Интенция | Все о философии

20.03.2009 - Монистический субъективизм – солипсизм Дэвида Юма (1711–1776)

1. Мы замкнуты в сфере сознания


Выйти за пределы феноменов сознания нам не дано (феноменализм). Незачем предполагать наличие внешнего мира, поскольку нет способов это проверить.

От внешнего мира я вообще могу отказаться как от ненужного удвоения. СОЛИПСИЗМ (лат. solus – единственный и ipse – сам) – теория, согласно которой существует человеческое сознание, а объективный мир, в т. ч. и люди, существует лишь в сознании индивида.

По мнению Юма, «ум никогда не имеет перед собой никаких вещей кроме восприятия, и он никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами. Поэтому предположение о таком соотношении лишено всякого логического основания».

Восприятия существуют сами по себе, мы не можем с определенностью судить о существовании их причины. Данный вопрос не только нельзя решить, но и не следует ставить.

Т. зр. С. лишает всякого смысла человеческую деятельность и науку. Поэтому философы пытаются уйти от крайнего солипсизма, для чего допускают существование родового, сверхиндивидуального или божественного сознания. Гносеологическим основанием солипсизма служит абсолютизация ощущения как источника познания.

СОН

Может ли солипсист молиться?

Дени Дидро говорит, что солипсизм – это фантазия «сумасшедшего фортепиано», вообразившего, «что оно есть единственное существующее на свете фортепиано и что вся гармония Вселенной происходит в нем». Солипсизм лишает смысла науку и человеческую деятельность вообще, поэтому философы субъективно идеалистической ориентации стремятся уйти от него.

2. Познание как цепь ассоциаций


Как возможно знание? По мнению Юма, только по ассоциации.

3. Ощущения, рефлексия, впечатления и представления


Познавательный опыт Юм делил на 2 этапа: восприятия и представления. Представления образуются в результате внешнего и внутреннего опыта (ощущений и рефлексии). Представления бывают простые и сложные.

Непосредственным предметом нашего опыта являются исключительно содержания нашего сознания (перцепции), которые делятся на 2 класса: впечатления (impressions) и представления (ideas).

Впечатления существуют сами по себе; они просты и являются некоторыми атомами чувственного познания. За впечатлениями ничто не стоит, мы не можем сделать никакого вывода о существовании их причины. Мы имеем реально только впечатления и потому исследуем только их. Никакой связи с реальными предметами мы обнаружить не можем и потому оставляем это за рамками нашего исследования. Впечатления – это все наши чувственные восприятия и самовосприятия (аффекты, эмоции, волевые акты), как они проявляются в душе непосредственно.

Представления суть отражения впечатлений, возникающие, когда мы оперируем последними в форме размышлений, воспоминаний, воображения. Поэтому у Юма представления – это “погасшие впечатления”, “сухой осадок” от впечатлений.

Эти 2 класса различаются по степени интенсивности, как, напр., различаются болевые ощущения при ранении и в воспоминании о нем.

Из впечатлений возникают простые представления. Тем самым невозможно представить себе или помыслить что-либо, что никогда не было дано в непосредственном восприятии.



4. Сложные представления


Но у человека есть способность на основе своего воображения (imagination) образовывать из этих простых представлений комплексные (сложные) представления, которые, следовательно, возникают уже не из непосредственного впечатления.

Связь представлений происходит по закону ассоциации, означающей способность переходить от одних представлений к другим, и притом на основе принципов подобия, общности во времени или пространстве, причины и следствия. Понятие обладает смыслом, лишь если компоненты соответствующего ему представления можно возвести к впечатлениям.

Но ведь это не относится к метафизическим понятиям, по этой причине их и следует исключить из философии. «Поэтому если мы подозреваем, что какое-нибудь философское высказывание употребляется без смысла и без соответствующего представления, что происходит сплошь да рядом, то нам надо просто задаться вопросом: от какого впечатления происходит будто бы это представление?».

5. Как произвести суждение?


Встает вопрос о том, каким образом мы судим о чем-то выходящем за пределы нашего непосредственного восприятия и памяти? Здесь Юм различает прежде всего суждения об отношениях понятий (истины разума) и суждения о фактах (истины фактов). Первые относятся к сфере математики и логики; здесь возможна абсолютная достоверность, поскольку логически невозможна противоположность истины разума. – Зато такие суждения не содержат высказываний о реальности своих предметов. А в высказываниях о фактах противоположное суждение, хотя и может быть ложным, но логически оно всегда допустимо.

6. Возникновение сложных впечатлений


Впечатления, по Юму, делятся на впечатления ощущений и впечатления рефлексии. Причина ощущений неизвестна, а рефлексия возникает от воздействия на ум идей ощущения. Ощущения возникают от неизвестных причин и порождают в нашем уме некоторые идеи ощущения, за ними следуют впечатления рефлексии, порождающие, в свою очередь, соответствующие им представления. Память и воображение сохраняют в себе и перерабатывают в уме все впечатления в некоторые представления. Т. обр., идеи ощущений образуются в нашем уме в результате воздействия впечатлений, которые, соответственно, могут перерабатываться во впечатления рефлексии, которые вырабатывают в нашем уме идеи рефлексии.

Напр., впечатление стола – это впечатление ощущения. Впечатление белизны – это уже впечатление рефлексии, т. к. белизна – это уже некоторое абстрактное свойство, получаемое в результате деятельности ума по отношению к впечатлениям ощущения. Т. е. впечатления рефлексии и ощущения вырабатывают представления. А ум уже оперирует этими представлениями.

Юм рассматривает, откуда в уме появляются представления: они появляются в результате внешнего и внутреннего опыта (ощущений и рефлексии). Далее мы имеем представления, но пока представления простые: идея стола, идея белизны – это простые представления, поскольку они соотносятся с соответствующими им впечатлениями. Но помимо простых представлений существуют и сложные представления.

Сложные представления образуются вследствие ассоциации представлений. Так же, как некоторые тела тянутся друг к другу, так и представления могут тянуться друг к другу по некоторому принципу.

Юм называет 7 видов отношений представлений, посредством которых образуются ассоциации.

4 вида из них постигаются интуитивно:

– посредством сходства (аналогии),

– посредством противоположности,

– посредством качества и

– посредством количества.

Другие 3 вида гораздо более сложны. Это:

– пространственно-временные,

– причинные ассоциации и

– отношения тождества.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=FAQ&op=view&id=9