Интенция | Все о философии

20.09.2009 - МЮНЦЕР (Munzer) Томас (около 1490, Штольберг, Гарц — казнен 27 мая 1525)

Идеолог и руководитель народной Реформации в 1ермании, предводитель крестьян и городской бедноты в Крестьянской войне (1524—25).

Проявил себя сначала сторонником М. Лютера, затем в Цвиккауских проповедях (1520) занял особую позицию в антикатолицизме, порвав с лютеранством. Нравственным мотивом его богословской и политической деятельности было сочувствие «позору и бедствиям своего народа» и ненависть к его угнетателям — светским и духовным властителям, которых он считал развратителями мира, врагами божественного порядка. Под непосредственным руководством Мюнцера разыгрались самые серьезные события Крестьянской войны — восстания в Тюрингии. Потерпев поражение под Франкенхаузеном, Мюнцер попал в плен, подвергся жестоким пыткам и был казнен. Идейную основу для народного движения Мюнцер черпал из мистических учений средневековья, прежде всего Иоахима Флорского. Восприняв от гуситов религиозный пафос борьбы с мировым злом, он в «Пражском манифесте» (1523) изложил на трех языках свое толкование Реформации в духе революционной традиции таборитов. Религиозно-философские взгляды Мюнцера, окончательно сформировавшиеся в 1522—24, прямо ориентированы на социально-политическую, революционную деятельность. Они изложены в главных его произведениях 1524: «Hochverursachte Schutzrede und Antwort» («Вынужденная защитительная речь»), «Ausgedruckte Entblessung des falschen Glaubens» («Разоблачение ложной веры»), Protestation oder Entbietung» («Протест или призыв»), «Die Furstenpredigt» («Проповедь перед князьями»). Их главный пафос — преодоление средневеково-схоластического разума и обретение свободного, самостоятельного разума, способного к постижению высшей истины и действенному претворению ее в земной жизни. Ибо, как считал он, веками прирученный в католицизме к услужению теологии, филосовский разум и в протестанизме оставался сервильным, нетвердым в суждениях, путающимся и греховным. Лютер только этот разум от веры, но не преобразовал, как не реформировал и схоластическую философию. Лютеранские теологи продолжали пользоваться тем же схолостическим разумом, за связь с которым они клеймили католическое богословие. Мюнцер глубже укоренить и воспламенить религиозное чувствование в сердце христианина, возвысить веру до совершенной уверенности, до знания, до разумного понимания. Переход от протестантизма к «новому разуму» он видел на пути сосредоточения веры, очищения ее вплоть до полного подавления всей той прежней рассудочности и «разумности», которая продолжала раболепно оправдывать существующие порядки или примиряться с ними. Так говорил Мюнцер по недостатку натиска веры, из-за недостаточного неистовства и безумства ее лютеранство смирилось с безбожным «человеческим» порядком на хземле. Обозначился дуализм жизни духовной и светской. Он напротив требовал единого принципа для обеих сфер – для жизни земной и жизни небесной; в смысл жизни христианин должен определять только открывающейся ему волей божьей, т.е. высшей справедливостью, и не склоняться перед произволом и безбожием светских правителей. Законы Царства Божия следует обратить в государственные постановления, равенство людей перед Богом – в равенстве на земле. Преисполнен верой, подлинность которой испытывается как золото в огне, христианин приходит к твердому убеждению, что в нем – ревнителе дела Божия _ действует начало истинное и универсальное, и что представлявшееся в его поступках «безумие» с точки зрения прежнего робкого и неуверенного ума, от которого он теперь отрешился, есть, напротив, проявление подлинного божественного возвышенного разума. Он различает два разума. Один – разум «безбожников», собственно конечный человеческий рассудок, низменный, служащий «нашей разбойничьей природе», человеческому своекорыстию и эгоизму; другой – разум всеобщий, божественный, он не служит ничьему частному интересу, а направлен только к всеобщей цели. Истинное откровение, которое несет в себе вера, и есть этот высший разум. Рожденный «в истинной вере», обновленный разум уже не слуга, а дитя ее. Сокральный в своем происхождении, он не нуждается ни в каком авторитете. Тем самым Мюнцер исходит из представления о священстве человеческого разума, воодушевлявшего многих мыслителей Нового времени – философов 17 и просветителей 18 века. Мистика у Мюнцера заключает в себе деместифицирующий рациональный смысл, через максимализм веры она ведет к достоверному и прочному знанию.
Соч: Schriften und Briefe. Kritische Gesamtausgabe. Gutersloh, 1968.
Лит: Циммерман В. История крестьянской войны в Германии, 2 т. М. 1937; Энегльс Ф. Крестьянская война в Германии – Маркс К. Фридрих Э. Соч., изд.2, т.7, с.343-437. Смирин М.М. Народная реформация Т.Мюнцера и Великая Крестьянская война, изд.2 М., 1955; Штекли А.Э. Т.Мюнцер., М., 1961; Bloch E. T.Munzer als Theologe der Revolution. B., 1960/
В.В.Лазарев


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=185