Интенция | Все о философии

18.07.2009 - АДОРНО (Adorno) Теодор (Визенгрунд-Адорно) (Theodor Wiesengrund-Adorno) (1903 - 1969)

Немецкий философ, социолог, музыковед, один из ведущих теоретиков старшего поколения Франкфуртской школы.

Выходец из обеспеченной буржуазной семьи (отец—предприниматель, мать—певица), вундеркинд в гимназические годы, Адорно изучал философию, социологию, музыковедение и психологию во Франкфуртском университете. Первую докторскую степень по философии получил в 1924 за работу о Гуссерле. Продолжил свое музыкальное образование в Вене, по возвращении в 1931 представил диссертацию «Кьеркегор. Конструкция эстетического». Затем примкнул к возглавляемому М. Хоркхаймером Институту социальных исследований. В 1934 эмигрировал в Великобританию, в 1938 —в США, где возобновил сотрудничество с переместившимся в Нью-Йорк Институтом социальных исследований, участвовал в разработке ряда исследовательских проектов при различных университетах, в частности по проблемам масс-медиа и антисемитизма. Соавтор труда «Авторитарная личность» (The Authoritarian Personality. 1950). В 1941 совместно с Хоркхаймером приступил к созданию «Диалектики Просвещения» (Dialektik der Aufklaerung. Philosophische Fragmente. Amst., 1947) —программного произведения критической теории общества того времени. В эти же годы были написаны такие основополагающие его работы, как «Minima Moralia» (1951) и «Философия новой музыки» (Philosophie der пеиеп Musik. 1949). В 1949 верйудся во Франкфурт» был профессором в воссозданном Институте социальных исследований и его директором с 1959 (после отставки Хоркхаймера). Дважды (В 1963 и 1965)- избирался главой Немецкой социологической ассоциации. Активный участник широко развернув-, шейся в 60-х гг, дискуссиидо проблемам позитивизма (Der Positivismusstreit in der deatschen Soziologie). В этот период создаются самые известные его произведения: «Введение в социологию музыки» (Einleitung in die Musiksoziologte, 1962), «Негативная диалектика» (Negative Dialektik. 1967), «Эстетическая теория» (Asthetische Theorie. 1970). Уже в «Диалектике Просвещения» четко очерчивается круг тем,, разработке которых посвящено творчество Адорно в последующие годы. Центральное место среди них зани-мает.проблема автономии субъекта, противостояния чело?
веческой: индивидуальности, руководствующейся принцип пом самозаконодательства разума (Кант), всем формам самоотчуждения и овеществления. Таковыми, в частности, являются процессы формализации и инструментализации разума в научном и философском познании, настаивающем на непреложной позитивности учреждаемой им картины мира и тем самым увековечивающем социальное насилие и порабощение* Заимствуемый из гегелевской диалектики радикальный негативизм призван разорвать порочный круг «вечного возвращения тождественного» в природе и в обществе. Негативная диалектика Адорно стремится развеять чары как традиционного мифа, так и вырождающихся в миф в ходе реализации программы Просвещения науки, техники и социальной практики, заставить вспомнить о принципиальной открытости человеческого существа опыту неведомого. В зрелый период творчества Адорнв (период «Негативной диалектики) эти идеи получают окончательное оформление в концепции «неидентичности», во всей полноте отразившей уникальное мироощущение философа. Направленная против всех видов «идентифицирующего мышления», всех типов «аффирмативной культуры» (Маркузе) критическая полемика имеет целью выявление способности к самотрансцендированию в качестве основной характеристики человеческой субъективности, делающей доступным ей опыт свободы, опыт нового и иного, забытого и вытесненною, утерянного и запретного Тем самым позиция Адорно во многом сближается с идеями Шеллинги; Ницше, Фрейда и Батайя.
Соответствующим образом ориентированным оказывается и музыковедческое творчество Адорно Прототипичным здесь является представленный им еще в «Диалектике Просвещения» антагонизм между-преследующей лишь цели самосохранения самостью (Одиссей) и олицетворяемой пением сирен стихией и бездной бытия, одновременно губительной и невыразимо притягательной для гомеровского героя. В работах, посвященных творчеству А: Шенберга,A. EepfSj А.Неберна, Г. Малера и др., музыка (а вместе с тем и искусство в целому выступает'в роли той сферы человеческого творчества, й которой самым явственным образом воплощается его «неидентичность» самому себе, потребность неустанного выхода за пределы: вся* кой позитивности в иные, еще неизведанные измерения
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd. 1—20. Fr./M., 1970—1986; К логике социальных наук.—«ВФ», 1992, № 10; Диалектика Просвещения. Философские фрагменты, М.—СПб., 1997 (совм. с М. Хоркхаймером).
М:М. Кузнецов

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=110