Интенция | Все о философии

24.07.2009 - АГАЦЦИ (Agazzi) Эвандро (род. 2 октября 1934, Бергамо, Италия)

Итальянский философ и логик.

Работал в Пи-занском, Миланском и Генуэзском университетах; в настоящее время профессор Оренбургского университета (Швейцария). Активно участвует в работе международных философских организаций: был генеральным секретарем (с 1978) и президентом (1988—93) Международной федерации философских обществ. Член международного редакционного совета журнала «Вопросы философии» tt 1993), Агацци—сторонник научного реализма. В развиваемой им концепции научной объективности он утверждает интерсубъективный характер научного знания и принципиальную способность каждого субъекта проверять высказывания, конструируемые другими субъектами. В рамках такого подхода исследуются процедуры образования научных объектов, при этом используются операциональные предикаты (которые определяются и измеряются с помощью эмпирических операций). Агацци исходит из концепции нелинейности научного прогресса, считая равно односторонними как модель научного прогресса логического эмпиризма; так и исторический подход к методологии науки (Т. Куна, И. Лакатоса и др.). Он отвергает радикальные варианты онцепции,«теоретической нагруженности» предикатов наблюдения. Значение операциональных понятий состоит из двух компонент — референци-альиого и контекстуального значения, при этом; .только второй компонент является «теоретически нагруженным», а первый образует «неизменное ядро» значения понятий и дает возможность сравнения теорий. Если в процессе перехода от одной- теории к другой предикаты не изменяются, то такие теории оказываются сравнимыми (а иногда даже совместимыми). Если операциональные предикаты различны, то соответственно теории несоизмеримы, т. к. они относятся к разным объектам (и в этом случае научный прогресс состоит в накоплении не связанных между собой научных истин). В противовес попперовской концепции правдоподобности, а также концепции частичной истины Агацци полагает, что каждая истина ограничена областью объектов, к которым она относится, и только в этих пределах она является подлинной Истиной.
Соч.: Introduzione al problem! dell'assiomatic. Milano, 1961; Subjectivity, Objectivity and Ontological Commitment in the Empirical Sciences.—Historical and Philosophical' Dimension»' of Logic, Methodology and Philosophy of Science. Donfteeht— Boston, 1977; Systems Theory and the Problem of Reductionism.—«Erkenntnis», 1979, v. 12, N» 3; Commensurability, Incommensurability and Cumulativity in Scientific Knowledge.—«Erkenntnis», 1985, v. 22, № 1-3; Реализм > науке и историческая природа научного познания,-«ВФ», 1980, № 6,
В, Н. Садовский

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=117