Интенция | Все о философии

14.07.2009 - АЙДУКЕВИЧ (Ajdukiewicz) Казимеж (12 декабря 1890, Тернополь, ныне Украина—12 апреля 1963, Варшава)

Польский логик и философ, участник Львовско-Варшав-ской школы.

Окончил Львовский университет (1912), где учился у К. Твардовского и Я. Лукасевича. В Гетгингенском университете (1912—14) слушал лекции Д. Гильберта и Э. Гуссерля. Докторская диссертация (1912) посвящена кантовской философии пространства. Во время 1-й мировой войны служил в австрийской армии, был командиром артиллерийской батареи, командовал бронепоездом. После войны преподавал философию сначала в Варшавском, затем во Львовском университетах. После 2-й мировой войны заведовал кафедрой философии в Познаньском университете, был ректором этого университета (1948—1952). Академик Польской академии наук с момента ее формирования. Руководил отделом логики в Институте философии и социологии Польской академии наук и был вице президентом Международного союза истории и философии науки.
Философская позиция Айдукевича заключалась в соединении» рационалистического подхода к познанию с научным эмпиризмом. При этом он пытался избежать крайностей логического эмпиризма, невыполнимость программы которого Айдукевич осознал еще в ЗО-х гг. Необходимую для науки взаимосвязь эмпирического и теоретического ее компонентов пытался прояснить при помощи методов логической семантики. Он разработал теорию семантических категорий (или синтаксической связности), впоследствии приведшую к построению т. н. исчислений Айдукевича— Ламбека. Айдукевич предложил семантическую концепцию языка и значения языковых выражений («радикальный конвенционализм»), которая легла в основание его логико-методологической концепции структуры и разви» тия научного знания. В соответствии с этой концепцией научная теория могла быть в принципе отождествлена с замкнутой в логико-семантическом отношении языковой системой.
В 40—50-е гг. взгляды Айдукевича эволюционировали от «радикального конвенционализма» к «радикальному эмпиризму», т. е. требованию устранить из методологии любые реликты априоризма. В это время Айдукевич выдвинул тезис об эмпирической интерпретируемости логики и ее законов; если в 30-е гг. он не разделял взглядов Я. Лукасе-вича на то, что выбор логической системы может зависеть от предметной области, к которой относятся высказывания научной дисциплины, то в 40-х гг. он уже сочувственно относился к этим идеям, хотя сам не занимался неклассическими логиками; его работы по логической семантике этих лет связаны с анализом языка, в котором действуют только эмпирические правила значения. Айдукевичу принадлежат оригинальные результаты в теории логического вывода и теории определений, в логике вопросов и индуктивной логике, логической семантике и синтаксисе, а также ряд ценных методологических разработок; (экспликация аксиоматического метода, применение различных логических систем в зависимости от специфики научных теорий и др.).
Соч.: Картина мира и понятийный аппарат. «Философия науки», вып. 2. Гносеологический и логико-методологические проблемы. М., 19%; О znaczeniu wyrazert. Lwow, 193Ц Spfache und Sinn,— «Erkenntni?», IV, 1934, S. Ш—138; Die syntaktische Konnexitat.-«Studia Philosophical, I(Lwow), 1936; Zagadnienia i kienmki filozotii (Teoria poznania. Metafizyka). Warsz., 1949; Logika ptagraatyczna. Warsz., 1975; Jezyk i poznanie (Wybor pism z lat 1920-1963). T. 1-2. Warsz., 1985.
В. Л. Васюков

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=108