Интенция | Все о философии

23.04.2009 - КОМЕНСКИЙ (Komensky, латиниз. Comenius) Ян Амос (1592 - 1670)

Выдающийся чешский ученый-энциклопедист, педагог, писатель, богослов, гуманист и философ.

titleСведения о месте рождения и настоящей фамилии ученого до настоящего времени остаются малоизвестными. Предположительно, он родился в г. Угерский Брод в Южной Моравии, где в 1592г. жил его отец Мартин Сегеш из Комни [впоследствии в Комне был установлен памятник ученому], затем какое-то время жил и учился в деревне Нивнице. В десятилетнем возрасте, после смерти родителей, будущий ученый жил в общине чешских братьев, а в 1608г. поступил в высшую школу г. Пршеров – одно из лучших учебных заведений общины. После крещения по протестантскому обряду в 1611г. добавил к своему имени библейское – Амос.

Учился в Герборнской академии (1611-12/13) и Гейдельбергском (1613) университете.

В Гернборне, после долгого общения с педагогом Я. Г. Альштедом, принял решение стать учителем. После окончания обучения вернулся в общину, где по представлению моравского земского гетмана Карла (Карела) Старшего был определен главой братской школы в Пршерове, затем назначен священником в г. Фульнек, Богемия (1618).

При подавлении восстания чешских сословий (1618-20) потерял жену и двух сыновей, погибла в огне обширная личная библиотека. Спасаясь от преследований покинул Моравию и вместе с новой семьей в1628г. поселился в польском г. Лешно, где продолжал преподавательскую деятельность в братской школе. В это же время появляется первое издание «Лабиринта света и Рая сердца» (1631) (с острой сатирой на европейское общество времен Тридцатилетней войны), первый вариант которого был закончен еще на родине в 1623г., а ок. 1633 – стихотворные молитвы (как приложение к переводу богословского сочинения «Praxis pietatis» («Практика благочестия»).

«Лешновский» период ознаменован началом формирования его знаменитого философского учения. Стремясь к объединению всех наук о человеке и природе и построению целостной картины мира, Коменский выдвинул проект энциклопедической системы знания — Пансофии («Предвестник всеобщей мудрости» — Pansophiae Prodromus, англ. пер. 1639, рус. пер. 1939). Проект был поддержан в Англии и Франции, Коменский даже посетил Лондон по приглашению английского мецената Сэмюэла Хартлиба (1641), английский парламент даже принял постановление об организации ученой коллегии для разработки «Пансофии», но гражданская война в туманном Альбионе не способствовала претворению в жизнь великих замыслов, и Коменский, при содействии другого мецената, Луи де Геера, переехал в Швецию, где приобрел еще одного влиятельного единомышленника – канцлера Акселя Оксеншерну. Из Швеции ученый направился в Западную Пруссию (г. Эльбинг, ныне Эльблонг в Польше), а в 1648г., после после окончания Тридцатилетней войны и избрания епископом общины чешских братьев, вернулся в Лешно. Однако, итоги войны, окончательно похоронившие планы чешских протестантов на возвращение из эмиграции, заставили Коменского, уже спустя два года, распустить возглавляемую им церковь, выпустить аллегорическое обращение к единоверцам и соотечественникам («Завет умирающей матери Общины братской») и, по приглашению трансильванского князя Ракоци, покровителя чешских протестантских эмигрантов в Венгрии, переселиться в г. Шарошпатак для преподавания в кальвинистской гимназии.





«Венгерский» период творчества ученого обогатил человечество знаменитым учебником «Orbis sensualium pictus» (1653-1654), а также трактатом «Gentis felicitas» («Счастье народа»), посвященным князю-благодетелю.

Откликнувшись на просьбу общины Коменский ненадолго вернулся в Лешно в 1654г., но после начала шведско-польской войны, снова эмигрировал - на этот раз в Нидерланды и уже навсегда. Именно здесь, при поддержке Амстердамского магистрата, он получил возможность издать почти все свои сочинения. Среди них:

«Всеобщий совет человеческому роду об улучшении человеческих дел» (De rerum humanarum emendatione consultatio catholica ad genus humanum, V. 1-7, 1666) - грандиозный (к сожалению, незавершенный) проект улучшения общественной жизни и междунароных отношений через установление всеобщего мира и веротерпимости, выравнивания экономического и культурного уровня всех народов, всеобщего обучения и воспитания, одинакового для всех людей;

«Opera didactica magna [omnia]» (1657; рус. пер.: 1875-77) – проект универсальной теории обучения;

«Лабиринт света и Рай сердца» (окончательный вариант; рус. пер.: 1896);

«Unum nesessarium» («Единственно необходимое», 1668), посвященный Рупрехту Пфальцскому - наследнику чешского короля Фридриха, возведенного на трон чешскими повстанцами в 1619г. и др.

Коменский является общепризнанным основателем демократической педагогической системы, в которой выступил с критикой схоластического формализма, подчеркивал значение наглядности и опыта в обучении, связь языкового обучения с предметным, требовал совместного обучения детей всех сословий, указывал на необходимость учета индивидуальной психологии, национальной речи и культуры воспитуемого.

Педагогика Коменского тесно связана с его философскими воззрениями. В области гносеологии он стоял на позициях материалистического эмпиризма.

В 1613, за семь лет до появления «Нового органона» Ф. Бэкона, в своей ранней работе «Спорные вопросы, собранные в саду философии?» (1613) , отвечая на вопрос «Всякое ли познание берет свое начало от (у) ощущения?» он выдвинул тезис: «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, как нет ничего в вере, чего раньше не было бы в уме». Находясь под влиянием Ф. Бэкона, он придавал большое значение изучению природы и чувственного опыта.

Однако Коменский не был последовательным материалистом.

В «Обозрении реформированной во славу Божию физики» (Physicae ad lumen divinum reformatae synopsis, 1633) Коменский говорит о трех началах, лежащих в основе мира, — материи, свете (lux) и духе (spiritus), в котором Бог сообщает миру идеи, определяющие формирование всех вешей.

Ученый признавал три источника познания: чувства, разум и Священное писание. С помощью внешних чувств человек воспринимает окружающий его мир, внешние чувства сообщают эти образы внутренним чувствам, а те в свою очередь — духу, который «созерцает, сравнивает и основательно изучает их» («Metlodus linguarum novissima» X, 7) и выражает затем в языке.

Согласно его идеям, знания, приобретаемые посредством чувства, разума или Священного писания, являются взаимно дополняющими. На этом он строил синкретический, т. е. сравнительный метод, по которому можно неполные познания в одной области дополнить аналогичными из другой области.



Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах -

- «Великой дидактике» (Didactica magna, 1657, рус. пер.: 1875 -77);

- «Материнской школе» (1633, рус. пер.: 1892) - о воспитании ребенка в первые шесть лет жизни;

- «Открытой двери к языкам» (1631, рус. пер. 1892) - энциклопедическом учебнике латинского языка, переведенном на 16 языков мира,

«Мире чувственных вешей в картинках» (Orbis sensualium pictus, 1658, рус. пер.: 1768) - учебнике латинского языка для начинающих, который стал обязательной учебной книгой по «Уставу народных училищ в Российской империи» (1786).

Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлеченному, от целого к части и обратно, от простого к сложному.

Его «Пансофия» («Pansophia») представляет попытку охватить в одной системе все человеческие знания таким образом, чтобы они составили одно логическое целое, в котором одно вытекает из другого, и знание было бы прочным, убедительным и всем доступным. Одинаковые знания всех обо всем должны стать средством всеобщего улучшения человечества, средством устранения споров и войн и осуществления международного сотрудничества.

С целью содействия распространению такого образования во всем мире К. пытался в своем труде «Панглотия» предложить универсальный язык и во всех своих пансофических и дидактических произведениях рекомендовал систему всеобщего обучения и воспитания для всех людей без различия положения, имущественного состояния, национальности и расы.

Коменский полагал, что для улучшения мира следует создать всемирный конгресс, на котором должен быть рассмотрен вопрос улучшения общественной жизни, религии, философии и политики.

Религиозные распри могут быть устранены при условии терпимости, улучшение философии может быть достигнуто путем устранения бесплодных размышлений и посредством изучения природы, организованного в международном масштабе, а улучшение международных отношений - путем выравнивания экономического и

культурного уровня всех народов.

Проект ученого со следами хилиастических идей вошел в знаменитый 7-томник «Всеобщий совет об улучшении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica ad genus humanum»), выдвинувший Коменского в ряды выдающихся мыслителей своей эпохи, являясь переходом от социальных утопий Возрождения к общественным теориям эпохи Просвещения.

Идеи Коменского оказали громадное воздействие на все последующее развитие европейской педагогики и отдельных направлений философии.




Библиография Коменского


Сочинения:

Physicae ad lumen divinum reformatae synopsis. - Lipsae, 1633;

Gentis felicitas, там же: Coriatuum Comenianorum praeludiae. - Oxoniae, 1637;

Methaphysica. - Lesnae, 1649;

Opera didactica omnia. - Amst., 1657; T. 1-3. - Pragae, 1957; рус. пер.: 1875-77; М., 1896);

Panegersia. - Amst., 1663;

Via lucis... - Amst., 1668;

Janua rerum reserata. - Leyden, 1681;

Sapientiae primae usus triertium catholicum appellandus. - Leyden, 1681; Praha, 1920;

Fanaugia. - Amst., [s. a.];

Sylloge quaestipnum controversarum // Korrespondence J. A. Komenského. - Praha, 1902;

Vševýchova (Pampaedia). - Praha, 1948;

Všenáprava (Pa'northosie). - Praha, 1950;

Лабиринт света и рай сердца (первый рус. пер.: 1896; СПБ, 1904.; М., 2000);

Избранные педагогические сочинения. Т. 1-3. - М., 1939-41 и др.

Литература:

История Чехословакии. Т. 1. - М., 1956. - С. 261, 311 -14;

Крофта К. Коменский, как завершитель гуситской традиции. - Прага, 1946;

Лордкипанидзе Д. О. Дидактика Яна Амоса Коменского. - 2 изд.- М., 1949;

Красновский А. А. Ян Амос Коменский. - М., 1953;

Patоčka J. Fjlosofické základy Komenského pedagogiky //ьPedagogika. – 1957. - № 2;

Попелова-Отагалова И. J. A. Komenskf'ho cesta k vsenaprave. - Praha, 1958;

Попелова-Отагалова И. Философские и общественные взгляды Я. А. Коменского (1592-1670) // Философские науки (Научные доклады высшей школы). - М., 1959. - № 3. - С. 149-160;

Hornstein Н. Weisheit und Bildung. Studien zur Bildungslehre des Comenius. - Dusseldorf, 1968;

Лордкипанидзе Д. О. Ян Амос Коменский. 1592-1670. - 2-е изд. - М., 1970;

Толстых Н. Ян Амос Коменский // Новый акрополь. – 2006. - №10. – Ноябрь. – С.48-51





Высказывания


Без примера ничему не выучишься.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

Книги - это инструмент насаждения мудрости.

Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Ничто притворное не может быть продолжительным.

О человеке должны говорить его поступки, его творчество, то, что он сам сделал со свой жизнью, а нетто как судьба его устроила.

Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать.

Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане.

Нет ничего более драгоценного в жизни, чем время; кто теряет время, тот теряет жизнь.

Человек – существо разумное, следовательно, пусть он привыкает руководствоваться разумом, обдумывая свои действия, чтобы стать господином своих поступков.

Мы рождаемся не только для самих себя, но и для ближнего, то есть для всего человеческого рода.

Стыдись иметь ученого учителя и ученые книги, а самому оставаться неученым. Прилагай труды к тому, чтобы знать то, что знает учитель.

Показывай им так, чтобы они что-нибудь видели, объясняй так, чтобы они понимали, заставляй их подражать, чтобы и они могли выражать то, что ты можешь.


Источники биографии и библиографии:

Попелова И. Коменский [Текст] / И. Попелова // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.2.: Дизъюнкция – Комическое / Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1962. – С. 572-573;

Микешина Л. А. Лаплас [Текст] / Л. А. Микешина // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.2.: Е – М / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2001. – С.276-277;

Толстых Н. Ян Амос Коменский // Новый акрополь. – 2006. - №10. – Ноябрь. – С.48-51.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=30