Интенция | Все о философии

02.08.2009 - ДЮРКГЕЙМ Эмиль (Durkheim, Emile) (1858–1917)

Французский философ и социолог-позитивист, первый в мире профессор социологии, родоначальник французской социологической школы, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основатель и издатель журнала «L'Annee sociologique»

titleС его именем связана институ-ционализация социологии во Франции, создание социологических кафедр в Бордосском и Парижском университетах. Разрабатывая теоретико-методологические основы социологии, Дюркгейм следовал традициям контовского позитивизма—руководствовался образцами естественных наук, утверждал принципы эмпирической обоснованности, точности и доказательности выводов. Условием превращения социологи»л самостоятельную науку Дюркгейм считал наличие, особого предмета и соответствующего метода. Особой реальностью, изучением которой не занималась до сих пор ни одна из наук, является социальная реальность или совокупность социальных фактов, обладающих самостоятельными характеристиками и несводимых к физическим, психологическим, экономическим и т. п. фактам действительности. Объективное, независимое от индивидов существование; и способность оказывать
на людей принудительное давлений главные «признаки» социальных фактов. Отсюда проистекает их способность регулировать индивидуальное и групповое поведение. Дюркгейм различал морфологические социальные факты, составляющие «материальный субстрат» общества (физическая плотность населения—количество населения на единицу площади, и моральная частота или интенсивность общения между индивидами, а также наличие путей сообщения, характер поселений), и социальные факты духовной природы—«коллективные представления», в совокуп-ности составляющие коллективное или общее сознание. Исследуя гл. о. факты духовного порядка (мораль, религию, право), Дюркгейм нередко гипертрофировал их действительные социальные функции, подчеркивал их необычайно большую роль в жизни общества, нередко отождествлял с обществом, а последнее называл Богом. Взгляды Дюркгейма развивались на базе теоретико-методологической концепции, получившей название социологизма. В онтологическом плане его социологизм утверждал наличие специфической автономной реальности — социальной, отличающейся от любой другой—биологической, психической, экономической. При этом в духе социального реализма общества трактовалось как вне и надындивидуальная реальность. В методологическом -плане социологизм предполагал принцип «объяснять социальное социальным» и отвергал всякий редукционизм. Дюркгейм ратовал за распространение, социологического метода на все общественные науки, заслужив упреки в социологическом экспансионизме. Позиция Дюркгейма была направлена против психологизма и социального атомизма Г. Тарда (см. Атомизм соиралъный), с которым он вел упорную и длительную полемику. Теория общества, сравниваемого с организмом, давала ему возможность обосновать идею общественной солидарности. Вопрос о том, каковы, связи, объединяющие людей, .конкретизировался как определение природы и функций общественной солидарности в современном развитом обществе «отличие от примитивных, или традиционных, обществ, как объяснение перехода от одной общественной формы к другой. В духе типичной для 19 в. идеи конструирования двух идеальных типов общества, между, которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм строил дихотомию обществ с механической (в архаическом обществе) и органической в развитом обществе) солидарностью как, двух звеньев единой эволюционной цепи. Механическая солидарность основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций» органическая—на разделении труда. Общественное разделение труда, предполагая обмен продуктами своей деятельности между индивидами, создает общественную солидарность, интегрирует общество, обеспечивает единство социального организма. Рассматривая солидарность как высший моральный принцип, Дюркгейм считал моральным и само разделение труда. Антагонизм труда и. капитала, моральный и экономический кризисы он считал отклонением от нормы» результатом недостаточной отрегулированности отношений между классами, следствием отставания культуры от экономики. С целью ликвидировать это отставание Дюркгейм предлагал создавать профессиональные корпорации, которые, будут вырабатывать и внедрять в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между трудом и капиталом, способствующие развитию личности и преодолению кризиса. Все это, по его мнению, будет служить преодолению аномии—состояния морального вакуума, безнормности, когда старые нормы уже не выполняют свои функции, а новые еще не сложились. Дюркгейм модернизировал традиционное понимание религии, усматривая в обществе источник представлений о священном и объявляя общество Богом. Поскольку главной функцией религии>является создание существенной солидарности, в' нее должны вкяючатьея все представления и действия, выполняющие эту функцию. Порождением религиозной жизни, в частности выполиения обрядов, Дюркгейм считал способности человека к логической классификации и созданию общих понятий. Широко известно применение теоретико-методологической концепции социологизма к анализу такого конкретного социального явления, как самоубийство. Его главной причиной, согласно Дюркгейму, является утрата индивидом связей с обществом, а также состояние экономического и морального кризиса и сопутствующая им аномия.
Общественно-политическая позиция Дюркгейма характеризовалась активной деятельностью на поприще образования и просвещения, выступлениями против клерикально-монархической реакции, войны, борьбой за прогрессивные реформы. Дюркгейм и его социологическая школа оказали существенное влияние на развитие социальных наук во Франции. Он признан классиком социологии, чьи концепции легли в основу формирования теоретического фундамента современной социологии.
Соч.: О разделении общественного труда. Метод социологии. М, 1991; Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995; Самоубийство: социологический этюд. М, 1994; Социология образования. М., 1996; Les formes 6tementaires de la vie religieuse. P., 1912.

E. В. Осипова



Философские и социологические взгляды Дюркгейма.


Свои философские воззрения Дюркгейм изложил в произведениях: «Самоубийство», «Социология и теория познания», «О разделении общественного труда», «Метод социологии», «Элементарные формы религиозной жизни» и др.
Предмет философии, по Дюркгейму, - «трансцендентная», недоступная опыту природа фактов реальной жизни. Поэтому философия стоит «по ту сторону» научного исследования и должна быть полностью отделена от положительной науки, которая занята установлением причинных зависимостей между фактами. При этом как факты, так и их зависимости специфичны для каждой науки.
Методология Дюркгейма - образец западно-европейского объективизма.
Дюркгейм отказался от специфического для западно-европейского обществоведения метода «робинзонады» и заменил его принципом соотношения индивида и общества как части и целого. Составляющие предмет социологии социальные факты несводимы, по Дюркгейму, к свойствам личности: «Группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были бы разъединены» (Метод социологии. - К.-X., 1899. - С. 91). В идее самостоятельности целого по отношению к частям Дюркгейм усматривал общий принцип взаимосвязи высших явлений с составляющими их элементами.
Среди признаков, определяющих жизнедеятельность людей, Дюркгейм выделил группу явлений, которые действуют как принудительные внешние нормы, организующие поведение индивида. Таковы моральные и юридические нормы, типы обществ, связей (семейные, племенные, государственные и т. п.). По Дюркгейму, эти конституирующие общество связи есть результат интеграции способностей индивидов, их верований, чувств, сознания. «В силу этого принципа общество представляет не простую сумму индивидов, но систему, образовавшуюся от ассоциации их и представляющую реальность в собственном смысле, наделенную особыми свойствами» (там же. - С. 90). Т. о., социология Дюркгейма идеалистическая, т. к. понятие обществ, бытия для нее равнозначно понятию общественного, коллективного сознания.
Сознание индивида характеризуется, по Дюркгейму, фактами двоякого рода: эмпирическим опытом (ощущения, представления, являющиеся видимостями, иллюзиями) и категориями (логические понятия, выражающие наиболее общие отношения между вещами и не подверженные субъективной изменчивости).
Эмпирические знания, по Дюркгейму, возникают в уме под действием объекта и объясняются психической природой индивида как субъекта. Индивидуальная практика не нуждается в категориях: «Чтобы отличать вещи, к которым нам полезно стремиться, от тех, которых нам следует избегать, нет надобности связывать причины и следствия логическими узами» (Социология и теория познания //Новые идеи в социологии. – СПб, 1914. - № 2 - С. 61). Логические категории - надиндивидуальны и являются продуктом общества, коллективными представлениями.
В этом тезисе - ядро идеалистической социологии Дюркгейма. В развитии общественного сознания Дюркгейм усматривает главное содержание исторического процесса: «Коллективные представления - продукт обширной, почти необъятной кооперации, которая развивается не только в пространстве, но и во времени... В них как бы сконцентрировалась весьма своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и более сложная, чем умственная жизнь индивида» (там же - С. 38-39).Коллективные представления в качестве обществ, продукта обладают, по Дюркгейму, принудит, силой для индивида. В этом Дюркгейм ошибочно усматривал источник их истинности: «Понятие, которое вначале считалось за истинное, потому что оно было коллективным, постепенно делалось коллективным лишь под условием признания его истинным» (там же - С. 53). Соответствие понятий объекту и их общезначимость производны по отношению к этим признакам. Согласно Дюркгейму, весь процесс познания изначально социологизирован, причем только через коллективные представления сознанию дано и объективное содержание категорий, включая категории пространства, времени, причинности и т. д. «Так как вселенная существует лишь постольку, поскольку она мыслится, и так как в своей целостности она мыслится только обществом, то она и становится элементом его внутренней жизни, а само общество становится родовым понятием, вне которого не существует ничего» (там же - С. 59). С этой идеалистической точки зрения любое общество основывается на системе общезначимых коллективных представлений. Поэтому, по Дюркгейму, мораль, религия и наука происходят из одного источника - из стремления к общезначимости своих положений. Исходя из этого, Дюркгейм и его последователи (Леви-Брюль, Юбер, Мосс и др.) видели в первобытной религии систему представлений, обусловленную характером общественной солидарности данного коллектива.




Степень общественной солидарности рассматривалась Дюркгейма как основной критерий исторического прогресса. Дюркгейм различал 2 типа солидарности общества: высший и низший. Низший тип солидарности это - механическая солидарность. Высший тип - органическая солидарность, которая «...возможна только, если всякий имеет собственную сферу действия, т. е. личность» (О разделении общественного труда... - О., 1900. С. 103). В таком обществе «...индивидуальность целого возрастает вместе с индивидуальностью частей» (там же. - С. 104). Современное общество развивается, согласно Дюркгейму, по второму типу путем совершенствования системы разделения труда. Антагонизм труда и капитала, классовая борьба являются, по Дюркгейму, следствием того, что индивид не находится в гармонии со своей функцией, которая ему навязана силой.
Классовая борьба обусловлена не разделением труда, а способом его регламентации. Она оказывается, по Дюркгейму, нарушением согласия между способностями индивидов и предназначенными им родами действия, следствием принуждения. Исходя из такого идеалистического понимания классовой борьбы, Дюркгейм считает ее не объективным законом, но свидетельством негодной моральной организации общества, ненормальностью, устранимой упорядочением социальных отношений. Изживание противоречий капитализма, по Дюркгейму, должно происходить путем установления разделения труда «...в силу чисто внутренней самопроизвольности, когда ничто не стесняет индивидуальной инициативы... Единственная определяющая тогда способ разделения труда причина — это различие способностей... Таким образом сама собой осуществляется гармония между способностями каждого индивида и его положением» (там же. – С. 301 - 302). Вместе с тем Дюркгейм дает своеобразную критику западно-европейского общества. Рассматривая проблему соотношения личности и общества, Дюркгейм утверждает, что человек— двойственное существо: «...Это значит, что к человеку физическому присоединяется человек социальный, а последний неизбежно предполагает существование общества, выражением которого он является и которому он предназначен служить» (Самоубийство. - СПБ, 1912. - С. 272). Поведение личности целиком определяется степенью сплоченности общества. Поэтому, если общество находится в состоянии кризиса, то для личности утрачивается значимость социальных регламентации. Отсюда - безудержность желаний и страстей. Такое состояние общества Дюркгейм называет аномией; в нем, по Дюркгейму, находится современное ему западно-европейское общество. «В промышленном мире кризис и состояние аномии суть явления не только постоянные, но, можно даже сказать, нормальные» (там же, с. 341).




Продолжая традиции Конта, Дюркгейм испытал также влияние Монтескье, Руссо, Канта, Спенсера. Соглашаясь с Контом о месте социологии в системе наук, доказывая возможность появления социологии только в 19 в., когда люди осознали, что необходимо стремиться самим управлять социальной жизнью, Дюркгейм отстаивал специфичность объекта социологии - социальной реальности, ее несводимость к биопсихической природе индивидов, определил предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему "принудительной силой".

Дюркгейм, являясь главным теоретиком позитивистски ориентированной социологии, разработал теории "социального факта", "социального познания", "социальной сплоченности", "функционального анализа", "разделения труда", "самоубийства", "социологии религии" и др.
Проблема социального факта прошла красной нитью через все его работы, являясь цементирующим звеном всего круга его идей. По Дюркгейму, основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки - объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление — "принудительная сила".

Дюркгейм подразделял социальные факты на:
а) морфологические, составляющие "материальный субстрат" общества (физическая и моральная плотность населения, под которой Д. подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений и т.п.)
б) духовные, нематериальные факты ("коллективные представления", составляющие в совокупности коллективное или общее сознание). Дюркгейм исследовал главным образом роль коллективного сознания, его различные формы (религию, мораль, право), придавая ему решающее значение в развитии общества. Теоретико-методологическую основу всей концепции Дюркгейма составляет социологизм (одна из разновидностей социального реализма). Опираясь на этот принцип, Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидом.




По Дюркгейму, человек есть существо двойственное. В нем - два существа:
- существо индивидуальное, имеющее свои корни в организме, что ограничивает деятельность
- существо социальное, которое является в нем представителем наивысшей реальности интеллектуального и морального порядка — общества.
Без общества, по Дюркгейму, не было бы ни религии, ни морали, ни политики, ни экономических учреждений. Согласно принципу "социологизма", Дюркгейм требовал объяснять "социальное социальным", что вело к недооценке других факторов в жизни общества.
Вторым теоретико-методологическим принципом учения Дюркгейма является "социальная сплоченность". Она играет определяющую роль в его учении о разделении труда, об изменении форм религии, политической власти, экономической организации общества. По мере роста степени социальной сплоченности в обществе происходит социальный прогресс. Согласно его взглядам, разделение труда осуществляется как природный процесс, но ему предшествует консенсус всех участников.
Различаются два его варианта:
1) механический
2) органический.
Механическая солидарность доминировала в архаическом обществе. В нем люди обладают социальным равенством, против отклоняющегося поведения применяются крайне строгие санкции, а индивиды не имеют возможностей для развития своих способностей.
Органическая солидарность характерна для современного общества. Здесь обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирования чувства солидарности.

Последнюю Дюркгейм рассматривает как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. В современных условиях для развития солидарности, по Дюркгейму, необходимо создавать профессиональные корпорации. Они должны выполнять широкий круг общественных функций, от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между трудом и капиталом, способствующие развитию личности и преодолению кризиса в обществе.




Весьма существенное значение в развитии общества Дюркгейм придавал религии. Во всех его книгах проводится идея, что религия - естественный продукт развития общества. Проследив историю развития религии, начиная от австралийской тотемической культуры и заканчивая буржуазной культурой, Дюркгейм убедительно доказал, что "реальный" и "подлинный" объект всех религиозных культов - общество, а главные социальные функции религии - воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие.
Дюркгейм подчеркивал значение религии в сохранении нравственных ценностей, в воспитании человека, в утверждении "позитивной солидарности", "гуманного права". В силу этого он доказывал необходимость религии в обществе, но не "божественной", а "социальной".

Наибольшую популярность во всем мире принесла Дюркгейму его книга "Самоубийство". Отвергая существовавшие концепции об исключительно психологической основе самоубийства, Дюркгейм доказал, что причиной его является социальная жизнь, ее ценностно-нормативный характер, определенная интенсивность социальных связей.

Он выделил три типа самоубийства:
1) эгоистическое самоубийство, представляющее собой протест индивида против нормативов, условий жизни, созданных семьей, социальной группой;
2) альтруистическое самоубийство, вызываемое существующими нормами необходимости приношения себя в жертву кому-то (самосожжение жены после смерти мужа, самопожертвование солдата "во имя Родины", самоубийство родителей, чтобы облегчить жизнь детей и т.п.);
3) аномическое самоубийство, представляющее собой протест против существующих общественных порядков (тирании, фашизма и т.п.).

Опираясь на огромный фактический материал, Дюркгейм доказал, что процент самоубийств летом выше, чем зимой; в городах выше, чем на селе; среди протестантов больше, чем у католиков; среди одиноких или разведенных больше, чем у семейных. Теоретические разработки, методика исследования самоубийства, разработанные Дюркгеймом, используются и ныне социологами, изучающими эти проблемы.

Созданная Дюркгеймом социальная философия и социологическая теория покоятся на всесторонне разработанном категориальном аппарате. В его книгах были разработаны важнейшие категории: "время", "пространство", "структура", "функция", "общественные классы", "историческая мысль", "общественные противоречия", "коллективные представления" и др.
Дюркгейм полагал, что поскольку категории являются концептами, то не трудно понять, что они должны быть результатом коллективной работы общества. "Истинно-человеческая мысль, - писал Дюркгейм, - не есть нечто, первоначально данное; она продукт истории; это — идеальный предел, к которому мы все более и более приближаемся, но которого мы, вероятно, никогда не достигнем".
Подчеркивая субъективную сторону категорий, их историчность, Дюркгейм не отрицал их объективное содержание. "Из того, что идеи времени, пространства, рода, причинности построены из социальных элементов, не следует, что они лишены всякой объективной ценности".
Дюркгейм оставил не только великое литературное наследство, оригинальную социологическую теорию, но и большую социологическую школу. Основанная им школа, группировавшаяся вокруг издаваемого им журнала, успешно развивала и пропагандировала идеи Дюркгейма даже во время Первой и Второй мировых войн. Каждый из учеников Дюркгейма (С. Бугле, Ж. Дави, Мосс, П. Фоконне, М. Хальбвакс и др.) создавал свое направление в социологии, но на теоретическом фундаменте Дюркгейма. Они и их ученики успешно защищали и защищают сейчас социологическую теорию Дюркгейма от нападок со стороны феноменологов, марксистов, экзистенциалистов.

Источники:

Туровский М. Дюркгейм [Текст] / М. Туровский // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.2. / Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1962. – С. 499-100;

Осипова Е. В. Дюркгейм [Текст] / Е. В. Осипова // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.1. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2000. – С. 720-721;

Дюркгейм [Текст] / В. С. Ермаков // Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный [Текст] / В. С. Ермаков. – СПб.: Союз, 2003. –
С. 217;

Дюркгейм [Текст] // Философский словарь: основан Г. Шмидтом /пер. с нем.; под ред. Г. Шишкоффа, общ. ред. В. А. Малинина. – 22-е, новое, переработ. изд. – М: Республика, 2003. – С. 150;
Давидюк Г. П. Дюркгейм [Текст] / Г. П. Давидюк// Новейший философский словарь – Мн.: Книжный дом, 2003. – С. 349-350. – (Мир энциклопедий);






Библиография

Основные труды:
"Элементы социологии" (1889);

"О разделении общественного труда" (1893);

"Правила социологического метода" (1895);

"Самоубийство" (1897);

"Элементарные формы религиозной жизни" (1912);

"Социология и философия" (1924);
Метод социологии. - М.: Наука, 1991;
Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995;
Самоубийство: Социологический этюд (1897; СПб, 1912; СПб.:Союз, 1998).
Сочинения:

De la division du travail social, 1893, нем. изд. 1977. - (рус. пер.: О разделении общественного труда, 1900; новый перевод - 1991);

Les règles de la méthode sociologique. Р.,1895, нем. изд. 1976 (mit Bibl.). - (рус. пер.: Метод социологии, 1899; новый перевод - 1991);

Le suicide. Р.,1897; нем. изд. 1973. - (рус. пер.: Самоубийство. – СПб., 1912);

De quelques formes primitives de classification (совм. C M. Mauss) // L'Année sociologique. - 1903. – Р. 1-72;

Les formes élémentaires de la vie religieuse, 1912, нем. изд. 1981;

Sociologie et philosophie. – Р., 1924; нем. изд. 1967;

L'éducation morale. - Р.,1925; нем. изд. 1973;

Le socialisme. – Р.,1928;

L'évolution pédagogique en France. Т.I-II, 1938; нем. изд. 1977;

Leçons de sociologie, 1950;

Textes. Т. I-III, 1975.

Библиография:

Y. Nandan. The D.ian School. A Systematic and Comprehensive Bibliography. - Westport Conn., 1977.

Литература:

Тележников Ф. Е. Дюркгейм о предмете и методе в социологии // Вестник Коммунистической Академии. – 1929. - № 30(6);

Гальбвакс М. Возникновение религиозного чувства по Дюркгейму // Происхождение религии в понимании буржуазных ученых. - М., 1932;

Рубинштейн С. Л. Проблема индивидуального и общественного в сознании человека. (Психологическая концепция французской социологической школы) / Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959. – С. 308-31;

Леонтьев А. Б. Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая наука в СССР. Т.1. - М., 1959. С.11-13;

Беккер Г. и Босков А. Современная социологическая теория... /пер. с англ. - М., 1961. - (см. Именной указатель);

Parsons Т. The structure of social action. - N. Y.-L., 1937. - ch. 8, 10;

A1pert H. Emile Durkheim and his sociology. - N. Y., 1939;

Via1atоux J. De Durkheim à Bergson. - P., 1939;

Barnes H. E. and Becker H. Social thought from lore to science. V. 2. - Wash., 1952;

Handbuch der Soziologie / hrsg. v. W. Ziegenfuss. - Stuttg., 1956. - S. 44-47;

Indan P. Pozytywizm etyczny Ernila Durkheima. - Toruń, I960.

Duvignaud J. D. - Paris, 1965;

la Capra D, E. D. – Ithaca / London, 1972;

Hofmann J. Bürgerl. Denken. Zur Soziologie E. D.s, 1973;

Lukes S. E. D. - London, 1973. - (mit Bibl.);

Giddens A. D. - Hassocks, 1978;

König R. E. D. zur Diskussion, 1978;

Fenton S. D. and Modern Sociology. - Cambridge, 1984.


Высказывания


Нигде не испытываешь такой потребности видеть соотечественников, как в чужой стране.

Вся жизнь чувства состоит только из суеверия.

Единственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, - это сила группы.

Масса явлений, оставшихся без сознания, становятся объектами представлений.

Источник:

http://aforism.nnov.ru/?owner=Эмиль%20Дюркгейм


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=135