Интенция | Все о философии

06.05.2009 - ГЕЙНЕ Генрих (Heine, Heinrich) (1797–1856)

Немецкий поэт и прозаик, мыслитель, критик и публицист, которого ставят в один ряд с И.В.Гёте, Ф.Шиллером и Г.Э.Лессингом.

Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в еврейской семье. Французская оккупация внесла в атмосферу раздробленной Германии прогрессивные идеи, в т.ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне «либералом» в традициях Французской революции. Полученное им смешанное образование несомненно способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами.

Безуспешными оказались попытки Гейне заняться коммерцией, сначала во Франкфурте-на-Майне (1815), затем в Гамбурге (1816–1819). Он учился в Бонне (1819), Гёттингене (1820) и Берлине (1821–1823), где испытал сильное влияние Гегеля. В итоге, вернувшись в Гёттинген, в 1825 получил звание доктора права.

После того как Пруссия в 1823 отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство (1825). Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия. Сложности с объединенной австро-прусской цензурой начались очень скоро и преследовали его всю жизнь.

В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А.В.Шлегелем и посещал его лекции, был слушателем лекций Ф. Вольфа, и Г. Гегеля; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817; первый сборник, Стихотворения (Gedichte), вышел в свет в 1821, а первый стихотворный цикл, Лирическое интермеццо (Lyrisches Intermezzo), – в 1823. Попробовал он свои силы и в политической публицистике.

После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но в конечном счете предпочел литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и в поэзии.

Первый из четырех томов его Путевых картин (Reisebilder, 1826), о пешем странствии в горах Гарца (Путешествие по Гарцу – Die Harzreise), принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. Путевые картины ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю.Кампе.

В эти годы Гейне много разъезжает, проводит 3–4 месяца в Англии (1827), затем в Италии (1828), где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов Путевых картин (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи и составил Книгу песен (Buch der Lieder, 1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Ф.Шубертом и Р.Шуманом.

В 1829 Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты «Новые всеобщие политические анналы» («Neue Allgemeine Politische Annalen»). Гейне принял предложение, но уже в 1831, возможно, рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил должность редактора.

Отныне Гейне был профессиональным литератором. Июльская революция 1830 дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии – литературе и философии. Начал он с серии статей о Париже в коттовском «Утреннем листке» («Morgenblatt»), продолжив эту работу циклом публикаций для «Всеобщей газеты» («Allgemeine Zeitung») того же издателя. Эти последние вызвали недовольство австрийского канцлера К.Меттерниха и полностью были напечатаны только отдельной книгой под названием Французские дела (Franz sische Zust nde). Книга эта посвящена режиму Луи Филиппа и содержит знаменитое предисловие с резкой критикой Вильгельма IV Прусского, призывающее его дать народу обещанную конституцию. Статьи Гейне о Германии выходили на двух языках и включают работы Романтическая школа (Die romantische Schule, 1833) и К истории религии и философии в Германии (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1834).

В 1834 Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 они поженились.



В 1835 в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов «Молодой Германии» («Das junge Deutschland»). Имя Гейне стояло в списке рядом с именами К.Гуцкова, Г.Лаубе, Т.Мундта и Л.Винбарга.

Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л.Бёрне. Бёрне резко обрушился на Гейне в своих Письмах из Парижа (Briefe aus Paris), и Гейне был вынужден ответить. Сделал он это уже после смерти Бёрне в работе Людвиг Бёрне. Книга воспоминаний (Ludwig B rne, eine Denkschrift, 1840), которую ожидал на родине весьма холодный прием.

В том же 1840 Гейне возобновил во «Всеобщей газете» разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 вышедшие отдельной книгой под названием Лютеция (Lutezia). Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги Атта Тролль (Atta Troll, 1843), Новые стихотворения (Neue Gedichte, 1844) и Германия. Зимняя сказка (Deutschland, ein Winterm rchen, 1844), итог состоявшейся годом раньше поездки на родину и одно из самых сильных его произведений.

К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано; семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844, обострили болезнь, которая в 1848 приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельством чему Романсеро (Romanzero, 1851) и Стихотворения 1853 и 1854 годов (Gedichte 1853–1854), за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно.

Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856; похоронен на Монмартрском кладбище.

Произведения Гейне легко читаются – отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях (Lieder), широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше, который восхищался им.

Проза Гейне в Книге Le Grand (Das Buch Le Grand), повествующая о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой Гренадеры (Die Grenadiere), посвященной тому же событию. В целом путевые заметки Гейне дают яркую картину его дарования – острого ума, едкой иронии, сатирического дара. Впрочем, на фоне стихов, написанных Гейне в последние 15 лет жизни, все прочее отходит на второй план. Как поэт-лирик он достиг непревзойденного мастерства.

Философский интерес представляют его работы «Романтическая школа» (Die romantische Schule, 1833, более полное издание 1836; рус. пер. 1900), где он констатировал конец «эпохи искус¬ства» (Kunstperiode), высшим воплощением которого явилось творчество Гёте, и «К истории религии и философии в Германии» (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1834; рус. пер. 1958), где духовная жизнь Германии рассматривается как историческая борьба двух начал: жизнелюбивого языческого сенсуализма и христианско-аскетического спиритуализма. Политические взгляды Гейне развивались от сен-симонизма к либерализму: политическую эмансипацию, соверша¬емую революцией, он требовал дополнить «эмансипацией плоти», а результатом этой борьбы должно явиться создание «светлой, гармонической свободной личности».




Философско-эстетические взгляды Г. Гейне.


В философии Гейне различал два основных направления: идеализм и материализм (см. Полное собрание сочинений. Т. 7, 1936. - С. 37, 62-64), иногда смешивая материализм с сенсуализмом.

Он признавал большие заслуги французского материализма, в котором ои видел идейную подготовку «политической революции» конца 18 в. (там же. - С. 61-62), однако понимал ограниченность материализма 18 в., рас¬сматривавшего человека как «английскую машину» и видел, что метафизический метод не может объяснить движения без помощи внешнего толчка и в конечном счете - Бога: «... машина предполагает механика» (там же. - С. 63).

Оценивая деятелей немецкой философии, Гейне ставил Гегеля выше Канта и Шеллинга.

Гейне, по словам Ф. Энгельса, был единств, человеком, кто в то время сознавал, что философская революция в Германии «служила введением к политическому перевороту» (Людвиг Фейербах..., 1955. - С. 5). При этом Гейне видел и порок системы Гегеля - ее «метафизическую отвлеченность». В диалектических исканиях немецкой философии он находил отражение пантеизма, стихийно проявляющегося в нар. мышлении. Полагая, что в пантеизме заключена разгадка всякой рациональной философии, Г. восхищался «величавостью мыслей» Спинозы, несмотря на их «окоченевшую, старокартезианскую, математическую форму» (Полное собрание сочинений. Т. 7. - С. 235).

Гейне еще не вполне был свободен от заблуждения, будто материалисты относятся с пренебрежением к духу. В конце 1846 Гейне сблизился с Марксом, который повлиял на формирование его симпатий к коммунизму.

Отрицая спиритуалистическое учение христианской церкви и с философской и с зтической точек зрения, Гейне реабилитировал материальное начало, земные потребности человека. Революционный демократ, Гейне стремился к тому, чтобы немецкая революция была не только «политической эмансипацией», но и «эмансипацией плоти», что означало для него действие, направленное на удовлетворение материальных интересов народа, (свою веру в социальное освобождение масс и в будущее человечества Гейне связывал с коммунизмом, но вследствие идейного кризиса, пережитого им после поражения революции 1848, опасался, не окажется ли пролетариат противником искусства и поэзии.

Эстетические воззрения Гейне проникнуты стремлением наполнить поэзию гражданственно - политическим содержанием, идеями, волнующими демократические классы общества. Унаследовав от классической немецкой литературы ее гуманизм Гейне резко отделял художественные задачи своего времени от эстетизма Гёте «художественного периода» с его отчужденностью от политической борьбы. Однако он выступал в защиту Гёте против вульгарно-радикальных критиков, принижавших эстетические функции искусства ради абстрактно понятой гражданственности. Выступая против абстрактно – риторическо - политической поэзии, Гейне выдвигал в противовес ей поэзию, насыщенную социальной мыслью.

В своей работе «Романтическая школа» («Die romantische Schule», 1833 - 36, рус. пер. 1900) он показал, что романтическая эстетика, идеализируя феодально - рыцарское прошлое Германии, служила и служит опорой феодализма и церкви. Для эстетики Гейне характерен отказ от абсолютных норм красоты, демократизм, требование, чтобы искусство было «зеркалом жизни» (там же. - С. 168), а поэтическое «слово» - матерью дела) (там же. - С. 195). Эти взгляды Гейне, воплощенные в его поэтическом творчестве, сыграли большую роль В развитии демократической эстетики в период подготовки революции 1848 в Германии.

Главная тенденция философской и эстетической мысли Гейне устремлена от Гегеля в сторону диалектического материализма, тенденция его политической мысли - от Сен-Симона в сторону научного социализма.

Библиография.


Сочинения:

Werke. - Lpz.. 1887-90;

Собрание сочинений. Т.1 - 6. – М., 1983.


Литература:


Меринг Ф. Гейне // Меринг Ф. Литературно-критические работы. Т. 2. - М.-Л., 1934;

Юрьев Г. Гейне и Берне. – М. - Л., 1936;

Косаковская Э. А. Социально-философские взгляды Генриха Гейне и его борьба против пруссачества, 1945. - (Диссертация хранится в РГБ);

Victor W. Marx und Heine. - В., 1953.

Хавтаси Г. Теория искусства Г.Гейне. - Тб., 1956. - (на груз. яз.);

К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. Т. 1-2. - М., 1957;

Луначарский А. В. Гейне-мыслитель // Луначарский А. В. Статьи о литературе. - М., 1957, С. 589 - 604;

Косаковская Э. Л. К вопросу о философских взглядах Г. Гейне // Философские нау¬ки», 1958. - № 4. - С. 185-194.

Корню О. К. Маркс и Ф. Эн¬гельс. Жизнь и деятельность. Т. 1. Гл. 7- М., 1959;

Рейман П. Основные течения в немецкой литературе 1750-1848. - М., 1959. - (см. именной указатель).





Высказывания


Отечество раба там, где палка.

Доброта лучше красоты.

Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям.

Англичане берут в рот дюжину односложных слов, жуют их, глотают их, и выплевывают, - и это называется английским языком.

Католический поп шествует так, словно небо - его полная собственность; протестантский же, напротив, ходит так, будто небо он взял в аренду.

Женщина - одновременно яблоко и змея.

Не мы хватаем идею, идея хватает и гонит нас на арену, чтобы мы, как невольники-гладиаторы, сражались за нее. Так бывает со всяким истинным трибуном или апостолом.

У римлян ни за что не хватило бы времени на завоевание мира, если бы им пришлось сперва изучать латынь.

В Италии музыка стала нацией. У нас на севере дело обстоит совсем иначе; там музыка стала человеком и зовется Моцартом или Мейербером.

Англичане рядом с итальянцами все, как один, напоминают статуи с отбитыми кончиками носов.

Евреи несли Библию сквозь века как свое переносное отечество.

Талмуд есть еврейский католицизм.

Пристать к Христу - задача для еврея слишком трудная: сможет ли он когда-нибудь уверовать в божественность другого еврея?

Каждый человек - это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история.

Один поэт сказал: "Первый король был счастливый воин!" Насчет основателей нынешних наших финансовых династий мы можем, пожалуй, прозаически сказать, что первый банкир был счастливый мошенник.

Прелесть весны познается только зимою, и, сидя у печки, сочиняешь самые лучшие майские песни.

Первая добродетель германцев - известная верность, несколько неуклюжая, но трогательно великодушная верность. Немец бьется даже за самое неправое дело, раз он получил задаток или хоть спьяну обещал свое содействие.

То хорошо у нас, немцев, что никто еще не безумен настолько, чтобы не найти еще более безумного, который поймет его.

В пользу высоких качеств республики можно было бы привести то самое доказательство, которое Боккаччо приводит в пользу религии: она держится вопреки своим чиновникам.

Еврей Фульд избран в парламент. Я очень рад этому; значит, равноправие евреев вполне осуществилось. Прежде только гениальный еврей мог пробиться в парламент; но если уж такая посредственность, как Фульд, пробивается, - значит, нет больше различий между евреями и неевреями.

Лессинг говорит: "Если Рафаэлю отрезать руки, он все же останется живописцем". Точно так же мы могли бы сказать: "Если господину отрезать голову, он все же остался бы живописцем", - он продолжал бы писать и без головы, и никто бы не заметил, что головы у него и вовсе нет.



Русские уже благодаря размерам своей страны космополиты или, по крайней мере, на одну шестую космополиты, поскольку Россия занимает почти шестую часть всего населенного мира.

Когда глаза критика отуманены слезами, его мнение не имеет значения.

Ни у одного народа вера в бессмертие не была так сильна, как у кельтов; у них можно было занимать деньги, с тем что возвратишь их в ином мире.

Случайный визит в дом умалишенных показывает, что вера ничего не доказывает.

Французское безумие далеко не так безумно, как немецкое, ибо в последнем, как сказал бы Полоний, есть система.

У англичан больше мнений, чем мыслей. У нас, немцев, наоборот, так много мыслей, что мы не успеваем даже составить себе мнение.

Фридрих Великий имеет большую заслугу перед немецкой литературой; между прочим, ту, что свои стихи он издал по-французски.

Молчание - английский способ беседовать.

Острить и занимать деньги нужно внезапно.

В искусстве форма все, материал ничего не стоит. Штауб берет за фрак, сшитый из собственного сукна, столько же, сколько за фрак, сшитый из сукна заказчика. Он говорит, что требует плату за фасон, материю же дарит.

Когда уходят герои, на арену выходят клоуны.

Бог простит мне глупости, которые я наговорил про него, как я моим противникам прощаю глупости, которые они писали против меня, хотя духовно они стояли настолько же ниже меня, насколько я стою ниже тебя, о Господи!


Илиада, Платон, Марафонская битва, Молсей, Венера Медицейская, Страсбургский собор, французская революция, Гегель, пароходы и т.д. - все это отдельные удачные мысли в творческом сне Бога. Но настанет час, и Бог проснется, протрет заспанные глаза, усмехнется - и наш мир растает без следа, да он, пожалуй, и не существовал вовсе.

У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества.

Если бы римляне изучали все исключения из правил своей грамматики, то у них не осталось бы времени на покорение мира.

Принцип гомеопатии, по которому от женщины излечивают нас женщины, может быть, самый доказанный опытом.

Мир - огромный скотный двор, очистить который вовсе не так легко, как конюшни Авгия, ибо пока его метут, быки остаются в нем и наваливают новые кучи навоза.

Когда порок грандиозен, он меньше всего возмущает.

Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.

Человек - аристократ среди животных.

Красивые мысли нередко служат костылями хромым мыслям.

Если великая страсть овладевает нами во второй раз в жизни, у нас, к сожалению, нет уже прежней веры в ее бессмертие.

Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов.

Но счастье - прочь, карман мой пуст,

И ни друзей, ни братских чувств.

У женщин не бывает второй любви: их природа слишком нежна, чтобы быть в состоянии дважды перенести это страшное потрясение чувств.

Немец похож на раба, повинующегося своему господину без помощи веревок, кнута, только по его слову, даже взгляду. Рабство в нем самом, в его душе; хуже материального рабства рабство духовное.

Художник - это то дитя, о котором сказка рассказывает, что у него всякая слеза превращается в алмаз. Злая мачеха жизнь, немилосердно бьет это дитя для того, чтобы оно выплакало как можно больше алмазов.

Парижанки являются на свет со всеми пороками, но чудная фея придает всякому пороку прелесть и чары. Эта фея - грация.

Только дурные и пошлые натуры выигрывают от революции. Но удалась революция ил потерпела поражение, люди с большим сердцем всегда будут ее жертвами.

Видимое произведение гармонически выражает невидимую мысль, поэтому искусство жизни также является гармонией между поступками и нашим образом мыслей.

Люди - тщеславнейшие из созданий, а поэты - тщеславнейшие из всех людей. Оскорбивший тщеславие поэта повинен в двойном оскорблении величества.

Женщины опасны; красивые далеко не так опасны, как те, которые обладают умственными преимуществами более, чем физическими. Ибо первые привыкли к тому, чтобы мужчины ухаживали за ними, между тем как последние, играя на себялюбии мужчин и приманивая их лестью, приобретают больше поклонников.

Принято прославлять драматурга, умеющего извлекать слезы. Этим талантом обладает и самая жалкая луковица. С нею он делит свою славу.

Художник - это то дитя, о котором сказка рассказывает, что у него всякая слеза превращается в алмаз.

Источники биографии и библиографии:

Верцман И. Гейне // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.1. / Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1960. – С. 340-341;

Павлова Т. П. Гейне // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.1. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2000. – С. 495;

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=41