Интенция | Все о философии

02.08.2009 - ГЮЙО Жан Мари (1854—1888)

Французский философ-спиритуалист, исследователь проблем этики и эстетики.

titleПриемный сын А. Фулье, рано проявил интерес к проблемам философии и морали; в 19 лет получил почетную премию от Академии моральных и политических наук за работу, посвященную истории утилитаристских взглядов в морали от Эпикура до современных философов; с 1874 преподавал философию в парижском лицее Кондорсе. Тяжелое заболевание заставило оставить начатую преподавательскую карьеру и переселиться сначала в Италию, а затем в Прованс, где он и умер от туберкулеза в возрасте 33 лет. В центре философии Гюйо —идея жизни как фундаментального принципа всех философских ценностей, основы и движущей силы человеческого бытия. Этико-эстетиче-ский витализм Гюйо близок философии жизни: человеком управляет слепая, морально индифферентная жизненная сила,-происходящая из скрытых глубин его бытия; ей свойственна постоянно возрастающая интенсивность, «Сознание является разлагающей силой», поскольку может «при помощи ясности анализа разрушать все то, что накоплено неясным синтезом наследственности» («Esquisse 4'une; morale sans ^obligation ni sanction». P., 1885, p. 245). Цель морали -г- восстановление гармонии между рефлексией и спонтанностью, мораль способна выполнить эту задачу, поскольку «наиболее интенсивная и наиболее экстенсивная жизнь» объединяет в себе эгоизм и альтруизм. Эгоизм для Гюйо — это мутация жизни, поэтому долг каждого человека соотносим с жизненной энергией этого чет ловека.
Прекрасное, по мнению Гюйо, есть все то, что усиливает нашу жизненную силу. Эстетическое переживание носит
общественный характер, так искусство пытается возвели-: чить индивидуальную жизнь, чтобы позволить ей соприкоснуться с всеобщей жизнью («Искусство с социологической точки зрения» — L'art au point de vue sociologique. P., 1889; рус. пер. 1900).
В своей последней работе «Иррелигйозность будущего» (Irreligion de V avenir. P., 1887) Гюйо высказывает уверенность, что со временем религия освободится от догм и перестанет зависеть от веры в трансцендентную силу; от этого она не перестанет существовать, ибо связана с чувством физической,, моральной и социальной зависимости от Универсума и распространяющегося от него источника жизни; религия понимается Гюйо как универсальный со-циоморфизм.
Соч.: Les problems de l'esthetique contemporaine. P., 1884; La Genese de l'idee de Temps. P., 1890; Education et Heredite. P., 1889; в рус. пер.: Нравственность без обязательств и без санкции. М., 1923. Лит.: foullieA. La Morale, Tart et la religion^d'apres Guyau. P., 6 ed., 1906; Guyau and the idea of time, ed. by J, A. Michon et al. Amst., 1988.

М.М.Федорова


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=129