Интенция | Все о философии

10.10.2009 - ПРОТАГОР (Protagoras) из Абдер (ок 480—410 до н э)

Древнегреческий философ, один из инициаторов софистического движения

40 лет вел жизнь странствующего «учителя мудрости», долго жил в Афинах, был близок к кругу Перикла, работал над демократическим законодательством Фурий в Юж Италии (основаны в 443), в 411 по обвинению в "нечестии» был изгнан из Афин (за книгу «О богах») Принимая учение Гераклита и Парменида об относительности и противоречивости «человеческого» (т е основанного на чувственном опыте) знания, Протагор отказался от противопоставления этого знания «божественному», проникающему в скрытую сущность явлений Нет никакой «сущности явлений» помимо самих явлений, феноменальный же мир противоречив, и «относительно каждой вещи можно выставить два противоположных тезиса» (фр. В 6а) Оппозиция истины—мнения оказывается снятой всякая истина есть чье-то мнение, и всякое мнение истинно Этот принцип сформулирован в начальных главах основного философского сочинения Протагора «Об истине» (другое название — «Опрокидывающие (друг друга) речи») «Человек есть мера всех вещей для реальных - их реальности, для нереальных — их нереальности» (фр. В 1 DK) Человек — это индивидуальный субъект восприятия, поэтому «каким что является мне, таково оно для меня и есть, а каким тебе — таково для тебя» (Платон Теэтет 152а) Согласно Дидиму Слепому ('Толкование на Псалмы», оггубл в 1968) Протагор говорит, что для всего, что есть, «быть» значит "являться»; «когда ты присутствуешь, то я являюсь тебе сидящим, а отсутствующему не являюсь сидящим; неясно, сижу ли я, или нет». Притязания прежней метафизики на статус рациональной теологии оказываются для феноменализма Протагора несостоятельными: «О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо много препятствий знанию: и неявленность (предмета), и краткость человеческой жизни (фр. В 4 из «О богах»). Однако осторожный религиозный агностицизм не спас Протагора от обвинений в атеизме. Его трактат «О первобытном состоянии» не сохранился, но некоторые идеи его, вероятно, переданы в мифе о происхождении человека, который Платон вкладывает в уста Протагора в одноименном диалоге (Prot. 320c sqq.): переход от дикости к цивилизации интерпретируется как компенсация биологических недостатков.
Фрагм. и свидетельства: DK II, 253—271; Untersteiner IV , Sofisti. Testimonialize e frammenti, fasc. I. Firenze, 1967, p. 14—117; Gronewald M. Ein neues Protagoras-Fragment.— «Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik», 1968, Bd. 2, p. 1—2, в рус. пер.: Маковельский А. О. Софисты, вып. 1. Баку, 1940, с. 5—21.
Лит.: Нерсесянц В. С. Политические учения Др. Греции. VI., 1979, с 93-101; Богомолов А. С. Диалектический логос. М., 198/, с. 183— 192, Koch H.A. Homo mensura. Studien zu Protagoras und Gorgias. Tub, 1970 (Diss ); Bodin L. M J. Lire le Protagoras introdiction a la methode dialectique de Protagoras P, 1975, Mansfeld J Protagoras on epistemological obstacles and persons — KerferdG. B. (ed ). The Sophists and their legacy. Wiesbaden, 1981, p. 38-53; WoodrufP. Protagoras on the unseen. The evidence of Didymus.— The sophistic movement. Athens, 1984, p. 80—87; Huss B. Der Homo-Mensura-Satz des Protagoras. Ein Forschungsbericht.— «Gymnasium» 1996, 103, S. 229—257. См. также лит. к ст. Софисты.
А. В Лебедев

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=209