Интенция | Все о философии

28.03.2009 - Культ ислама

Мусульманское вероучение сложно и запутанно, поэтому в полном объёме доступно лишь узкому кругу образо-ванных лиц – богословам, юристам, знатокам и толко-вателям Корана.
Важнейший принцип ислама – строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одно-временно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же вре-мя как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к чело-веку, “чем его шейная артерия”, говорится в Коране и в то же время утверждается: “Не постигают Его взоры...”. То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой за-кон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом – каждое явление, каж-дая вещь, каждое существо – это Его знамения людям, свидетельст-вующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. “У Бога прекрас-ные имена, зовите Его по ним...” – говорится в Коране. Имен этих – 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный – это божествен-ные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.
Для простых верующих достаточно выполнение пяти простых и доступных норм, которые называются “столпами ислама”:
Первый из них – намаз – исповедание веры. Исламский кодекс поведения основан на прочном фундаменте открытого признания догмата, именуемого Шахада. Это убеждённость в послушании Богу и следование заветам пророка. “Клянусь, что нет бога, кроме Аллаха, что Мухаммед пророк его”. Словами Шахады созывают мусульман во всём мире для мо-литвы, и смысл их есть сущность молитвы и мысли.
Второй – молитва (салят). Молитва не есть простое моление, как мы его понимаем, а полное богослужение, совершаемое пять раз в день: между рассветом и восходом солнца, в полдень, после полудня, вечером и при наступлении ночи. Место богослужения не определено в точности, для этого годится всякое чистое место, хотя везде существуют исключительно для этого построенные здания, мечети. Перед молитвой неукоснительно совершается обряд омовения, причем омы-вается лицо, руки до локтей и ноги до лодыжек. Когда нет возможно-сти достать воды, например в пустыне, достаточно обтереться пес-ком. Сама молитва состоит, по меньшей мере, из двух «ракатов», а каждый «ракат» – это ритуал, включающий ряд точно предписанных телесных движений и столь же строго установленный порядок рели-гиозных формул, которые должен произнести молящийся. Чтобы не сделать малейшей ошибки, которая лишила бы молитву ее действия, верующие располагаются в мечетях рядами позади предстоятеля (имама) и подражают всем его движениям. Суть молитвы состоит в восхвалении и прославлении Аллаха его служителями, лишь в редких случаях носит она несколько иной характер, например при солнечном и лунном затмении, при сильной засухе, при выносе тела умершего, вообще при всяких важных предприятиях и во время поста.
Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусуль-мане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа. Коран призывает: “Крепко держитесь все вме-сте на пути Аллаха и не разделяйтесь…”. Салят – проявление и символ мусульманской веры, литургическая форма молитвы, соблю-дение которой является долгом каждого мусульманина.
Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост отличается от христианских и дру-гих религиозных постов. Ислам категорически запрещает в дневное время суток не только прием пищи и питье, но и нюхать что-либо съе-добное – от восхода солнца до захода солнца. Пост длится 30 дней в мусульманском месяце рамадан. Кроме этого обязательного поста су-ществует еще дополнительный пост по обету или просто по желанию.
От соблюдения мусульманского поста освобождаются сле-дующие категории людей: больные, старые люди, беременные женщи-ны и кормящие матери, а также няни, кормящие ребенка своей грудью, путешественники и воины, которые находятся в сражении (проходя-щие обычную воинскую службу от поста не освобождаются).
Это, пожалуй, наиболее выраженный общинный обряд в ис-ламе. Мухаммед говорил, что из всех обязанностей души именно са-ум любим богом, ибо он во время поста наиболее заметен.

Все время должно быть в принципе посвящено человеком Алла-ху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благо-честивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан.
Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает рос-товщичество – риба. Конечно, не все эти и другие правила строго со-блюдаются, но время от времени, в частности в 70-е годы XX в., в различных мусульманских государствах усилился контроль за со-блюдением культовых правил, например поста в месяц рамадан.
Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой – если у него есть к тому физическая и материальная возможность) является хаджж – паломничество в Мекку.

Чтобы вникнуть в существо мусульманского паломничества, необходимо иметь представление о местах, где оно проходит. Местом паломничества является Саудовская Аравия – область Хиджаз, где находятся два небольших священных города мусульман – Мекка и Медина. В Мекке находится Кааба со священным «черным камнем» (Хаджар аль-асвад), в окрестностях Мекки – холмы Сафа и Мерв, священный колодец Земзем и в долине Арафат – местность Музда-лаф. В Медине находятся могилы Мухаммеда, его дочери Фатимы, праведных халифов Абу Бакра, Омара, Османа, могилы жены Му-хаммеда Айши, Мечеть Мухаммеда (Масджид набави). На пути из Мекки в Медину паломники посещают г. Таиф.
Шариатом определены основные условия и требования к паломнику.
Паломник должен быть:
- совершеннолетним;
- неумалишенным и свободным (не рабом);
- не вынужденным совершать паломничество, когда у него есть неотложные дела или дорога опасна;
- физически здоровым, чтобы исполнить требования паломни-чества.



Паломник должен иметь:
- достаточно времени, чтобы исполнить всю церемонию хад-жжа;
- дорожный провиант;
- верховых животных для поездки (в современных условиях средства для приобретения билетов на воздушный, морской и назем-ный транспорт);
- достаточно средств на расходы семьи и людей, содержание которых поручено ему;
- возможность все устроить так, чтобы после возвращения из хаджжа его хозяйство не пришло в упадок.
Для бедного человека паломничество необязательно.
Шариат допускает хаджж по найму. Если мусульманин имеет средства, но здоровье не позволяет ему совершить поездку, он может вместо себя послать в Мекку другого.
Паломничество совершается в месяце зуль – хиджжа, кото-рый, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные бе-лые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные про-цессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с ле-гендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого пропо-ведника единобожия.
Окончание хаджжа является главным мусульманским празд-ником ид аль – адха, во время которого в память о жертве, принесен-ной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных по всему му-сульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное про-звище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.
Пятой обязанностью мусульманина является закят – обяза-тельный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кро-ме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака – доб-ровольные пожертвования и милостыня.
Одно из предписаний мусульманской религии состоит в свя-щенной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются «запретными») надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к ино-верцам, свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям. Однако впоследствии и мусульманские богосло-вы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Дей-ствительно, в Коране проводится некоторое различие между привер-женцами разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отно-шение резко враждебное: «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах – с богобоязненными!» (9: 124).
К людям же, «имеющим писание», то есть иудеям и христиа-нам, составители Корана высказывают уважение. Это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения вы-росла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, «которым ниспослано писание», – с иудеями и христианами, – если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины (9: 29).
На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джя-ур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех ино-верцев.
Ислам является очень широкой по охвату системой социаль-ного регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина счита-ются религиозно значимыми.
Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закре-пляется чтением священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некото-рых мусульманских странах оно несколько ограничено законодатель-ством. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины. Тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусуль-манским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения.
Мужчины-мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различ-ные виды чалмы – шарфа, особо повязанного вокруг головы. Женщи-ны должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исла-ме многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто де-вяти «прекрасных имен» считается благочестивой обязанностью.
Культ в исламе имеет основную цель объединить мусульман. Собственно религиозных действий в нем мало. Считается, что Аллах не нуждается в действиях, направленных на выявление преданности ему или угождение, а всё это делается лишь из покорности воле Ал-лаха. Например, пятикратная молитва – это признак покорности Богу. Это действо коротко, оно занимает не более пяти минут. На этом личные религиозные обязанности мусульманина и заканчиваются.
Общественных религиозных обязанностей больше. Так, каж-дое более или менее значительное событие в жизни верующего (рож-дение, обрезание, совершеннолетие, брак, получение повышения по службе и т. д.) сопровождается принесением жертвы, размер которой зависит от величины кошелька жертвователя и его религиозности. Как правило, забивают барана или нескольких, важно отметить, что мясо жертвенного животного обычно раздаётся бедным, раздаётся также и милостыня. Всё это сопровождается молитвами, в которых содержатся просьбы к Аллаху благословить виновника торжества. В назидание собравшимся читаются и поучения из Корана (фитва).

Зеленков М.Ю

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=FIL&op=view&id=27