Интенция | Все о философии

28.03.2009 - Происхождение и распространение

Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просвет-лённый”.
Будда Шакьямуни (Муд-рец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н.э. Другие мировые религии – христианство и ислам – появились в более позднее время (христианство – пять, ислам – 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия сво-его существования буддизм соз-дал и развил не только религиозные представления, культ, филосо-фию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию.
Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее консервативной буд-дийской школы – тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. По на-учной версии время жизни основателя буддизма – с 563 по 483 г. до н.э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н.э.
Родина буддизма – Индия (точнее, долина Ганга – одна из наиболее экономически развитых частей страны). На территории Ин-дии в VI-III вв. до н.э. существовало множество небольших госу-дарств. В Северо-Восточной Индии, где проходила деятельность Буд-ды, их было 16. По своему общественно-политическому устройству это были либо племенные республики, либо монархии. Они враждо-вали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствами Магадха и Кошала.
Для того чтобы понять истоки возникновения буддизма, осо-бенности его вероучения и культа, необходимо вспомнить, какой бы-ла религиозная жизнь населения Индии того периода.
Самой влиятельной религией Древней Индии был брахма-низм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприно-шений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны (сосло-вия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отри-цал действенность жертвоприношения и не принимал деления на вар-ны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: выс-шей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева – люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей – она включала людей, обслуживавших господствующие слои.
В те времена появилось множество аскетов – людей, не имеющих собственности и живущих подаянием. Именно среди аске-тов-отшельников и зарождались новые религии – буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека. Не случайно представителей этих новых учений называли шраманами (“шрамана” – означает “со-вершающий духовное усилие”).
Само название появилось, однако, примерно в 1200 г. н.э. в связи со стремлением мусульманских завоевателей провести различие между верой индийского народа и их собственной. Сами индий-цы предпочитают говорить о бессмертном учении или законе (сана-тана дхарма), подчёркивая неземное происхождение их верований, возникших в результате божественных откровений.
Индуизм включает в себя широкое разнообразие религиозных верований: огромное большинство индусов тем или иным образом верит в бога, однако, есть и неверующие;
одни индусы верят в то, что уважение ко всем живым суще-ствам требует от них соблюдения вегетарианского образа жизни, другие же приносят животных в жертву и с удовольствием погло-щают мясо во время ритуальной трапезы на берегу реки; одни индусы поклоняются богу Шиве, другие богу Вишну или его воплощениям (аватарам) Кришну или Раме, остальные же пред-почитают поклоняться богиням;
объектом поклонения жителей одной деревни может быть совсем не то божество, которое покровительствует жителям со-седнего селения; каждый отдельный индус может почитать одного, несколь-ких, многих или никаких богов; индусы могут одновременно верить в одного бога и в несколь-ких, являющихся воплощением единого божества; индивидуум может быть выражением истины как в кон-кретной, так и в абстрактной форме.
Таким образом, для индуизма название является зонтичным термином, который не требует полной идентичности с явлением.
Однако в индуизме выделяются главные божества:
Брахма – мировая душа, проявляющаяся как в боге Брахме, так и в отдельных предметах, из которых состоит мир;
Вишну – бог-созидатель всей Вселенной;
Шива – бог-разрушитель Вселенной.
Важную роль в индуизме играет учение о дхарме – совокуп-ности обязанностей каждого сущего – от неодушевлённых предметов до людей и богов. Выполнение своей дхармы гарантировало вопло-щение в лучшем теле после разрушения предыдущего.



Жизнь, по учению индуизма, есть страдание, и лишь слияние с Брахмой избавляет от страдания. Слияние с Брахмой – привилегия брахманов – служителей индуистской религии, а остальные должны добросовестно исполнять свой долг и ждать воплощение в брахмана в одной из следующих жизней.
Миросозерцание индуизма представлено в виде песен и сказа-ний. Одной из самых древних является Ригведа – “песни знания”, со-стоящая из более чем тысячи гимнов. Они обычно адресованы одно-му конкретному богу, и все вместе охватывают несколько десятков различных богов. Эти песни считаются откровениями Брахмы, полу-ченными в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши).
В период с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э. проходил процесс соз-дания того, что сейчас называют классическим индуизмом, парал-лельно распространялся буддизм. Это время перенесения на бумагу древних преданий, выражающих индийские взгляды на мир. Были записаны “Рамаяна” и “Махабхарата”. Основой их сюжета служит цикличность мира. В начале миром правят справедливость и порядок (дхарма), потом нравы постепенно приходят в упадок, и, наконец, боги решают разрушить этот мир и построить его заново.
Действие “Рамаяны” происходит в эпоху, когда порядок ещё оставался достаточно прочным, на этом фоне описываются приклю-чения царя Рамы, который в результате интриг был лишён трона и жены, но с помощью царя обезьян Ханумана и своего героизма вос-станавливает справедливость.
“Махабхарата” повествует о великой войне потомков царя Бхараты. Сын царя Каурава проявил несправедливость по отношению к брату – Пандаве, отобрав у него половину царства. Сыновья Панда-вы вступились за отца, хотя он не хотел воевать против брата. Перед решающей битвой Арджуна, один из сыновей Пандавы, смутился ду-хом, не желая убивать родственников. Однако бог Кришна, приняв облик человека, вышел на битву и занял место колесничего на колес-нице Арджуны. Он изложил ему суть индуистского учения о дхарме и убедил исполнить свой долг воина.
Широкое распространение получил ещё один цикл сказаний о Кришне, который, сбежав из дома, обосновался среди пастухов Врин-дабана. Легенды рассказывают о его мастерстве игры на свирели и о проделках с жёнами и дочерьми пастухов. Существует мнение, что для своих почитателей он приходится отцом, другом, старшим бра-том, но одновременно – любовником и мужем. Эротические изобра-жение соединения с Кришной служит символом близости почитателя к богу.
В рамках индуизма возникло несколько школ, стремившихся найти способы вечного слияния с Брахмой. Одни предлагали пост (воздержание от пищи), другие – медитацию (размышление о Брах-ме), третьи – отрицание насилия (отказ от убийства живых су-ществ). Были и такие, которые ставили целью избавление от земной жизни и воплощение на других планетах, где жизнь, по их мнению, была долгой и беззаботной. Способом достижения этого считалось служение богам этих планет, якобы выполнявшим некоторые функ-ции на земле.
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также оп-ределил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Боль-шинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Не-пале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбод-же, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.
Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута про-блема бытия личности.
Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные фор-мы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буд-дизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм – синтез буддийских идей, мифологии син-то, японской культуры и т. п. Такая способность гармонично вписы-ваться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из-за этого последователей Будды часто упрекали в излишней гибкости, граничащей с беспринципно-стью, в склонности к компромиссам. Но именно способность приспо-сабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении веков.
Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям покло-няться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт только временное облегчение, но не окончательное спасение (буддизм, прежде всего, ориен-тирован на изменение сознания человека). По мере формирования буддийского пантеона в него входили боги брахманизма и других ре-лигий.
В настоящее время буддизм продолжает осваивать новые про-странства, подтверждая свой статус мировой религии. Он расширил свою географию – его последователей можно встретить в странах Се-верной, Центральной и Южной Америки, в Европе, Австралии, Афри-ке, в нетрадиционных для него регионах России.
В биографии Будды отражена судьба реального человека в об-рамлении мифов и легенд, со временем почти полностью от-теснивших историческую фигуру основателя буддизма.
олее 25 веков назад в одном из маленьких государств на се-веро-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи после дол-гого ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гау-тама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не рас-порядилась иначе.
Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности Гая (она и сегодня называет-ся Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе (современный Варанаси) он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда на-зывают учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся по-слушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой.



В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смер-ти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось.
Таковы факты реальной биографии Будды – человека, ставше-го основателем новой религии.
Вместе с тем, буддизм формировался в течение многих столе-тий, и в становлении его учения принимало участие большое число подвижников и религиозных философов. Полулегендарные биогра-фические данные, связанные с именем Будды, представлены в палий-ском каноне (священном писании буддистов), в наиболее древних его частях – джатаках (рассказах о перерождениях Будды), в «Буддхача-рите» («Жизнеописание Будды») Ашвагхоши (II в.), «Лалитавистаре», являющейся мифологизированным жизнеописанием Будды, в «Лан-каватаре-сутре» и др.
В связи с этим мифологическое жизнеописание Будды гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 – царём, 24 – монахом, 18 – обезьяной, 13 – торговцем, 12 – курицей, 8 – гусем, 6 – слоном; кро-ме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т.п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родив-шись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением.
«Для высшего я веденья родился, Для блага мира – и в послед-ний раз». Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Согласно мифологии в момент рождения Будды цветы падали с неба, играла прекрасная музыка, а из неведомого источника исходи-ло необыкновенное сияние.
Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, свет-лый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.).
Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт ве-ликое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем (чакравартином), способным установить праведный по-рядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи – она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от вос-хищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тё-тя. Отец Шуддходана желал, чтобы сын пошёл по первому из пред-сказанных ему путей. Однако аскет Асита Девала предрёк второе.
Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмо-сферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился и у него родился сын Ра-хула. Но усилия отца оказались напрасными.
В легенде о «Четырех мимолетных взглядах» рассказывается, как Гаутама, несмотря на все усилия родителей изолировать сына от окружающего мира, узнал о том, что жизнь человеческая полна стра-даний. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно вы-браться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во вто-рой раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолго-вечность человеческой жизни.
Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни – ста-рости – смерти. По некоторым версиям – четвертый взгляд, он встре-тил ещё и отшельника, что навело его на мысль о возможности пре-одолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни.
Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. Покинув дворец, старого отца, жену и маленького сына, Сиддхартха стал бродячим отшельником (шрамана). Он быстро овла-дел самой сложной аскетической практикой – контролем дыхания, чувств, умением переносить голод, жару и холод, входить в транс (особое состояние, когда человек глубже проникает в свои ощущения и как бы сливается с высшим миром). Однако его не покидало чувст-во неудовлетворённости и после шести лет аскетической практики, а также очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приве-дёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созер-цание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собствен-ные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех жи-вых существ, а потом открылась высшая истина – Дхарма. С этого момента он и стал Буддой – Просветлённым, или Пробуждённым, – и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.



В своей первой проповеди Будда говорил о двух “крайностях” в поведении людей, которые мешают им встать на путь религиозного спасения.
“Есть, о, братья, две крайности, которых должен избегать удалившийся от мира. Какие эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, погружённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, тёмная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистяза-нии, это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Избе-гая этих двух крайностей, Татхагата (Так ушедший – эпитет Буд-ды) во время Просветления постиг срединный путь – путь, способ-ствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване”.
Свой путь Будда называл “срединным”, поскольку он лежал между обычной чувственной жизнью и аскетической практикой, ми-нуя крайности того и другого. 45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал при-верженцев среди самых разных слоев общества. В число последова-телей буддизма входило множество богатых и влиятельных людей, включая царя государства Магадха Бимбисару и его сына Аджата-шатру.
Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому уче-нику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чун-ды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему. Не же-лая, чтобы пострадали спутники, Будда съел его. Перед смертью Буд-да сказал любимому ученику: “Ты, верно, думаешь, Ананда: Смолкло слово Господина, нет у нас больше Учителя! Нет, не так вам следу-ет думать. Пусть Дхарма и Виная (дисциплина), которые я возгласил и которым наставил вас, будут вашим учителем, после того как не станет меня” (“Сутра великой кончины”).

Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обы-чаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия – ступы. Согласно ле-генде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=FIL&op=view&id=18