Интенция | Все о философии

23.07.2009 - АВЕНАРИУС (Avenarius) Рихард (19 ноября 1843, Париж—18 августа 1896, Цюрих)

Швейцарский философ - идеалист, один из основателей эмпириокритицизма.

titleС 1876 (1877) — совместно с Вундтом — начал издавать в Германии журнал «Квартальник («Трехмесячник») научной философии» (Vierteljahiresschrift fur wissenschaftliche Philosophic). Преподавал "индуктивную философию" в университете Цюриха (1877—1896).

Целью А. являлась разработка философии как строгой науки наподобие позитивных природоведческих дисциплин.

Собственную философскую позицию А. именовал "эмпириокритицизмом" - "надпартийным" философским подходом, критически рассматривающим все, якобы проверенные, истины, суть которого в «очищении опыта» от всего того, что опытом не является, т. е. от «метафизических прибавлений». В результате раскрывается «единство опыта», который в основе своей есть «жизнь». Поэтому философия, обращенная к человеку, должна исследовать его прежде всего как живой организм.

«Жизнь» Авенариус трактует как «биологическую экономику», которая представляет собой взаимодействие противоборствующих процессов накопления и расходования энергии. Если один из этих процессов превалирует - наступает смерть. «Оптимум жизни» - это равновесное динамическое состояние, «жизненный максимум сохранения», а жизненную активность («работу») можно представить в виде шкалы, в которой колебания «в сторону потребления» и «в сторону расходов» должны быть уравновешены. Упражнения ведут к сокращению потребностей в энергии, нужной для выполнения работы. Критерием жизнеспособности организма является «принцип наименьшей меры силы»: организм, который более экономно расходует энергию, имеет больше шансов выжить. Жизненный процесс при наличии внешних условий есть «аппроксимация (постоянное приближение) к сохранению» и потому обладает временной размерностью. Если бы равновесие было обязательным условием жизни — организм не мог бы пережить своего рождения, когда он исторгается в чуждую ему сферу. Но жизнь существует «вопреки рождению», это значит, что организм способен сохраняться, стабилизируя свои отношения с «окружением». Поэтому жизнь нельзя рассматривать как то, что происходит «внутри» организма: она есть «жизненный мир», т. е. целостность, в которой связаны «внутреннее» и «внешнее». Упражнения (в процессе «работы») превращают «новое» в «привычное», тем самым чуждое в освоенное, в результате мир стабилизируется, принимает форму предметов, «вещей мира».

Начало жизни - акт рождения; это выход из защищенного состояния в незащищенное, и потому переживается как первая из жизненных катастроф. Следствие первой жизненной катастрофы — «родовая травма» - накладывает печать на все последующее бытие в мире, которое оказывается стремлением достичь безопасного состояния, т. е. вернуться в безопасное материнское лоно. Поскольку это невозможно, происходит замещение в форме «привычки»: то, что «бывает», становится понятным, т. е. «освоенным», «принятым в себя», превращенным из «чуждого» и «внешнего» в «свое» и «родное». Поэтому родина — это «внутренний мир» организма, это свое.

Соответственно понимание мира не «отражение», а целостное отношение к миру и поведение в нем, когда самосохранение согласовано с пониманием, а стремление к реализации жизненного максимума сохранения тождественно стремлению так все устроить в мире, чтобы он стал «родиной».

Любая попытка справиться с внешней помехой - акт рождения в миниатюре, который начинается с проблематиза-ции и заканчивается депроблематизацией. С упражнениями депроблематизация достигается быстрее, и вместе с тем происходит изменение понятия мира - оно становится все более универсальным. Эту тенденцию выражают философские попытки строить всеобъемлющие онтологии, в которых «все» есть или «огонь», или «вода», или «дух», или «материя». Если не видеть в этом превращенную форму жизненных устремлений, то «понятие мира» приобретает вид метафизической «мировой загадки»; «позитивная» экзистенциальная характеристика бытия становится «негативной», действительное бытие превращается в кажимость и даже в небытие.



В соответствии со своей био-онтологической картиной мира, в центре которой находится организм как активный центр, Авенариус трактует восприятия как нечто большее, нежели совокупность данных, которые имеют внешний источник: они всегда суть апперцепции, т. е. такое постижение мира, которое зависит от «предданного». Познание как процесс оказывается по возможности экономным подведением очередных чувственных восприятий под общее понятие.

Наиболее общее понятие системы - это «последнее понятие», или «центральное представление». Предикат, который стоит в центре системы понятия, - бытие; он «связан со всем», сопровождает любую апперцепцию. Единственное «свойство» бытия - простое наличие. По этой причине этот предикат не обладает никаким особым смыслом, пуст по содержанию. В процессе «очищения опыта» он неустраним, и его невозможно определить. Метафизические ошибки при исследовании мира возникают в результате интроекции: в акте познающего сознания переживание вещи неким другим человеком «вкладывается» в это сознание, становясь его внутренним содержанием. В итоге изначальная целостность мира опыта распадается на «внешний» и «внутренний». Вместо целостного опыта (непрерывного потока переживаний, в котором содержание переживания слито с актом) появляются отделенные друг от друга субъект, который переживает ощущения, и внешний ему объект, который эти ощущения вызывает. Таковы корни всякого идеализма - начиная с анимизма и кончая психологизмом (который занят поисками души как самостоятельной субстанции). Исключение интроекции приводит к восстановлению «естественного» понятия мира, и вопрос о реальности «внешнего мира» в качестве «другой реальности» снимается как мнимая философская проблема.

Согласно Авенариусу, "любая область нашей среды устроена так, что индивиды на определенном этапе познания говорят: "Это следует проверить". Если же, по мысли Авенариуса, "среда — предпосылка утверждения, то последнее полагается как опыт". Содержанием утверждения в таком контексте выступает "испытанное". Критикуя "чистый опыт", Авенариус призывает вернуться к "естественному понятию мира", постулирующему существование индивидов, элементов окружающей среды, а также — множественность актуальных отношений между всеми ними ("закон жизненного ряда"). По версии Авенариуса, содержание опыта "естественного понятия мира" включает в себя то, что есть данное из меня, из соответствующей среды и из зависимостей между фрагментами опыта. Сопряженная же с данным опытом гипотеза наделяет движения моих близких определенным значением - точнее, трактует их /движения — А.Г. / как высказывания. Это у Авенариуса — "основное эмпириокритическое допущение принципиального человеческого равенства". Началом исследования, его исходным пунктом, Авенариус именует "ближнего", "не затронутого никакой — ни дикой, ни цивилизованной философией". Под опытом подразумеваются лишь мысли, находимые ближним данными, но лишь "такими, какими он находит их данными". Поэтому естественное понятие о мире, согласно Авенариусу, искажается интроекцией - истинным бичом, по версии Авенариуса, истории философии. Свою, нетрадиционную, трактовку интроекции Авенариус обозначил так: "В то время как я оставляю дерево предо мною, как виденное, в том же самом отношении ко мне, в каком оно найдено, как данное, - господствующая же психология вкладывает дерево, как "виденное", в человека (т.е. в его мозг). Это вкладывание "виденного" внутрь и т.д. в человека и есть то, что мы обозначаем словом интроекция".

Авенариус разработал учение об "эмпириокритической принципиальной координации", уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения.

По замыслу Авенариуса, учение о "принципиальной координации" должно было открыть возможность для преодоления дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрыть эффект воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта.





По Авенариусу, индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту - то, что описывает критик, суть интеракция или взаимодействие среды и нервной системы индивида. "Исходный ближний" и "близкий ближний", по схеме Авенариуса, принимают некоторую составную часть окружающей среды за количественно единую для них обоих и называют ее "киноварью".

Как писал Авенариус: "Я называю человеческого индивидуума, как (относительно) постоянного члена некоторой эмпириокритичес-кой принципиальной координации, центральным членом последней; а составную часть окружающей среды - безразлично, будет ли она опять-таки человеком или деревом, - называю противоположным членом... Некоторая же составная часть моей окружающей среды - ближний - есть центральный член некоторой принципиальной эмпириокритической координации". Различие между физическим и психическим оказывалось не принципиальным. Познание, в конечном счете, может интерпретироваться как адаптационный процесс биологического порядка, как процедура "восстановления равновесия", как субъективная окраска элементов среды. Наше "Я", согласно Авенариусу, отнюдь не наделено категориальными структурами (в отличие от мнения Канта): комплекс наших представлений суть результат нашей успешной адаптации к среде.

Основанием адекватного теоретического объяснения Авенариус считал принцип "экономии мышления", обусловленный:

а) природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде ("мышление как максимальный результат при наименьшей мере силы");

б) функцией философии как "критики чистого опыта" — элиминирование из культурной сферы излишних ее фрагментов типа материализма или спиритуализма.

Исходный принцип учения Авенариуса — нерасторжимое единство "системы С" или центрального члена, и "системы R" или противочлена, т.е. субъекта и объекта ("без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта"). Общее понятие, под которое, согласно Авенариусу, можно подвести все сущее и которое не может быть подведено ни под какое другое более общее понятие — это "ощущение". В картине мира понятию ощущения А. отводил ключевую роль.

Учение Авенариуса о "принципиальной координации" не смогло войти в теоретическое осг нование естественных наук того времени, поскольку не признавало независимого существования объективной реальности, а также излагалось (как и вся философия Авенариуса) избыточно тяжеловесным и запутанным языком. Мах предлагал даже создать специальный толковый словарь философии Авенариуса.

А.А. Грицанов А. Ф. Зотов




Библиография

Сочинения:

Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты силы. Пролегомены к критике чистого опыта (1876), [рус. издание: Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил. - СПБ. 1913].

Критика чистого опыта ( в 2т., 1888 – 1890), [ рус. издание: М., 1905, 1907 – 1908];

Человеческое понятие о мире (1891), [ рус. издание: М., 1907 – 1908];
О предмете психологии (1894 – 1895) и др.

Литература:

Филиппов М. О философии чистого опыта // Научное обозрение. – 1898. - № 5;

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм (1908, изд. 1909);

Аксельрод Л. (Ортодокс). Субъективный материализм // Современный мир. – 1910. - №2, 4;

Raab F. Die Philosophie von R. Avenarius. – Lpz., 1918;

Аксельрод Л. (Ортодокс). Против идеализма, М.- П., 1922;

Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т. 3. - М., 1957. - С. 202 - 301, 448 - 480;

Быховский Б. Э. Авенариус Рихард [Текст] // Философская энциклопедия: в 4 т. Т.1.: А – Дидро / Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет.: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1960. – С. 17 - 18.

Зотов А. Ф. Авенариус Рихард [Текст] // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.1.: А – Д / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.] / А. Ф. Зотов. – М.: Мысль, 2000. – С. 39 – 40;

Грицанов А. А. Авенариус Рихард [Текст] // Новейший философский словарь / А. А. Грицанов – Мн.: Книжный дом, 2003. – С. 15 - 16. – (Мир энциклопедий).





Высказывания


«Мышление людей всюду обнаруживает цепкую жизнеспособность различных, логически не безукоризненных, «излюбленных мнений» и «заветных убеждений» - не только в так называемых религиях народных масс, но и в философских миросозерцаниях выдающихся отдельных личностей…» (Авенариус, Рихард. Человеческое понятие о мире [Текст] / Р. Авенариус; пер. со 2-го (1905 г.) посмертного издания Н. Самсонова. - М: Тип. А.С. Суворина, 1909. - С.86);

«Действительно ли мир устроен так, что лишь поверхностному взгляду он кажется единым и свободным от противоречий, но всякого, кто хотел бы глубже постичь его в целом, вводит в заблуждение – и тем вернее, чем с большею строгостью в выводах подвигается вперед мыслитель?»

(Авенариус, Рихард. Человеческое понятие о мире [Текст] / Р. Авенариус; пер. со 2-го (1905 г.) посмертного издания Н. Самсонова. - М: Тип. А.С. Суворина, 1909. - С.IX);

«Мир»…мог стать - в том ли, что касается его происхождения или, по крайней мере, происхождения его движения, его порядка, закономерности и целесообразности, его определения и его смысла и т.д., или же в своем принципиальном единстве, в своем независимом от мышления бытии, вообще в своем бытии и истинной познаваемости и т.д. – чем-то еще и поныне «загадочным в самой сути своей», как раз для того серьезного мыслителя, который хочет считаться со всеми его сторонами…»

(Авенариус, Рихард. Человеческое понятие о мире [Текст] / Р. Авенариус; пер. со 2-го (1905 г.) посмертного издания Н. Самсонова. - М: Тип. А.С. Суворина, 1909. - С. 94)

Источники:

Зотов А. Ф. Авенариус Рихард [Текст] // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.1.: А – Д / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.] / А. Ф. Зотов. – М.: Мысль, 2000. – С. 39 - 40.

Грицанов А. А. Авенариус Рихард [Текст] // Новейший философский словарь / А. А. Грицанов – Мн.: Книжный дом, 2003. – С. 15 - 16. – (Мир энциклопедий);

www.hrono.ru (с использованием материалов из Большой советской энциклопедии).

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=120