Интенция | Все о философии

11.11.2009 - ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [5 (17) сентября 1857, с. Ижевское — 19 сентября 1935, Калуга]

Русский ученый, изобретатель, основоположник космонавтики, представитель русского космизма.

titleРодился 17 (29) сентября 1857 в селе Ижевское под Рязанью. С 1869 по 1873 обучался в гимназии, затем из-за сильной потери слуха (после перенесенной скарлатины) занимался самообразованием. В 1879/80 экстерном сдал экзамены на звание учителя уездных училищ. С 1880 преподавал физику и математику в Боровском уездном училище Калужской губернии, с 1892 в гимназии и епархиальном училище в Калуге, где проработал до выхода на пенсию в 1920/21.
В начале XX в. Циолковский первым понял преимущества и уникальные возможности реактивного способа передвижения в космическом пространстве и посвятил большую часть своей жизни разработке теории космоплавания. Долгое время его работы не получали признания, и лишь после появления в 1923 в Германии статьи Г.Оберта по теории космического полета, в СССР начали популяризировать исследования ученого.
В конце 20-х гг. Циолковский приобретает мировую известность и становится признанным главой нового научного направления - ракетодинамики и астронавтики.
В 1924 Циолковский был избран почетным профессором Академии воздушного флота им. А.Е.Жуковского. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер ученый в Калуге 19 сентября 1935.
Научные интересы Циолковского охватывали множество проблем. Наибольшее значение помимо космонавтики имеют его исследования по аэродинамике, ракетодинамике, теории самолета и дирижабля, космической медицине, социологии и футурологии.
Циолковский проводил свои исследования в своего рода интеллектуальном вакууме, хотя его и поддерживали некоторые крупные ученые (одна из его работ получила благоприятный отзыв И.М.Сеченова). Первые работы посвящены разработке конструкций цельнометаллического управляемого дирижабля, обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке. В 1897 Циолковский построил первую в России аэродинамическую трубу и провел испытания простейших моделей.
В 1890-х годах Циолковский начал заниматься исследованиями, связанными с использованием реактивного движения для создания межпланетных летательных аппаратов. В 1903 увидела свет его статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней и последовавших работах (1911 и 1914) ученый вывел широко известное теперь уравнение движения ракеты как тела с переменной массой, научно обосновал возможность применения ракет для межпланетных сообщений, реактивного принципа для полетов в мировом пространстве и возможность достижения космических скоростей, создал теорию прямолинейного движения ракет, предсказал явление невесомости, изложил основы теории жидкостных ракетных двигателей, рассмотрел и рекомендовал к использованию различные топлива (в качестве наиболее эффективного – смесь жидких кислорода и водорода). Высказал идею создания околоземных орбитальных станций как промежуточных баз для межпланетных полетов. В 1929 опубликовал работу «Космические ракетные поезда», в которой изложил теорию (математическую разработку) особого вида составных ракет – прообраза современных многоступенчатых ракет.
По своим мировоззренческим ориентирам Циолковский принадлежал к космизму. Испытывал влияние «философии общего дела» Федорова. В его творчестве нашли отражение своеобразные духовные реакции русской мысли на процессы рационализации и секуляризации европейской культуры, становление глобальной общности исторических задач человечества.
Ученый был автором ряда философских эссе, часть которых была издана им в Калуге на собственные средства. В этих сочинениях ученый развивал учение «атомистического панпсихизма» («монизма»), согласно которому космос представляет собой живое и одушевленное существо. Основа мира - «атомы-духи» как элементы метафизической субстанции. Это простейшие «существа», обладающие «чувствительностью». Именно «атомы-духи» - подлинные граждане Вселенной, тогда как человек, подобно всякому животному, - «союз» таких атомов, живущих «в согласии» друг с другом. Атомы образуют во Вселенной бесконечное разнообразие форм жизни, в том числе, человека (об этом шла речь в работах 1898–1914: Научные основания религии, Этика или Естественные основы нравственности, Нирвана и др).

Космическая философия Циолковского - собственный вариант натурфилософии - мировоззренческая система, включающая подробно разработанную метафизику и этику, тогда как проблемам теории познания в ней уделялось сравнительно мало внимания. В космической философии синтезированы разнообразные системы западной (Платон, Демокрит, Лейбниц, Бюхнер и др.) и восточной, преимущественно эзотерической, мысли, что обусловило ее глубокую антиномичность.
Разрабатывая идею «первопричины», или «причины» Вселенной, Циолковский приписывал ей свойства, обычно рассматриваемые как атрибуты Бога (теизм). Но божественность он приписывал и космосу (пантеизм).
Богами (различных рангов) Циолковский считал могущественных представителей космического разума - «президентов» планет, галактик, метагалактик («эфирных островов»).
Важнейшую роль в космической философии ученого, помимо монизма, играют также принципы бесконечности, эволюции и антропии. «Смысл» Вселенной Циолковский видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновении высокоразвитых форм космического разума, способных к преобразованиям космоса с целью решения глобальных проблем. Для освоения космоса необходимо вмешательство в эволюцию вида homo sapiens, совершенствование биологической природы человека путем естественного и искусственного отбора, поэтому в позднем творчестве Циолковского центральное место занимает грандиозная планетарная и космическая утопия. В создании идеального общества Циолковский решающую роль отводил науке, ее новым, поистине фантастическим возможностям (социальному проектированию посвящены его работы: Горе и гений, 1916; Идеальный строй жизни, 1917; Общественный строй, 1917; Социология (фантазия), 1918; Приключения атома, 1918).
С разочарованием ученого в цивилизации и возможностях научного познания связаны его религиозно-мистические искания последнего периода жизни и опыт построения новой этической системы (Живая Вселенная, 1923; Воля Вселенной, 1928; Будущее земли и человечества, 1928; Научная этика, 1930; Космическая философия, 1935).



Философские взгляды


Хотя Циолковскому представлялось, что его мысль не выходит за рамки позитивных наук, его учение является своеобразным сплавом естеств.-научного эволюционизма и, с др. стороны, буддистских идей и элементов теософии. Исходя из посылки панпсихизма: абсолютно неживой и бесчувственной материи не существует, можно говорить лишь о разных степенях жизн. чувствительности неорганической и органической материи,- Циолковский выдвигал идею «атома» как элементарного существа, перекликающуюся скорее с монадологией А. Козлова, а также Н. Бугаева (и вообще воззрениями Московской физико-математической школы, (1880-1917), чем с представлением о физических атомах, подверженных естественному распаду.

Свою центральную доктрину Циолковский назвал «монизмом», противопоставляя ее как религиозному дуализму с его разделением бытия на «посюстороннее» и «потустороннее», так и «пессимистическому» материализму, не отвечающему, по мнению мыслителя, на вопрос о вселенском смысле и целях жизни.

В ее основе лежит монистический принцип миропонимания, исключающий возможность дуализма "души и тела", материального мира и духовной свободы. Смысловым его центром становится представление о космичности жизни, стремление соотнести макромир человеческого существования с космическими измерениями бесконечно большого и бесконечно малого. Таким образом, функциональные характеристики жизнедеятельности включаются в саму структуру физического миропорядка, природные процессы приобретают "смысл", "цель" и "благость", а универсальными нормативными регуляторами эволюции Вселенной становятся императивы "космической этики". Природа как бы "пробуждается", осознает себя в разумных формах, а сам разум мыслится основной движущей силой восхождения космической материи к высшим степеням совершенства.
«Атомы» Циолковского бессмертны и претерпевают различные судьбы, путешествуя от одного конгломерата или организма к другому (ср. также с учением о переселении душ). В том числе и человеческий организм Циолковский считал государством атомов и, поскольку распадаются не сами атомы, а лишь временные их ассоциации, настаивал на том, что смерть есть иллюзия эгоистической человеческой эмоциональности. Как раз в этом пункте Циолковский видел превосходство своей научно фундированной оптимистической доктрины над «обычным» материализмом и над неосновательными религиозными утешениями.



Космос, по Циолковскому, - это целостная гармоническая система, в рамках которой атом и человек одинаково причастны высшему единству. Исходя из предпосылки соотносительной жизненной чувствительности и одухотворенности всех форм и ступеней материи во Вселенной, Циолковский пытался по-новому осмыслить философские проблемы. Вопросы смысла жизни, смерти и бессмертия, добра и зла получают здесь нетрадиционное решение. Законы универсальной жизнедеятельности непосредственно реализуются на микроуровне "атомов", "духов", бессмертных граждан космоса, наделенных способностью к элементарным жизненным проявлениям. Рождение и смерть выступают как акты ассоциации и диссоциации таких атомов, способных периодически входить в состав комбинаций различной степени сложности. При этом периоды пребывания в относительно простой неорганической материи никак не отмечаются в истории "жизни" атома и не имеют субъективной длительности, высокоорганизованная же ступень существования элемента космоса свидетельствует, по Циолковскому, о торжестве творческих, антиэнтропийных сил разума, его победе над первобытным хаосом. С этой точки зрения космологический процесс предстает в виде ряда циклических усовершенствований бытия.

Из имперсоналистического «монизма» вытекает этическое построение Циолковским (детально разработанное им под названием «космической этики» на случай контакта с инопланетянами, см., напр., «Научная этика», Калуга, 1930).
Циолковский- эвдемонист и апеллирует к разумному эгоизму: «истинное себялюбие» состоит в заботе о будущности своих атомов и, значит,— обо всем мировом целом, в котором они рассеются после исчезновения их обладателя. Обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке. Добром является все то, что гарантирует блаженство атомов во вселенной и пресекает возможности их неблагоприятных «переселений». Такие условия в космосе создаются сложными благоустроенными организмами с высокоразвитым разумом; поэтому процессы стратификации и усложнения во вселенной являются, по Циолковскому, благом, а процессы нивелировки и упрощения - злом. Таким образом, представления о добре и зле получают у Циолковского онтологическое обоснование.



Представляя эволюцию космоса циклически, ученый выступал против выводов о тепловой смерти вселенной из энтропийного постулата Клаузиуса (см. труд Циолковского «Второе начало термодинамики», Калуга, 1914). Он высказал предположение об обратимости физических явлений, родственное мифо-философской концепции «вечного возвращения», известной еще со времен Гераклита, и вместе с тем предвосхищающее современную научно-космологическую теорию «пульсирующей вселенной». Смысл каждого эволюционнного цикла заключен в процессе образования все более совершенных ассоциаций, от химических элементов до разнообразных разумных существ на многочисленных планетных системах. Творческий потенциал ученый чаще всего приписывал самой материи (жизни и «игре» атомов), но, иногда в духе теизма постулировал «Причину космоса» (Калуга. 1925), стоящую над миром и созидающую его. Наличное состояние космоса свидетельствует, по мнению Циолковского, о торжестве творческих «антиэнтропийных» сил жизни и разума над уравнительными энтропийными тенденциями и над тягой космической материи к абсолютной организации, что означало бы «конец мира». Здесь Циолковский выступает как предшественник некоторых идей кибернетики (созвучных и другому русскому мыслителю П. А. Флоренскому).

На основе идеи "вечного возвращения" Циолковский выдвигает концепцию "космических эр", описывающую эволюционные перспективы человечества. Место и судьбу нашей планеты в общем строе мироздания он считал исключительными.
Разумные существа, которыми населен космос, по гипотезе Циолковского, давно уже взяли на себя ответственность за ход эволюции. Руководствуясь императивом космической этики, они почти повсеместно колонизировали космос, искоренили неперспективные формы жизни и насадили совершенные. В космосе положительно преобладает счастье. Земля с ее муками биологического и социального развития является одним из немногочисленнных исключений, своего рода генетическим заповедником, в границах которого разыгрывается драма биологического и социального становления новых жизненных форм, так что участь нашей Земли хоть и трудна, но особо почетна.
Представляя своего рода "заповедник", Земля является и средоточием неизбежно сопутствующих естественному отбору страданий живых существ. На общем фоне космической гармонии и счастья муки земной эволюции имеют глубокий смысл и предназначение: многообразие индивидуальных жизненных проявлений в космосе восполняется притоком свежих сил, противостоящих энтропийным процессам нивелирования и упрощения материи.



В процессе восхождения к высшим степеням космического совершенства человечеству предстоит пройти ряд ступеней, длительностью в миллиарды лет каждая:
1) эру рождения, характеризующуюся созданием гармоничной социально-экономической организации;
2) эру становления, отсчитываемую с момента начала активной космической экспансии;
3) эру расцвета, создающую предпосылки для овладения универсальными законами Вселенной;
4) терминальную эру - эпоху перехода человечества из "корпускулярных" в энергетические, "лучевые" формы существования, что будет означать конец страдающей органической плоти и достижение "вечного блаженства" в рамках вселенского единства.

Последовательность космических циклов, по Циолковскому, соответствует росту преобразующих возможностей разума как фактора космической эволюции. Если на микроуровне универсальные жизненные потенции реализуются в форме блуждающих "атомов-духов", то на мегауровне природные процессы рационально преобразуются высокоорганизованными цивилизациями в соответствии с императивами "космической этики".

Непрерывные циклы обменов элементарными жизненными частицами объединяют их, понуждают к нравственной круговой ответственности за судьбы мирового целого.
Основным этическим принципом космоса поэтому становится целенаправленное уменьшение "суммы" вселенских страданий, зла и несправедливости, снижающее риск появления несовершенных форм "атомов-духов". Искусственный отбор, поддержка перспективных тенденций эволюции при одновременном пресечении тупиковых ее ветвей становится главной задачей высшего разума. Для достижения поставленных целей допускаются весьма радикальные средства — от принудительного ограничения размножения страдающих неразумных существ до их безболезненного уничтожения и заселения высвобождаемых ареалов высокоорганизованными формами.
Своеобразным гарантом осуществления императивов "космической этики" выступает некая трансцендентная творческая сущность, которая описывается Циолковским как "причина" (или "воля") Вселенной. Признание существования силы, первичной по отношению к космической материи и изначально благосклонной к ней, наглядно проявляет религиозно-мистическую компоненту "космической философии" Циолковского.
С этой точки зрения свобода воли человека, предполагающая нравственную ответственность за принятые решения и совершенные действия, носит иллюзорный характер. Видимая спонтанность и непредсказуемость поведения элементов вселенского механизма порождаются лишь безмерной сложностью его организации. На самом деле любой разумный выбор изначально предопределен волей и тайным вмешательством высших сил. В этой связи моральным долгом индивида и социума любого уровня становится добросовестное выполнение своей части "работы" по поддержанию космического совершенства. Вселенная нуждается в проявлении их творческих усилий, поэтому возрастание преобразующих возможностей земного разума есть одновременно пробуждение в человеке специфических мотиваций, продиктованных императивами "космической этики".



Одним из проявлений властного "зова" вселенской воли является извечное человеческое стремление к совершенствованию системы общественных отношений. План рационального переустройства социума занимает видное место в рассуждениях Циолковского. Во многих отношениях они пролегают в русле утопических проектов с их предвосхищением ряда элементов тоталитарных режимов XX в. Грядущее устройство человеческого общежития, как его представляет Циолковский, вырастает из причудливого сплава демократических устремлений и элитарных, технократических и социалистических постулатов.
Так, платоновская идея власти "мудрецов", гениальных личностей, управляющих весьма авторитарными методами во имя быстрого и решительного прогресса, дополняется идеей народного плебисцита.
Иерархически организованный коллективизм, фактически исключающий возможность появления недовольных личностей и меньшинств разного рода, оправдывается достижением невиданного благосостояния благодаря росту технического могущества. Активно развивая утопические традиции, Циолковский не пренебрегал детальной регламентацией конкретного бытового обустройства и наиболее перспективных режимов хозяйственной деятельности объединенного человечества.
Успех процессов социальной рационализации человечества, согласно Циолковскому, предопределен неизбежной грядущей его экспансией, освоением космического пространства.
Циолковский верил, что разрабатываемые им технические средства и проекты внесут посильный вклад в дело поддержания вселенской гармонии, раздвинут перед страдающим и творящим свою судьбу человечеством новые горизонты надежды.
Циолковский допускал одновременное сосуществование множества миров различной степени плотности, активно взаимодействующих между собой. Вселенная, с его точки зрения, полна разумными, могущественными и счастливыми существами.
Циолковский был первым идеологом и теоретиком космической экспансии человечества. Когда человечество, которое пока недалеко ушло от животных, осознает свое скромное место на эволюционной лестнице и отставание от разумной жизни в космосе, оно преобразует Землю и самого себя. Параллельно с огромным численным возрастанием человечества будет земледельчески освоена вся земная и океанская территория, истреблены дикорастущие растения и (из сострадания, а также из опасения дурных переселений атомов) высшие животные, использована в индустриальных целях толща земной атмосферы, а в дальнейшем земное вещество обратится в промышленное сырье для космических колоний с более благоприятными, чем на Земле, условиями для разумного творчества. Таким образом, выйдя из своей колыбели - Земли, зрелое человечество истратит ее по кускам.
В виде отдаленной цели перед Циолковским маячила полная перестройка биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ - образование разумного животно-растения, парящего в эфирном околосолнечном пространстве и питающегося непосредственно солнечными лучами (путем фотосинтеза, т. е. максимально независимого от среды обитания). Здесь, кроме научно-философского, нужно указать на жизненный источник радикальных устремлений ученого: катастрофичность эпохи и крайне неблагоприятные условия личного существования в провинциальной Калуге, длившиеся вплоть до начала 20-х гг., рождали напряженную мечту об избавлении от ужасов земного бытия и быта. К этой же цели избавления от страданий направлено раннее учение Циолковского о «деятельной нирване» («Нирвана», Калуга, 1914).



Свои социальные проекты Циолковский ставил в зависимость от намеченных им планетарных преобразований. Он создавал проекты консолидации и новой административно-хозяйственной организации человечества — централизованного управления, трудовых армий, строжайшей нравственной дисциплины и регламентации, евгенических мероприятий, общечеловеческой азбуки. После него остались планы общежитий типа фаланстера социалистов-утопистов, но вместе с тем он считал обладание земельным наделом непременным условием личной независимости.
В целом, в его социальных утопиях причудливо смешались черты платоновского «Государства», идеальной крест, общины народников, «философии общего дела» Федорова. Руководителем людей в этих преобразованиях должен, по Циолковскому, стать разум, воплощенный в великих учителях человечества - «гениях» (эмоции для Циолковского являются, в противовес разуму, досадной отвлекающей помехой на пути к совершенству; отсюда его неприязнь к расслабляющему и анархическому влиянию музыки). В числе «гениев» ученый называл Будду, Сократа, Христа, многих мыслителей и творцов нового времени.
Несмотря на противоречивость своих истоков, «космическая философия» Циолковского остается в истории человеческой мысли как первая попытка систематического изложения проблем, характерных для начала «космической эры»: выяснение места разума и творчества в мировом целом, их связи с представлениями о смысле жизни.

Источники биографии:
Роднянская И., Кольченко И. Циолковский [Текст] / И. Роднянская, И. Кольченко // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.5.: Сигнальные системы –Яшты/ Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – С. 466-468;
Шаронова А. А. Циолковский [Текст] / А. А. Шаронова // Русская философия: словарь / под общ. ред. М. А. Маслина – М.: Республика, 1995. – С. 601-602;
Казютинский В. В. Циолковский [Текст] / В. В. Казютинский // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.4.: Т– Я / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2001. – С.336-337;
Алексеев А. П. Циолковский [Текст] // А. П. Алексеев. Философы России XIX – XX столетий. Биографии, идеи, труды / А. П. Алексеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2002. – С.1053 - 1054;
Циолковский [Текст] / В. С. Ермаков // Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный [Текст] / В. С. Ермаков. – СПб.: Союз, 2003. –
С. 215-216;
Грицанов А. А. Циолковский [Текст] / А. А. Грицанов // Новейший философский словарь – Мн.: Книжный дом, 2003. – С. 1171-1172. – (Мир энциклопедий);
В. В. Казютинский




Библиография


Сочинения:
Горе и гений. - Калуга, 1916;

Будущее Земли и человечества. - Калуга, 1928;

Любовь к самому себе, или истинное себялюбие. - Калуга, 1928;

Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. - Калуга, 1928;

Общественная организация человечества. - Калуга, 1928;

Ум и страсти. - Калуга, 1928;

Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение. - Калуга, 1929;

Собрание сочинений. Т.1- 4. - М., 1951 - 64;

Избранные труды. - М,, 1962. - (имеется библ.);

Рукописные материалы К. Э. Циолковского - М., 1966 - (Труды Архива АН СССР. - Вып. 22).
Грезы о земле и небе. – Тула, 1986;
Промышленное освоение космоса. - М., 1989;
Человек и космос // Человек. – 1991. - №6;
Очерки о вселенной. – М., 1992.
Литература:
Брюханов В. А. Мировоззрение К. Э. Циолковского и его научно-техническое творчество. - М., 1959;

Гвай И. И. О малоизвестной гипотезе Циолковского. - Калуга, 1959;

Кольченко И. А. и Платонов К. К. Циолковский как мыслитель // Труды 2-х чтений, посвященных развитию идей и изучению творческого наследия Циолковского. - М.. 1968;

Кольченко И. А. Циолковский о судьбе человечества в Космосе // Труды 3-4-х чтений, посвященных развитию идей и изучению творческого наследия Циолковского. - М., 1969;

Кольченко И. А. Социологические идеи К. Э. Циолковского // Труды 3-4-х чтений, посвященных развитию идей и изучению творческого наследия Циолковского. - М., 1969;

Голованов Л. В. Циолковский и Фёдоров // Труды 3-х чтений, посвященных развитию идей и изучению творческого наследия Циолковского. - М., 1969;

Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский. - М., 1976;

Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). - М., 1987;

Гиренок Ф. И. Русские космисты. - М., 1990. – (Страницы истории отечественной философской мысли);

Чудинов В. А. Великий утешитель человечества // Человек. - 1991. - № 6.

Гаврюшин Н. К. Космический путь к "вечному блаженству" (К. Э. Циолковский и мифология технократии) // Вопросы философии. - 1992. - № 6;

Чижевский А. Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. - М., 1995;

Казютинский В. В. Космическая философия К. Э. Циолковского // Философия русского космизма. - М., 1996. - С.108-32;

Архив:

Моск. отдел. Архива АН СССР, ф. 555, оп. 1, ед. хр. 369—557).

Источники библиографии:
Роднянская И., Кольченко И. Циолковский [Текст] / И. Роднянская, И. Кольченко // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.5.: Сигнальные системы –Яшты/ Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – С. 466-468;
Шаронова А. А. Циолковский [Текст] / А. А. Шаронова // Русская философия: словарь / под общ. ред. М. А. Маслина – М.: Республика, 1995. – С. 601-602;
Казютинский В. В. Циолковский [Текст] / В. В. Казютинский // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.4.: Т– Я / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2001. – С.336-337;
Алексеев А. П. Циолковский [Текст] // А. П. Алексеев. Философы России XIX – XX столетий. Биографии, идеи, труды / А. П. Алексеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2002. – С.1053 - 1054;
Циолковский [Текст] / В. С. Ермаков // Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный [Текст] / В. С. Ермаков. – СПб.: Союз, 2003. –
С. 215-216;
Грицанов А. А. Циолковский [Текст] /В. Л. Абушенко // Новейший философский словарь – Мн.: Книжный дом, 2003. – С. 1171-1172. – (Мир энциклопедий);




Высказывания


Борьба за жизнь породила промыслы, ремесла, искусства. Эти дали начало технологии и высшим искусствам. Технология породила науку. Последняя послужила основанием к ряду прикладных и описательных наук и философии. Наоборот, философия влияет на точную науку, наука воздействует на технологию, она же на ремесла. Ремесла упраздняются технологией, как технология - наукой. В конце концов останется чистое и точное знание, которое и будет руководить всем. На долю человека в пределе остается только мысль, так как энергия и искусство заменятся силами природы и человеческими приспособлениями или машинами. [«Утописты»] (С.132)

Беспрекословное повиновение мудрым и справедливым хорошо, но оно должно ограничиваться, во-первых, законами, истекающими непосредственно или посредственно из народа, во-вторых, самые мудрецы должны проверяться обществом и сменяться во всякое время по решению народа…Принцип насилия необходим против нарушителей закона, если он допускается народом или его представителями. [«Утописты»] (С.133)

Космос есть выражение некоторой всемирной воли. [«Утописты»] (С.134)

Философский камень…Он уже есть этот камень. Все сущее не избегнет своей блаженной судьбы, не избегнет беспредельности и необыкновенно прекрасной, безоблачной посмертной жизни. [«Живая Вселенная»] (С.136)

Нет вообще постулата или опровержения, которое не опровергалось бы авторитетами. [«Живая Вселенная»] (С.137)

Основание всему – простота. [«Живая Вселенная»] (С.139)

Есть только одна жизнь, которая никогда не прекращалась и никогда не прекратится. [«Живая Вселенная»] (С.143)

Источник высказываний:
Циолковский К. Э. Утописты. Живая Вселенная // Вопросы философии. - 1992. - № 6. – С.132-158.



Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=246