чтобы узнать это, надо сравнить идею с воздействием, т. е. иметь непосредственно и сам объект, а он никогда не дан нам непосредственно. – С того момента, как мы признаем субъективными и недостоверными пространственно-механические качества, понятие воздействия становится туманным и неопределенным. Легко представить себе, что внешние тела действуют прямо или через промежуточную среду на наше тело. Но раз это представление есть именно только наше представление, то в качестве допущения о реальности остается только неопределенная мысль о каком-то неведомом воздействии каких-то неведомых объектов на наше сознание (не на "наше тело", ибо последнее есть тоже лишь представление).

Но если так, то откуда мы вообще знаем о самой наличности этого воздействия? [Я сплю, а меня будят. Это действительно меня будят, или это – продолжение сна с сюжетом меня будят…] Если мы ничего не знаем о реальных объектах, то мы не можем знать и того, действуют ли они вообще на нас.

Теория Локка есть перенесение эмпирически наблюденных отношений между содержаниями знания или идеями (именно идеями внешних тел и нашего тела) на саму действительность, – на что мы, согласно его же учению, не имеем никакого права. Так эта теория рушится на внутреннем противоречии. Учение о знании, как результате воздействия объектов на объект, приводит к выводам, делающим невозможным или произвольным само учение о воздействии.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=FAQ&op=view&id=8