Интенция | Все о философии

28.03.2009 - Основные источники вероучения ислама

Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. «аль-Куръан» – «чтение вслух», «назидание») – свя-щенная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Иссле-дователи находят в Коране положения, заимствованные из более ран-них правовых памятников Востока, а также из обычаев доисламской Аравии.
Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из этой священной книги ислама, хотя многие значения этих фраз не по-нимают. Коран произносился и записан по-арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран – прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.
Первые пророческие откровения передавались в общине уст-но, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собствен-ной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи.
Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Му-хаммеда. Канонизирование содержания Корана (Мусхаф) и составле-ние окончательной редакции произошло при халифе Османе. Коран предписывает арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, ус-тановленных исламом. В самом Коране его правовая значимость оп-ределяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как араб-ский судебник».
Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6204-6236 (по разным подсчетам) стихов (аятов). Арабское слово «аят» означа-ет «знамение», «чудо», «знак». Отсюда происходит титул духовных лиц шиитов «аятолла» – знамение Аллаха.
Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к прави-лам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, от-носящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуа-ла и обязанностей.
Суры размещены не по содержанию и не по времени их появ-ления, а в порядке убывания длины, за исключением первой суры, фатихи. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха череду-ются с предписаниями, запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам.
В Коране совсем не заметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии – это совер-шенно сырые, необработанные тексты. Под каждой главой имеется отметка – мекканская или мединская, т.е. по тому месту, где она была получена пророком Мухаммедом – в Мекке или Медине.
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределен-ный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного тол-кования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права является Сунна («Священное Предание»), состоя-щая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Таких рассказов, сообщений насчитывается де-сятки тысяч. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в араб-ском обществе.
Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, до-казательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.
Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее «достоверных» всеце-ло относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Счита-лось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.
Между Кораном и Сунной имеется принципиальное различие. Коран – это слово Аллаха. Он никогда не был создан, как и сам Аллах, он существует извечно. Коран ниспослан пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. Хадисы же есть высказывания пророка (т.е. человека), которые были произнесены в определенный момент, т.е. имеют свое «начало».
Хадисы дополняют и разъясняют коранические установления. Так, в Коране сказано, что мусульмане должны молиться. Но как мо-литься? Как это должно осуществляться на практике? Ответ дают ха-дисы. Пророк Мухаммед говорит: «Молитесь так, как я молился», а его сподвижники рассказывают и показывают, как молился пророк. Этому образцу и следуют мусульмане. Оправдывая или осуждая тот или иной поступок, мусульманин ссылается на хадисы. Это означает, что поступок оценивается по аналогии с поступком пророка.
В то же время во всех случаях хадис нельзя смешивать со сло-вом Аллаха. Хадис имеет лишь пояснительный статус. Коран же есть фундамент, основа веры.



Таким образом, «Сунна посланника Аллаха» (полное название Сунны) – свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле – сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является бого-угодным, правоверным. Цель Сунны – дать верующим пример прак-тического применения норм, установленных Кораном. Обучение Сунне – важная часть религиозного воспитания и образования, а зна-ние Сунны и следование ей – один из главных критериев авторитет-ных предводителей верующих.
Шариат(мусульманское право) органически связан с исла-мом, его учением. Согласно юридической энциклопедии «Шариат» – свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Другими словами, шариат – это правовые предписания, не-отъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые ус-тановления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.
Шариат развивался как строго конфессиональное право. Осо-бенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктриналь-но-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые ус-тановления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания), с одной стороны, регулиро-вали общественные («человеческие») отношения, а с другой – опреде-ляли отношения мусульман с Аллахом (ибадат).
Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопо-нимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, кото-рым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:
- обязательные;
- желательные;
- дозволенные;
- нежелательные, но не влекущие за собой применения наказа-ния;
- запрещенные и подлежащие наказанию.
Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молит-вы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно осо-бенностью норм, составляющих шариат, является то, что они приме-няются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосер-дия, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и пред-ставления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпение, ведь Аллах с терпеливыми». Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и госу-дарственной власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас».
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге – Аллахе – утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. Мусульманское право на первый план вы-двигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.
Немаловажную роль в закреплении за шариатом функции ос-новного законодательства сыграл тот факт, что длительный период мечеть служила местом решения как религиозных, так и светских дел, в том числе судебных. В мусульманском мире законоведами призна-вались только известные богословы. Единственным источником за-конодательства исламская догматика считает божественную волю.
Как конфессиональное право шариат отличался от канониче-ского права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а вы-ступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со вре-менем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Средне-го Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом про-изошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлени-ем (суннизм) возникло и другое направление – шиизм.

Зеленков М.Ю

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=FIL&op=view&id=29