Интенция | Все о философии

10.09.2009 - КУРИЦЫН Федор Васильевич (15 в.)

Русский политический деятель, дипломат, один из лидеров реформационного движения в России 2-й пол. 15 в , т. н. ереси «жидовствующих».

Был прекрасно образован, служил дьяком по посольским делам, участвовал в нескольких успешных и важных для Московского государства дипломатических миссиях. В 1436 вернулся в Москву из крымского плена. Вокруг него образовался кружок единомышленников, разделявших еретические, с точки зрения официального православия, взгляды. Ереси сочувствовали сын Ивана III Иван Иванович, митрополит Зосима и, в определенной степени, сам Иван III. Признавая авторитет Ветхого и Нового Заветов, Курицын отвергал святоотеческие предания и основанный на них институт монашества. Плавным источником истины и мудрости считал пророческое откровение. В «Лаодикийском послании» пишет о самовластии человеческой души, для которой вера, «страх Божий» являются «заградой», т. е. ограничением ее произвола. В «Написании о грамоте» утверждает, что грамота — это дарованный Богом неоскудеваемый источник знания, искореняющий невежество, дающий возможность понимания прошлого и настоящего, возможность предвидеть будущее. В разуме — подлинная сила человека. Разумный человек — это образ Божий и Его подобие. Курицына, очевидно, постигла та же участь, что и всех еретиков: он вынужден был сойти с политической арены и был либо сожжен, либо бежал за границу. После 1500 о его судьбе ничего не известно.
Соч.: «Лаодикийское послание», подг. текста, пер. и комм Я. С. Лурье. — В кн.: Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина 13 в. М., 1982.
Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15 - нач. 16 в. М.— Л , 1960.
Е.Н.Бутузкина

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=171