Интенция | Все о философии

27.04.2009 - АРКЕСИЛАЙ ( Питана в Эо-лии —241 до Н. э., Афины)

Греческий философ, основатель и схоларх (с 270) Новой, или Средней (скептической) Академии.

Ученик Теофраста, затем Крантора и Полемона (Diog. L. IV 29). Продолжая традицию древнеакадемиче-ской диалектики, довел до совершенства практику составления «равносильных» речей «за» и «против» на любую заданную тему; логическим выводом из этого был принцип воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками—вторая отличительная черта Аркесилая и созданной им Академии. Согласно Сексту Эмпирику (Adv. math. IV 150—157), возражения Аркесилая направлены гл. о. против стоического учения о «постижении», определяемом как «согласие на постигающее представление». Указывая на противоречивость этой концепции и невозможность рассматривать «постижение» как критерий истины, Аркесилай отрицает существование «постижения» как такового. Однако теоретическая необходимость воздержания от суждения не избавляет от принятия решений на практике: здесь критерием является (как и у стоиков) вероятное (ibid. 158). Всякое действие опирается на представление о приятном и на стремление к нему, что не расходится с принципом эпохе, который освобождает только от мнений (Plut. Мог. 1122 С, F). Т. о., положительная разработка практической этики у Аркесилая фактически построена на стоических понятиях.
Лит.: Coussin P. Le Stdicisme de la Nouvelle Academie.—«Revue d'Histolre de la Philosophie» 3, 1929, p. 241—276; Gigon 0. Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie.—«Museum Helveticum», 1944, 1, S. 47-64; Mische A. Cicero und die Neue Akademie. Mflster, 1961; Krumer H. J. Platonismus und hellenistische Philosophie. B.-N. Y., 1971, S. 33—54; Levy С Scepticisme et dogmatisme dans l'Academie; «L'esoterisme» d'Arcesilas.—«Revue des Etudes Latines», 1978, 56, p. 335-348.
Ю. А. Шичалин

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=35