Интенция | Все о философии

10.04.2009 - ГУЛЫГА Арсений Владимирович (1921 – 1996)

Известный германист, историк философии, автор более 500 философских биографий, работ по эстетике и истории философии, публицист и издатель философских текстов.

В 1938 - 1942 учился на отделении искусствоведения и философском факультете ИФЛИ. В 1945 закончил МГУ. Участник Великой Отечественной войны: командовал взводом на Волховском фронте, был переводчиком полка, принимал участие в организации деятельности немецких антифашистов в боевых действиях в конце войны. После войны работал референтом по театрам Отдела культуры военной администрации Берлина, участвовал в денацификации деятелей немецкой культуры, инициировал создание клуба работников искусств «Чайка», просуществовавшего вплоть до воссоединения Германии в 1989 г.

Вернувшись в СССР работал в военной газете «Тревога», учился в аспирантуре Института истории АН СССР. Кандидат ист. наук. В 1955-1996 гг. работал в Институте философии АН СССР (с 1992 г. – ИФ РАН).

В основе историко – философского исследования, по мнению Гулыги, должен лежать принцип сохранения преемственности и преобразования находок и достижений в духе потребностей времени с целью углубления учения и развития философской мысли. Ученый считал недопустимым односторонний подход, абсолютизацию и догматизацию отдельных аспектов учения, искажение его позитивных элементов и выпячивание недостатков, что может привести к утрате самоценности и идентичности творческого наследия.

Первый опыт научно - художественной биографии – книга о Гегеле (1970) [не считая вышедшей в 1963 г. работы с анализом творчества И. Гердера], в процессе создания которой автор выработал методологические и методические принципы работы в данном жанре, в частности придавал большое значение личностному подходу автора, его проникновению в индивидуально – неповторимый мир мыслителя, отказу от вымышленных деталей и излишней беллетризации, стремлению выявить в исследуемом учении элементы, пробуждающие у читателя чувство человечности. Книга получила одобрительные отзывы со стороны известных отечественных философов, в частности В. Ф. Асмуса.

Через 7 лет (в 1977 г.) автор опубликовал биографию Канта - книгу, ставшую итогом более чем 15-летнего изучения наследия немецкого философа ( с 1960-х гг. Гулыга издал ряд статей, касающихся проблемных моментов кантовского наследия и особенностей характера мыслителя, а также был составителем и редактором 2-х томов из 6-томного собрания сочинений Канта). Гулыга считал, что глубокий смысл учения философа сохраняет свою значимость и по сей день, а знакомство с этим учением является перспективным началом для изучения философии в целом, ибо кантовские сочинения вырабатывают привычку к самостоятельности мышления. Заслугой Гулыги считают и «реабилитацию» последнего прижизненнного сочинения Канта «Антропология с прагматической точки зрения» (1798), подводившей итог размышлениям философа о человеке и собственном пути в философии и ошибочно считавшейся «плодом старческого ума».

Следущее этапное исследование – Шеллинг. Задачей этой работы Гулыга считал выявление преемственности идей философа от Канта и Фихте далее к Гегелю, их эволюцию и актуальность в современный период. Не менее важно было развеять сложившееся представление о позднем Шеллинге как о ретрограде с религиозным уклоном.

Рецепция Канта, Гегеля и Шеллинга в России находила отражение в многих биографических работах Гулыги: Кант – А. Болотов, Гегель – И. Киреевский, П. Чаадаев, Ф. Достоевский, А. Блок, А. Белый и др.

Особенно сильно «русская» тема отражена именно в работе о Шеллинге (эпиграфы из Ф. Тютчева, последняя глава «Русская звезда», анализ развития идей немецкого философа в творчестве В. Одоевского, И. Киреевского, А. Григорьева, В. Соловьева и др.)

Период создания философских биографий способствовал формированию теоретико-методологических принципов дальнейших исследований, связанных уже с особенностями исторического сознания и исторического знания., т.е. исследований философии как дела школы в связи с особенностями эпохи и народа. 10- летнее руководство семинаром по методологии истории многочисленные публикации по этой тематике способствовали появлению таких работ как «Эстетика истории» и «Искусство истории», в которых был представлен анализ важнейших проблем методологии исторического знания и природы исторического сознания. Автор ввел понятие «исторический образ» и особенно акцентировал внимание на важности принципа историзма при анализе основы истории как науки. Ряд идей Гулыги, высказанных в этих работах, был воспринят положительно, однако анализ структуры гуманитарного знания (особенно с упором на аксиологическую проблематику) в то время остался без должного внимания.

Следущим этапом творческой деятельности Гулыги стала модификация философских биографий в биографические работы, представляющие движение мысли и ее итог в рамках целой эпохи. При этом Г. обратился к немецкой классике и русскому философскому ренессансу:

- в работе «Немецкая классическая философия» подведены итоги исследований немецкой философской классики и выявлены ее главные достижения.

- в книге «Русская идея и ее творцы» представлен анализ ряда ключевых понятий русской идеалистической философии и творчества их создателей, рассмотрены конкретные аспекты русской идеи, разрабатывавшиеся отечественными философами в конце XIX – нач. XX века.

Стремление к систематизации эстетики как аксиологии нашло отражение в работе «Принципы эстетики», где ученый рассматривает философию как продукт совокупного развития культуры всех народов, отражающий историческое триединство – истину, добро, красоту. В авторском понимании эстетика - это учение о красоте, обращенной как к познавательному, так и к экзистенциальному уровням человеческой деятельности. Элементы эстетики в научном творчестве и их взаимодействие с интеллектуальным началом стали темой еще одной книги ученого: «Искусство в век науки». Прослеживая взаимосвязь эстетики и истории культуры Гулыга делал однозначный вывод о том, что культура – это реализованные ценности.

А. В. Гулыга внес значительный вклад в в сохранение и развитие отечественной литературно-философской традиции. К его заслугам относят:

- организацию и составление (в соавторстве) программы серии «Философское наследие»;

- подготовку изданий сочинений отечественных и зарубежных философов и мыслителей (в т.ч. сочинения Канта / в 1994 г. – наиболее полное собрание сочинений на русском языке в 8 тт./, Лессинга, Шиллера, Шелллинга, Гете, А. Болотова, Н. Федорова, В. Розанова, В. Соловьева, Н. Бердяева и др.);

- поиск в архивах и публикация ранее неизвестных текстов Канта и Гегеля, а также, считавшейся утраченной, рукописи заключительной части философско – психологической повести М. Зощенко «Перед восходом солнца»;

- создание Литературно-философского общества имени Достоевского, просуществовавшего недолго, но успевшего издать сборник своих трудов и заложить памятник В. Соловьеву (в сквере перед ИФ РАН);

- организацию семинара по проблемам русской культуры в Ин-те философии АН СССР в конце 1970-х гг. (к сожалению, также быстро прекратившего свою деятельность) и др.

Гулыга был автором 16 книг и сотни статей, участником публичных выступлений, собиравших большие аудитории (как в России, так и за рубежом). Его научная и просветительская деятельность заслуженно вызывали положительные отклики ведущих мировых философских и специализированных изданий, благожелательные отзывы известных ученых и исследователей немецкого классического наследия, отмечавших целостный и объективный подход автора, основательность концепции, доказательность в обосновании, тщательность в изложении фактического материала. Многие немецкие критики особенно отмечали особое внимание ученого к вопросам морали, философии истории культуры и аксиологии, а также рецепции немецкой философской мысли в России. Все 6 книг ученого, посвященных немецкой классической философии, были опубликованы в Германии с научным аппаратом и выдержали несколько переизданий. Особенно популярной ( и часто сопровождаемой эпитетами «выдающаяся», «знаменитая» и «лучшая в XX веке») стала за рубежом биография Канта, изданнная в десяти странах. Эта и др. работы Гулыги вошли в научный оборот и стали источником ссылок и цитат.





Библиография


1.Геронимус А.И., Гулыга А.В. Крах антисоветской интервенции США. – М., 1952. – 111 с.;

2.Гулыга А.В. Гердер. – М., 1963. – 198 с.;

3.Гулыга А.В. Гегель. – М., 1970. – 270 с.;

4.Гулыга А.В. Эстетика истории. – М., 1974. – 127 с.;

5.Новикова Л.И. А.В.Гулыга. Эстетика истории // Филос. Науки. – М., 1976. – N 1. – С.180-182;

6.Гулыга А.В. Кант. – М., 1977. – 303 с.;

7.Иванов В.Г., Кузмина Т.А. А.В.Гулыга. Кант. – М., 1977;

8.Гулыга А.В. Искусство в век науки. – М., 1978. – 181 с.;

9.Иванов В.Г., Кузмина Т.А. А.В.Гулыга. Кант // Вопр. Философии. – М., 1979. – N 2. – С. 176-178;

10.Гулыга А.В. Искусство истории. – М., 1980. – 287 с.;

11.Гулыга А.В. Шеллинг. – М., 1982. – 316 с.;

12.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986. – 334 с.;

13.Гулыга А.В. В мире антиэстетики//Литературная учеба. – 1987. – N 5. – С. 155-161;

14.Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М., 1987. – 286 с.;

15.Гулыга А.В. Что такое постсовременность?// Вопр. Философии. – М., 1988. – N 12. – С. 153-159;

16.Гулыга А.В. Русский вопрос // Наш современник. – М., 1990. – N 1. – С. 168-176;

17.Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М., 1995. – 307 с;

18.Гулыга А.В. Полвека на Волхонке // Молодая гвардия. – 1997. – N 4. - С. 160-220;

19.Кант И. Критика чистого разума //Соч.: в 6 т. – М., 1964;

20.Бородай Ю. М. Воображение и теория познания. – М, 1966. – 188с.;

21.Янов А. Живой Гегель // Новый мир. – М., 1971. – N 8. – С.271-274;

22.Асмус В. Ф. Иммануил Кант. – М., 1973. – 532с.;

23.Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. – Калининград, 1978. – Вып.3. – 160с.;

24.Свасьян К. «Побуждаю философствовать» // Книжное обозрение. – М., 1978. – N 3. – С.262-264;

25.Столович Л. Эстетика и история // Вопр. Литературы. – М., 1979. – N 12. – С.270-27.;

26. Тевзадзе Г.В. А.В.Гулыга Кант // Филос. науки. – М., 1979. – N2. – С.152-153;

27.Ойзерман Т.И. Так ли надо писать популярные книги по философии: (О некоторых положениях в книге А.В.Гулыги «Немецкая классическая философия») // Вопр.философии. – 1979. – N 8. – С.165-171.;

28.Попов Л. Несостоявшиеся итоги // Литературное обозрение. – М., 1979. – N 7. – С.44-46;

29.Казинцева Н.А., Казинцев А.И. Утверждая связь времен // Литература в школе. – 1981. – N 5. – С.63-65;

30.Лифшиц М. Плоды Просвещения //Лифшиц М. В мире эстетики. – М., 1985. – С.37-96;

31.Советская и зарубежная литература по философии Канта. 1978-1984// Философия Канта и современный идеализм. – М., 1987. – С.249-270;

32.Мареев С. Встреча с философом Ильенковым. – М., 1994. – 138 с.

33.Prauss G. Kant und das Problem der Dinge an sich. – Bonn, 1974. – 339 S.;

34.Seebohm Th. Arsenij Gulyga. “Kant” (Molodaja Gvardia, 1977) // Kant-Studien. – Bonn, 1979. – Jg. 70. – N 2. – S. 234-236;

35.Busche J. Leben im Gleichmass // Frankfurter Allgemaine. – Frankfurt a.M., 1981. – 23 May;

36.Boer C. Kant aus russischer Sicht // Kieler Nachrichten. – Kiel, 1981. – 27 May;

37.Kamptis P. Kant und die russische Kultur // Die Furche. – Wien, 1981. – 10 June;

38.Kant-Biographie aus der Sowjetunion // Borsenblatt. – Frankfurt a.M., 1981. – 23 Oktober;

39.Hochkeppel W. Blick nach Osten? // Die Zeit. – Hamburg, 1981. – 23 Oktober;

40.Peinisch L. Geistreicher Verfueher in Reich des Geistes// Dt. Universitaets-Zeitung. – Göttingen, 1981. – 7 November;

41.Gurst K. Zur Frage der marxistische Hermeneutik. – Leipzig, 1982. – 16 S. [рукопись];

42.Kloos I. Arsenij Gelyga: Immannel Kant // Allgemeine Ztschr. Fuer Philosophie. – Stuttgart, 1984. – N 1. – S.57-63;

43.Malter R. Kant-Bibliographie. 1981 // Kant-Studien. – Bonn, 1985. – N 4. – S.480-514;

44.Malter R. Arsenij Gulyga: Immannel Kant // Kant-Studien. – Bonn, 1986. – Jg. 77, N 3. – S.355-365;

45.Bottiger H.Wie die Postmodeme den Krieg verhindert?: Arsenij Gulyga ueber Kant als Friedensdenker //Stuttgarter Zeitung. – Stuttgart, 1987. – 5 November;

46.Calinger R. Arsenij Gulyga. Immanuel Kant: His life and thought // Isis. – Oslo, 1989. – N 3. – S.529-531;

47.Hoeussermann D. Auf der Hintertreppe zur Perestroika: Arsenij Gulyga und die klassische deutsche Philosophie // Hannoverische Allgemeine. – Hanniver, 1989. - 25 August;

48.Safranski R. Schopenhauer und die wilden Jahre der Philosophie. – Hamburg, 1990. – 557 S.;

49.Gulyga A. Die “russische Idee” und der deutscheIdealismus: Zur Wiedergeburt einer kulturellen Realitaet//Neue Realitaeten – Herausfarderung der Philosophie. – B., 1995. – S.71-84;

50.Irrlitz G. Unmittelbarkeit und Struktur. – Die kulturelle Figur der Sozialutopien // Neue Realitaeten. – Herausfarderung der Philosophie. – B., 1995. – S.316-338 и др.





Высказывания


Немецкая классическая философия – не только фундамент здания, она сама по себе величественное здание, каждый ее представитель имеет самодовлеющую ценность. Она уникальна, как уникальна античная пластика, живопись Возрождения, русская литература XIX столетия. Это всемирно-исторический культурный феномен.

(Гулыга А. В. Немецкая классическая философия [Текст]: научное издание / А.В. Гулыга. - М. : Мысль, 1986. – С.4 );


Общее движение вперед зачастую достигается ценой потери ранее достигнутых результатов.

(Гулыга А. В. Немецкая классическая философия [Текст]: научное издание / А.В. Гулыга. - М. : Мысль, 1986. – С.4 );


Рассмотренные сами по себе, труды великих классиков подобны опорам моста с незаполненными пролетами; двигаться по такому мосту невозможно.

(Гулыга А. В. Немецкая классическая философия [Текст]: научное издание / А.В. Гулыга. - М. : Мысль, 1986. – С.4 );


О задачах философии: «…освоить полученное наследие, свести его воедино, отсечь тупиковые ответвления, оценить по достоинству, понять до конца все жизнеспособное и плодотворное, сделать его достоянием читающей и думающей публики. Философия указывает путь от прошлого через настоящее в будущее».

(Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М., 1995. – С.10 – 11, 16);


Формула философской системы Канта – истина, добро и красота, взятые в их единстве, замкнуты на человеке, егокультурном творчестве, которое направляет художественная интуиция…Кант видит в эстетике «пропедевтику всякой философии». Это значит, что систематическое изучение философии следует начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро и истина.

(Гулыга А.В. Кант. – М., 1977. – С. 182 – 183);


Гуманитарное знание – это знание о бесконечных манифестациях человеческой сущности, своеобразная «феноменология духа», утверждающая себя в мире личности, в мире истории, в мире культуры…История – двуликий Янус, одно ее лицо обращено к массовым процессам, другое к личности.

(Гулыга А.В. Искусство истории. – М., 1980. – с. 27 – 28);


Культура – это реализованные ценности.

(Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М., 1987. – С. 284);


«Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» - прочный стержень на который нанизывается национальная традиция.

(Гулыга А.В. Искусство истории. – М., 1980. – с.43);


Красота двулика, это «средний термин», опосредующее звено между добром и истиной: «экзистенциальные» категории характеризуют ее лицо, обращенное к деятельности человека, к нравственности, «гносеологические» - к познанию.

(Гулыга А.В. Искусство истории. – М., 1980. – С.79).


Высказывания о А.Гулыге:


Понимание Канта Гулыгой нельзя вывести ни из одного из направлений кантовских интерпретаций как внутри, так и за пределами России.

(Seebohm Th. Arsenij Gulyga. “Kant” (Molodaja Gvardia, 1977) // Kant-Studien. – Bonn, 1979. – Jg. 70. – N 2. – S. 234).


О книге «Кант»:

[Гулыга проделал] «двойную работу: осмыслил ряд трудных и спорных вопросов и максимально просто, без искажений изложил их.

(Тевзадзе Г.В. А.В.Гулыга Кант // Филос. науки. – М., 1979. – N2. – С.152).

Задолго до того, как перестройка стала политической программой, Гулыга работал, писал и говорил ради духовного переворота, выражая в своих трудах свободную мысль.

(Hoeussermann D. Auf der Hintertreppe zur Perestroika: Arsenij Gulyga und die klassische deutsche Philosophie // Hannoverische Allgemeine. – Hanniver, 1989. - 25 August)

Источники биографии и библиографии:

Андреева И. С. Философия есть тоже поэзия: Арсений Владимирович Гулыга (1921 – 1996). (Обзор) // Русская философия во второй половине XX века: Сб. обзоров и рефератов. – М.: ИНИОН РАН, 1999. – Ч.1. – С.54 – 82.


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=19