Интенция | Все о философии

04.07.2009 - АЛЛАФ Абу ал-Хузайл Мухаммад ибн ал-Хузайл, ал (ок. 749/753, Басра, Ирак—ок. 840/849, Самарра, там ж

Арабо-мусульманский философ, крупнейший представитель мутазилитской школы калама.

В 818 перебрался в Багдад, где был близок аббасидским халифам, особенно ал-Ма'муну (правил 813—33), при котором ряд теологических положений мутазилизма был включен в поддерживаемую государством доктрину. Доксографы упоминают о более чем 50 сочинениях ал-'Аллафа, из которых ни одно не сохранилось. В большинстве своем они носили полемический характер и отражали дискуссии, которые ал-'Аллаф активно вел с другими религиями (иудаизмом, христианством, зороастризмом), с различными мусульманскими школами (хашавитами-буквалистами, мушаббихитами-антропоморфистами, джабритами-фаталистами, мурджиита-ми и др.) и со своими единомышленниками-мутазилитами (особенно ан-Наззшом).
Мутазилитская традиция приписывает ал-'Аллафу разработку «пяти принципов», общих для всех мутазшштов и служащих критерием их идентификации(в кавычках даются традиционные краткие названия этих принципов): «единство» Бога; божественная «справедливость»; обязанность для Бога осуществлять Свои «обещание и угрозу» (что исключает какое-либо заступничество или прощение); квалификация мусульманина, совершившего тяжкий грех как находящегося в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим (он сохраняет свои права как член мусульманской общины —безопасность жизни и имущества, наследование другим мусульманам, но не может стать халифом или имамом; в потусторонней жизни—если он не успел покаяться до своей кончины —обречен на адские муки вместе с неверующими, однако, наказание его будет несколько мягче, чем для последних); «повеление добра и запрещение зла».
Ал-'Аллаф заложил основы мутазилитской философии. ] По-видимому, он был первым мутазилитом, который I в противовес ан-Наззаму отстаивал финитизм (угвержде- j ние о существовании предела делимости тел, т. е. о су- ' . шествовании атома). Финитистский подход ал-'Аллаф рас- пространял на эсхатологические реалии, полагая (вслед за Дж. Ибн Сафваном) конечность мира в будущем, а с ним Рая и Ада. Согласно некоторым источникам, ал-'Аллаф придерживался прошиитской ориентации.
Лит.: ал-ГурЪби А. М. Абу ал-Хузайл ал-'Аллаф. Каир, 1949; 1 Frank R. M. The Metaphysics of Created Being According to Abu-1 Hudhayl al-Allaf. Istanbul, 1966.
Т. Ибрагим

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=89