Интенция | Все о философии

16.10.2009 - СЮН ШИЛИ (Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэн) (1885, Хуанпу, провинция Хубэй — 23 мая 1968, Шанхай)

Видный представитель течения нового конфуцианства

Учился в военном училище, участвовал в антиманъчжурском революционном движении В 1920 в Нанкине стал учеником известного буддистского ученого того времени 0уян Цзинъу В 1922 начал преподавать учение буддистской школы Йогачара (См Вэйши школа) в Пекинском университете, в 1920—30-е гг разработал собственную философскую систему «новой йогачары» (нового учения о только-сознании, синь вэйши лунь) В 1950-е гг опубликовал ряд работ, продолжающих темы его дореволюционного творчества «Начала конфуцианства» («Юань жу», 1956), «Рассуждение об основе и функции» («Ти юн лунь», 1958), «Прояснение сознания» («Мин синь пянь», 1959) Подвергался преследованиям после начала «культурной революции» Основной интерес у Сюн Шили вызывали проблемы онтологии Среди источников его философии — "Чжоу и», идеи буддизма, неоконфуцианства, а также фрагментарное влияние западной философии Согласно Сюн Шили, вселенная представляет собой единое целое и находится в процессе непрерывного изменения, определяющегося двумя тенденциями — «закрытием» (ведет к интеграции и появлению материальных объектов) и «раскрытием» (ведет к индивидуализации и принадлежит к сфере сознания) «Изначальная субстанция» (бэнъ ти) одна, а духовное «раскрытие» присуще в разной степени всем объектам Дух и материя выступают двумя проявлениями вселенских трансформаций Задача человеческого познания состоит в постижении «изначальной субстанции» через выявление в себе «изначального сознания» (бэнь синь), которое упорядочений управляет творческими процессами порождения нового Однако постижение «изначального сознания» иррационально и интуитивно, путь к его обретению пролегает через моральное самосовершенствование и очищение собственного сознания Содержание бэнъ синь Сюн Шили отождествил с конфуцианским понятием о «гуманности-милосердии» (жэнь), подчеркивая тем самым морально-антропологическую природу мироздания Через последователей Сюн Шили Моу Цзунсаня и Таи Цзюньи его идеи оказали значительное влияние на облик конфуцианской мысли второй половины 20 в.
Соч : Сюн Шили цзи (Антология из работ Сюн Шили), сост. Хуан Кэцзяньи др. Пекин, 1993.
Лит.: Го Циюн. Сюн Шили цзи ци чжэсюэ (Сюн Шили и его философия) Пекин, 1985, Ти Weiming Hsiung Shi-lis Quest for Authentic Existence — The Limits of Change Essays on Conservative Alternatives In Republican China Cambr, 1976

А В Ломанов

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=216