Интенция | Все о философии

27.10.2009 - ФЭН ЮЛАНЬ (Фэн Чжишэн) (4 декабря 1895, Танхэ, провинция Хэнань — 26 ноября 1990, Пекин)

Философ, историк китайской философии, представитель «нового конфуцианства»

Получил образование в Пекинском университете (1915—18), с 1919 обучался в Колумбийском университете (США), где испытал влияние Дж Дьюи, У П Монтегю и Ф Дж Э Вудбриджа В 1924 удостоен степени доктора фи-лософии После возвращения в Китай работал в университс -те Цинхуа, в 1934 увидела свет его двухтомная «История ки-тайской философии» (Чжунго чжэсюэши), переведенная впос -ледствии на английский язык Д Бодде В 1936—46 препода -вал в Объединенном университете юго-запада в Куньмине, в этот период им была разработана философская концепция «нового учения о принципе» (синь лисюэ) В 1946—47, во вре -мя работы в университете Пенсильвании (США), с помощь о Бодде написал на английском языке « Краткую историю ки -тайской философии» (A Short History of Chinese Philosophy, 1947, рус пер 1998) С 1947 преподавал в Цинхуа, в 1952 пе -реведен на философский факультет Пекинского университе -та, где и проработал до конца жизни Заявил о переходе нa позиции марксизма, в 1950—60-е гг подвергался критике за свои прошлые воззрения и за призывы к унаследованию в условиях социализма «абстрактного» общегуманистического смысла конфуцианских понятий В 1970-е гг, в период «куль-турной революции», присоединился к кампании по критике Конфуция, был советником «группы большой критики», созданной на основе Пекинского университета и университета в Цинхуа Вернулся к научному творчеству в 1980-е гг, за последнее десятилетие жизни им была создана семитомная «Ис-тория китайской философии в новой редакции» (Чжунго чжэ-сюэши синьбянь)
В раннем творчестве Фэн Юлань ориентировался на поиск сходных черт и тенденций в культурах Востока и Запада Bы-делял три общих направления в развитии человеческой мысли — «путь уменьшения [познаний]», характеризующийся аскетизмом, антиинтеллектуализмом и мистицизмом (Чжуанцзы, Платон, буддистские мыслители, Шопенгауэр) «путь увеличения [познаний]», которому присущи рационализм, гедонизм и субъектный «эгоизм» (Ян Чжу, Мо Ди, Декарт, Бэкон и Фихте), а также оптимальный «срединный путь», позволяющий избегнуть крайностей двух предыдущих (Конфуций, Аристотель, неоконфуцианцы, Гегель) Исходил из противопоставления постоянно увеличивающей объем содержательных познаний науки и стремящейся к формализации и «пустоте» через уменьшение объема содержательных суждений философии
В 1930-е гг, подобно Ху Ши, привнес в изучение истории китайской философии западную методологию, однако выступал против попыток последнего критически «ниспровергнуть» китайскую традицию К 1940-м гг Фэн Юлань начал уделять большее внимание социально-экономическим факторам в развитии китайской философии (ее связь с крестьянским менталитетом обусловила доминирование идей цикличности мирового процесса, идеализацию природы и кланово-семейных структур)
Разрабатывая «новое учение о принципе», Фэн Юлань пытался реконструировать учение неоконфуцианской школы «ли сюэ» брагьев Чэн — Чжу Си при помоши западных философских концепций Учитывая аргументы неореализма и логического позитивизма против традиционной метафизики, Фэн Юлань хотел создать «самую философскую философию», не содержащую эмпирических высказываний и анализирующую исключительно мир идеальных абстрактных сущностей Из единственной эмпирической предпосылки «нечто существует» Фэн Юлань выводил четыре формальных аналитических тезиса с соответствующими им переосмысленными «пустыми категориями» традиционной китайской философии если всякий существующий объект относится к определенному роду, то это дает возможность говорить о наличии определяющих родовую сущность вещи вневременных и вне-пространственных «принципах» (ли), материальное воплощение ли в индивидуальных объектах мироздания происходит при помощи лишенной собственных качеств «субстанции-пневмы» (ци), динамический аспект мироздания описывается раскрытием все большего числа ли-иринципов, содержащихся в Великом пределе (тай цзи), а статический — понятием о Великом целом (да цюань), которое объединяет мир существующих вещей и запредельных идеальных принципов Фэн Юлань провозгласил, что целью философии является возвышение человеческого разума, проходящего в своем развитии четыре ступени Две низшие сферы разума (естественная и утилитарная) даны природой, тогда как две высшие — мораль ная и космическая — создаются усилием разума Моральная сфера указывает на идеалы служения обществу, космическая сфера воплощает даосско-буддистские мотивы и призывает человека к духовному единению с мирозданием, предстающим в ипостаси космологического «Неба» (тянь) или философского «Великого целого» Слияние «мистической» китайской философии с «рационалистической» философией Запада должно было, по Фэн Юланю, привести к рождению «всемирной философии будущего» Такой синтез должен был осуществиться путем объединения позитивного «рационалистического онтологизма» неоконфуцианцев школы лисюэ и платонизма с «негативной гносеологией» даосов, чань-буддистов и кантианцев
Начиная с 1950 х гг Фэн Юлань пытался пересмотреть свою философскую систему при помощи гегелевского понятия о «конкретном всеобщем» и диалектической трактовки единства общего и единичного, снимая тем самым противопостав-ленность мира существующих вещей и мира идеальных сущностей. В конце жизни Фэн Юлань отказался от попыток соединения марксизма и китайской философии, объявив идеи Мао Цзэдуна «утопией» и «абсурдом», доказывал, что марксистская диалектика, которую он свел к тезису «вражда должна быть враждой до конца», необходимо уступит место китайской философии, настаивающей на примирении и разрешении противоречий.
Соч.: Саньсунтан цюаньцзи (Полн. собр. соч. из Зала Трех Сосен), т. 1—9,11—14. Чжэнчжоу, 1985—94; Краткая история китайской философии, пер. с англ. Р. В. Котенко. СПб., 1998.
Лит.: Ломанов А. В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. М., 1996; Он же. Судьбы китайской философской традиции во второй половине XX в. Фэн Юлань и его интеллектуальная эволюция.— « Информационный бюллетень Института Дальнего Востока», 1998, №1.

А. В. Ломанов

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=231