Интенция | Все о философии

14.05.2009 - АРАНГУРЕН (Araguren) Хосе Луис Лопес (9 июня 1909, Авила — апрель 1996, Мадрид)

Испанский философ, популяризатор философской и социальной этики.

Глава кафедры этики и социологии Мадридского университета (1955—65), профессор Калифорнийского университета США, Санта-Барбара (1969—77), заслуженный профессор Калифорнийского университета (с 1977), почетный доктор Университета Карлоса III в Мадриде (с 1993), кавалер орденов Сан-Жорди и Большого Креста Альфонса X Мудрого, лауреат национальных и международных премий в области гуманитарных и социальных наук. Широко известен как «философ-моралист», исследователь и систематизатор философской этики. Этическое учение Арангурена характеризуется своеобразным синтезом экзистенциализма и неотомизма. Разрабатываемая им проблема соотношения этики долга и этики счастья восходит к учениям Аристотеля и Фомы Аквинского. Свою апологетику эвдемонизма Арангурен основывает на последовательной критике этического формализма (прежде всего кантианского). Он также опирается на классическую (аристотелевскую) этику, неосхоластику и «новые философии» (к которым относит марксизм, ницшеанство, экзистенциализм, фрейдизм и философию феминизма). В центре исследований Арангурена — проблема соотношения понятий «счастье» и «благо», а также соотношение и взаимовлияние индивидуальной и социальной этики, этики и религии, этики и политики.
Рассматривая счастье как цель этики и цель человеческой жизни вообще, Арангурен формулирует 4 возможных варианта отношения человека к собственному благу (счастью): индифферентность (indiferencia), неприятие (aversion), занятие или развлечение (diversion), принятие или обращение (conversion). При этом он доказывает, что позиция индифферентности ложная, поскольку морально индифферентных поступков не бывает. Позиция «aversion» увязывается с существованием самодостаточного зла. «Diversion» Арангурен зачастую отождествляет с экзистенциалистским термином «забота» и считает подобное отношение человека к благу основной характеристикой современности. «Conversion» предполагает осмысление поступков, совершенных в прошлом, покаяние и «исправление», т. е. реализацию деятельности, соответствующей представлениям о благе.
В религиозной философии Арангурен эволюционировал от апологетики католицизма и критики протестантизма к сравнительному анализу основных конфессиональных учений и к идеологии экуменизма. Как популяризатор философской этики Арангурен уделяет особое внимание лексике и стилистике философских работ. Для его исследований характерны не только сравнительно-исторический и герменевтический методы, но и сугубо филологический подход с опорой на этимологию и семантику философских терминов и понятий, Так, при доказательстве взаимосвязи свободы и рациональности он дает морфологический анализ понятий Ubertad (свобода) и deliberation (обдумывание). Следуя ортегианской традиции «доступности» философских идей, Арангурен предпочитает жанр статьи или эссе.
Соч.: La etica de Ortega. Madrid, 1959; Tica у politica. Madrid, 1963; Ex amarxismo como moral. Madrid, 1968; Erotismo у liberacidn de la mujer. Barcelona, 1972; Esplendor у la miseria de la 6tica kantiana. Barcelona, 1988; Etica. Madrid, 1976; El oficio de intelectual e la critica de la critica. Madrid, 1979; Catolicismo у protestantismo como formas de existencia. Madrid, 1980; La funcidn social del intelectual. Madrid, 1983; Etica de la felicidad у otros lenguajes. Madrid, 1988.
Ю.Д. Николаева

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=47