Интенция | Все о философии

02.08.2009 - ЕРМАКОВ Иван Дмитриевич (псевдоним - Иверм) (1875-1942)

Российский психиатр и психоаналитик. Один из лидеров российского психоаналитического движения.

titleв советские годы был известен читающей публике с гуманитарными интересами, прежде всего, как редактор выходившей в первой половине 20-х годов серии книг "Психологическая и психоаналитическая библиотека". Здесь публиковались в переводе на русский язык работы З. Фрейда и других ученых - теоретиков психоанализа, а также специалистов, использующих методы психоанализа в медицинской практике. И.Д. Ермаков был автором предисловий к большинству выпусков "Психологической и психоаналитической библиотеки", в этих предисловиях отражался, в частности, его опыт врача-психиатра. В "Психологической и психоаналитической библиотеке" вышли и две его работы, в которых произведения художественной литературы (творчество Пушкина и Гоголя) рассматривались с позиций психоанализа. Все выпуски серии были в Библиотеке Ленина, в 50-е годы они существовали там уже в виде микрофильмов. В 1998 году вышла книга И.Д. Ермаков. Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский. М.: НЛО, 1998. (Филологическое наследие), куда вошли уже публиковавшиеся работы "Этюды по психологии творчества А. С. Пушкина" и "Очерки по анализу творчества Н. В. Гоголя" а также неопубликованные раньше работы "Ф. М. Достоевский. (Он и его произведения)", "Похождения Чичикова, или "Мертвые души" Гоголя" (о первой главе поэмы) и три эссе - "Дама в голубом", "Зимний вечер", "Сказка о Содоме и Гоморре". В этой книге воспроизведены и рисунки тушью И. Д. Ермакова, относящиеся к 10-м годам прошлого века. Сюжеты из античной мифологии воспроизведены здесь в духе эстетики Серебряного века и психоанализа.

В работах об И. Д. Ермакове, появившихся в конце 80-х - 90-е годы, немало сказано о его деятельности врача-психиатра, создателя и директора Государственного психоаналитического института и детского дома "Международная солидарность" (первая половина 20-х годов).Однако менее известны другие стороны творчества этого разносторонне образованного, наделенного многими способностями человека.

И. Д.Ермаков был еще и художником. Он подписывал свои рисунки и живописные работы IWERM. Учиться живописи и рисунку И. Д. Ермаков начал еще в гимназические годы в Тифлисе, вращаясь "в обществе художников, архитекторов, ученых, путешественников" (из автобиографии) - знакомых своего отца, известного тифлисского фотографа и этнографа. Однако серьезное увлечение изобразительным искусством началось после русско-японской войны 1905 - 1906 гг., в которой И. Д. Ермаков участвовал как врач (одна из первых его научных работ - "Психические заболевания в русско-японскую войну. По личным наблюдениям" //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.- 1907, кн. 2.). "После Китая вернувшись домой, я отдался живописи, думал о картинах, любил их и делал то, чего стеснялся, что гнал от себя в детстве, в юности после статей Писарева, увлечения им...", - писал И. .Д. Ермаков в автобиографических заметках. В годы русско-японской войны, очевидно, к нему попал небольшой альбом зарисовок, сделанных художником Н. Красновым - русским офицером, по долгу службы вместе с кавалерийской войсковой частью прошедшем через Китай и Манчжурию. Его зарисовки тушью - орнаменты, изображения драконов, китайских пагод - выполнены с подлинным мастерством и любовью. Видимо, они повлияли на художественную манеру И. Д. Ермакова - графика. Филигранность, точность рисунка, лаконизм характерны для его рисунков 10-х годов, часть которых воспроизведена в книге 1998 года И. Д. Ермаков "Психоанализ литературы", о чем речь шла раньше. До последних лет жизни И. Д. Ермаков писал натюрморты, пейзажи Подмосковья, Крыма, пейзажи-воспоминания об Италии и Греции, иногда - портреты.



"Потом я обратился к литературе", - писал И. Д. Ермаков, продолжая мысль о преодолении влияния Писарева на его мироощущение. Так возник замысел работы о Гоголе. "Первая часть очерков была написана мною много лет тому назад, когда я мог пользоваться драгоценными для меня указаниями ныне покойного Владимира Владимировича Каллаша... Ему, как специалисту, я обязан многими указаниями в области литературы, к которой я тогда только что приступал", - писал И. Д. Ермаков в предисловии к изданию "Очерков по анализу творчества Н. В. Гоголя" (1924). Несколько раньше вышла книга "Этюды по психологии творчества А. С. Пушкина" (1923). Свою задачу И. Д. Ермаков видел в том, чтобы выяснить, как отразились в художественных произведениях личные, интимные переживания писателя, "те психологические механизмы писателя, которые, может быть, являются образованием не индивидуального, а коллективного мышления и основы которых лежат в глубине бессознательной психической деятельности человека" (из автобиографии).

В "Очерках по анализу творчества Н. В. Гоголя" особенности личности писателя анализируются не только в связи с его произведениями. В первой главе рассматривается болезнь Гоголя, значение родителей в формировании его личности, черты его характера и т. п. Далее следуют главы о произведениях "Страшная месть", "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", "Шинель", "Нос", "Записки сумасшедшего". "Найти связи с действительностью и освободиться от темных и жутких сил примитивного, бессознательного есть для него (Гоголя) задача честного и смелого исследователя. Эта задача решается им в полном сознании громадной ее важности, как дело его души", - пишет автор в предисловии, формулируя мысль, которая проходит через всю работу.

И книге "Этюды по психологии творчества А. С. Пушкина" И. Д. Ермаков исследует произведения, написанные Пушкиным Болдинской осенью, - "Домик в Коломне" и "Маленькие трагедии", "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Он видел в этих произведениях отражение противоречивых переживаний Пушкина накануне женитьбы, которую он хочет приблизить и которой страшится, его терзаний от разлуки с невестой и радостного ощущения своей силы художника-творца. "Что же я - мужчина или женщина? Женюсь или выхожу замуж? Берут ли меня в дом, или я беру к себе в дом? Хочу ли я даром получить, нанять кухарку, или я способен заслужить жену, понимаю ли я всю важность моего шага?" - этими вопросами, по версии Ермакова, мучился Пушкин, рассказывая забавную историю о кухарке Маврушке (мавр - намек на происхождение Пушкина), которая оказалась переодетым в женское платье незадачливым поклонником хозяйской дочери - решительной, деятельной Параши (у Пушкина есть описка - Наташи).

Узкоэгоистические стремления, желание уйти от действительности становятся причиной страха героев "Маленьких трагедий" - барона (скупого рыцаря), Дона Гуана, Сальери, Вальсингама - и приводят их к гибели, моральной или еще и физической. Создавая эти образы, Пушкин осмысливает, а, значит, преодолевает свои сомнения, противоречия в собственном характере, - утверждает исследователь. Он пишет: "Здесь, в творческих достижениях, как и в деятельности, в которой он чувствует свою власть, свое могущество, он в силах овладеть положением (магическая деятельность)... В трудном положении, при ограничении, в трудных условиях жизни ярче светятся и горят затаенные, глубокие, неотступные, требующие своего разрешения вопросы... Пушкин решает их с той искренностью, той честностью, которая возможна только для гения... Выход из такого положения, которое не удовлетворяет поэта, выход к жизни, к людям, не к самому себе, а к коллективу, к природе, к правде - характерная черта для всего мировоззрения Пушкина" , - пишет И. Д. Ермаков, видя в этом единственно правильную жизненную позицию и находя для себя нравственную опору - а ее так недоставало русской интеллигенции, ввергнутой в обстановку послереволюционной смуты и гражданской войны



В 20-е годы была создана и работа "Ф. М. Достоевский (Он и его произведения)", завершившая своеобразную психоаналитическую трилогию (Пушкин - Гоголь - Достоевский). Она содержит главы о болезни Достоевского, его отце, матери, любовной жизни, характере, об особенностях творчества ("Двойственность". "Исповедь в творчестве". "Психоанализ у Достоевского"). В главе "Исповедь в творчестве" сказано: "Заглянув в себя самого, обнаружив в себе затаенные мысли и желания, в которых обычно не осмеливается сознаться себе человек, Достоевский, благодаря этому анализу, мучителен не только для себя, но и для других. Симпатии писателя к кротким, оскорбленным, униженным объясняются тем, что им дана большая возможность чувствовать и правильнее, быть может, разбираться (с точки зрения вины), чем заносчивым, себя превозносящим. Но ведь между этими двумя крайностями движется и развивается всякая психическая деятельность. И тот, у кого сильно чувство вины и кто благодаря этому хотел бы достигнуть совершенства, должен идти путем перевоспитания себя, налагая на себя, как это подметил писатель, "исправительное наказание" в виде мучительного анализа - исповеди.... Этой потребности в исповеди в высокой степени удовлетворяют произведения писателя, в которых он имеет возможность под личиной своих персонажей свободно и до конца честно говорить о себе".

В 1925 году И. Д. Ермаков был отрешен от руководства Государственном психоаналитическим институтом (институт был ликвидирован), от активной организаторской и врачебной деятельности. Он продолжал заниматься частной практикой, работал в Слухоречевом комбинате - лечил от заикания, был консультантом в клинике МГУ. Появилась возможность заняться литературным творчеством, однако радость этого творчества была омрачена тщетными попытками опубликовать свои произведения. В ЗО-е годы им были созданы две книги очерков (они остались в рукописи). Одну автор охарактеризовал как размышления об увиденном и воспринятом в том путешествии, которое называется жизнью, - здесь, в частности, есть очерки о Китае. Другая - "Этюды о литературе" (вариант заглавия - "Новеллы о творчестве") содержит работы о "Слове о полку Игореве", Грибоедове, Крылове, Пушкине, Мопассане и других писателях. Некоторые этюды и эссе вошли в издание Ермаков И .Д. Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский М.: 1999, о котором уже шла речь.

В 30 - е годы получило развитие еще одно направление деятельности И. Д. Ермакова - коллекционирование. Начиная с времен русско-японской войны он коллекционировал веера - он их использовал в своих лекциях об искусстве, будучи на рубеже 10 - х и 20 - х годов научным сотрудником Третьяковской галереи.

Для И. Д. Ермакова всегда был характерен интерес к культуре народов Востока. Интерес этот был воспринят от отца, известного тифлисского фотографа Д. И. Ермакова, одно время работавшего в Персии и получившего звание придворного фотографа шаха персидского, а также создавшего огромную коллекцию этнографических фотографий в Грузии, Армении, на Кавказе. Во второй половине 20-х годов И. Д. Ермаков нередко посещал Крым с научными целями и увлекся собиранием и исследованием домотканых вышитых полотенец крымских татар, которые он, может быть, без достаточных оснований называл чадрами. И. Д. Ермаков написал о них иллюстрированную его фотографиями и рисунками работу, оставшуюся, как и многие его труды, в рукописи. Записано им было и несколько песен крымских татар.

Сохранились рукописные сборники стихотворений И. Д. Ермакова. Лирические стихотворения разных лет, вплоть до конца 30 - х годов, написаны в духе эстетики Серебряного века. В начале Х1Х века придумал автор себе и псевдоним для стихов - Герман Коу, Вот одно из ранних стихотворений:

Жемчужине, так говорил пророк
Свой предназначен срок
И в этот день иль, может, в тот
Она умрет.

И станет, мертвая, тускла,
Как из стекла,
Не прижимай ее к груди
И не буди.

Таковы ипостаси И. Д. Ермакова - врача-психиатра и ученого психоаналитика; в короткий период первой половины 20 - х годов - блестящего организатора издания "Психологической и психоаналитической библиотеки", создателя и директора Государственного психоаналитического института с многочисленными научными ответвлениями; знатока и исследователя литературы и искусства; художника; эссеиста и поэта - потомственного русского интеллигента.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=140