Интенция | Все о философии

28.03.2009 - Основные источники вероучения

Основой христианского вероучения является Библия, которая убеждению приверженцев, есть Слово Божие (иначе вященное Писание»). Слово "Библия" происходит от греческого слова "Книги". Действительно, Библия представляет собой два сборника книг, назы-ваемых Ветхий Завет, воспринятый от иудаизма, и Новый Завет, сложившийся в недрах самого христианства. Слово, которое перево-дится, как "завет", первоначально значило "договор", или "соглаше-ние", то есть обещание Бога благословить избранный Им народ. 77 книг Библии были отобраны из большого количества текстов. О Как христиане, так и евреи считают ее записью договора (за-вета), заключенного Богом с человеком и открытого Моисею на горе Синай. Тексты, не вошедшие в кодекс Библии, но признаваемые цер-ковью священными, называются Апокрифами. Если исследовать содержание Библии, то сжато учение можно представить в виде шести основных истин: Бог добр, и Он любит всех людей. Грех отделяет каждого человека от Бога. Иисус Христос есть путь к Богу. Для получения спасения необходимо полное раскаяние. Вера – ключ к вечной жизни. В самые тревожные времена у нас есть все основания иметь внутренний мир.
Ветхий Завет. Это часть Библии, комплект иудейских свя-щенных книг. Название Ветхого Завета дано этим книгам христиан-скими церковниками в отличие от Нового Завета, состоящего из со-чинений, написанных идеологами христианства. Иудейские богосло-вы именуют Ветхий Завет – Танаком.
Большинство ветхозаветных книг написаны на древнееврей-ском языке (библейском иврите), однако встречаются и отрывки на арамейском языке, на котором евреи говорили после IV в. до н.э. Тра-диционно авторство ветхозаветных книг приписывается нескольким предводителям, прославившимся в еврейской истории, в числе кото-рых – Моисей, Самуил, Давид, Соломон. Однако сейчас установлено, что многие книги представляют собой позднейшие компиляции древ-них преданий и документов. Книга Бытия, например, содержит фраг-менты, записанные в X в. до н.э. и восходящие к устной традиции 800-летней давности, но вся книга целиком, вероятно, была записана в ее современной форме не раньше V в. до н.э.
В Ветхом Завете собраны разнообразные по форме и содержа-нию религиозные произведения, создававшиеся на протяжении ог-ромного исторического периода, ориентировочно с XIII по II в. до н.э. Согласно иудейскому и христианскому вероучению, Ветхий Завет является «Священным Писанием», вдохновленным богом Яхве. Од-нако текстологический и филологический анализ Ветхого Завета ста-вят под сомнение классическое представление о его происхождении.
Сохранилось две редакции Ветхого Завета: древнееврейская, так называемая масоретская, и "семидесяти толкователей", или Септуагинта.
Часть произведений, входящих в Ветхий Завет, лишена рели-гиозного содержания (Екклезиаст, Есфирь, Руфь, Песнь песней).
Существенные поправки к возрасту Ветхого Завета внесли археологические исследования.
С возникновением в XI-X вв. до н.э. на территории Палестины Иудейского и Израильского государств появилась необходимость в письменном оформлении истории, религиозных заповедей, норм пра-ва и нравственности. В IX в. до н.э. в Иудейском царстве появляется книга, рассказывающая о сотворении мира и происхождении евреев.
В библейской критике эта книга называется «Яхвист». Почти одновременно в Израильском царстве появляется близкая к «Яхви-сту» книга под названием «Элохист».
Христианство 50 Впоследствии, в VIII в. до н.э., когда Израильское царство было покорено Ассирией, иудейские жрецы объединили в одну книгу Яхвиста и Элохиста. Кроме того, к Ветхому Завету была присоедине-на Книга законов, изданная в 621 г. до н.э., которая практически в не-изменном виде сохранилась в современном Второзаконии.
В 586 г. до н.э. Иудейское царство было завоевано Вавилони-ей. Знать и часть народа были пленены и вывезены в Вавилонию. В плену среди евреев создалась группа писцов, которая занялась систе-матизацией священных письмен, в результате чего был разработан так называемый Жреческий кодекс. Основная часть Жреческого ко-декса вошла в книги Левит и Числа. Жреческий кодекс стал основой для создания Торы, которая была обнародована книжником Ездрой в 444 г. до н.э.
В течение III-II вв. до н.э. появились Хроники, Екклезиаст, Песнь песней, Даниил. Во многих произведениях этого периода за-метно влияние древнегреческой культуры.
Ветхий Завет канонизирован христианством с момента воз-никновения последнего, так как христианство базировалось на иудаизме.



Новый Завет. Новый Завет – основной (наряду с Ветхим За-ветом) литературный источник христианства, который составляет вторую часть христианской Библии. Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его. Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса и его учени-ков, называют Новым Заветом.
Писания Нового Завета включают 27 книг, принадлежащих пе-ру не менее чем восьми различных авторов. Все они писали по-гречески, на языке, который был широко распространен в мире в I в. до Рождества Христова. Более половины всех текстов Нового Завета на-писано четверыми апостолами. Апостолами назывались ученики Иису-са, избранные Им, чтобы быть Его представителями и помощниками. В Новом Завете описаны важнейшие эпизоды земной жизни Иисуса Хри-ста, его учение и чудеса, его крестная смерть, воскресение и вознесе-ние на небо. Рассказывается также о проповеди христианской истины и подвигах его учеников – апостолов (греч. – посланник).
Новозаветные книги появились в течение первого столетия после смерти Иисуса. Они написаны на греческом языке, хотя есть вероятность, что одна-две книги первоначально были написаны по-арамейски, а позднее переведены на греческий язык.
В Новый Завет входят (в последовательности канонизации церковью):
Евангелия;
Деяния апостолов;
21 послание апостолов;
Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова.
Апокрифы. Апокрифы (от греч. "тайный", "скрытый") – про-изведения религиозного содержания, не признаваемые христианской церковью каноническими.
Первоначально понятие апокрифа относилось к произведени-ям гностиков. Затем так стали называть раннехристианские писания, не признанные церковью "боговдохновенными". Апокрифы делятся на ветхозаветные, повествующие о сотворении мира и библейских царях и пророках, и новозаветные – протоевангелия, повести на еван-гельские сюжеты, апокрифические деяния и послания апостолов, от-кровения или видения, апокалиптические сказания и т.п., созданные до канонизации текста Нового Завета в IV – нач. V вв., которые цер-ковь не включила в канон. Новозаветные апокрифы дополнительно разделяются на "отреченные" (т.е. запрещенные), известные преиму-щественно по цитатам и полемикам раннехристианских писателей, и дозволенные для чтения (но не для богослужения).
Весьма двусмысленное положение апокрифов способствовало их популярности в народной среде, а разного рода еретические дви-жения (например, богомильство и докетство), с одной стороны, укре-пляли авторитет апокрифов в народе, а с другой – делали их автори-тет еще более двусмысленным. Тем не менее, даже руководство хри-стианской церкви было вынуждено периодически прибегать к апок-рифам либо как к аргументу в спорах и разного рода доказательствах, либо для расширения и уточнения различных аспектов жизни и дея-ний Христа и апостолов. Например, в свете необычайной популярно-сти девы Марии в католической среде папство, не имея жизнеописа-ния Марии в евангелических текстах, было вынуждено прибегнуть к апокрифу "Первоевангелие Иакова Младшего".
Христианство Наиболее популярными среди ветхозаветных апокрифов бы-ли "Сказание об Адаме", "Книга Еноха", "Откровение Варуха", "Жи-тие Моисея", "Лествица", "Заветы 12 патриархов", "Вопросы Иоанна Богослова"; среди новозаветных – "Хождение Богородицы по му-кам", "Евангелие от Фомы". Символ веры. Основные положения христианской церкви – догматы – определены в 12 членах Символа веры. Среди них важнейшими догматами являются: догмат о сущ-ности Бога, о триединстве Бога, о боговоплощении, искуплении, воз-несении, воскресении и т. д. Сутью догмата о единстве бога является утверждение, что есть только один единственный бог, и нет никаких других богов, ни равных ему, ни высших, ни низших. Все представления о богах в нехристианских религиях являются ложными, извращенными. Следующий догмат говорит о том, что Бог един и одновре-менно троичен (отец, сын, святой дух). Бог имеет три лица или ипо-стаси, но все три лица в боге равны между собой. Три лица в боге различны только по своим свойствам: отец не рожден ни от кого, сын рожден от отца, дух святой исходит от отца. Усвоить основные идеи христианской церкви можно толь-ко верой, полное постижение разумом догматических истин не-возможно. Первый Вселенский собор, состоявшийся в 325 г. в г. Никее принял краткое изложение основных догматов христианства, так на-зываемый Никейский Символ веры. Второй Вселенский собор в 381 г. в Константинополе выработал формулу троичности бога, дополнил и канонизировал Никейский Символ веры, который и сейчас служит руководством церкви.


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=FIL&op=view&id=20