Интенция | Все о философии

07.04.2009 - ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711–1765)

Русский просветитель и естествоиспытатель, ученый-энциклопедист, философ, историк, лингвист, поэт, переводчик.

Родился 8 (19) ноября 1711 в семье зажиточного мещанина-помора. Среди поморов долгое время бытовала легенда о том, что их знаменитый земляк являлся внебрачным сыном Петра I и холмогорской крестьянки-сироты Елены, впоследствии выданной замуж за племянника двинского земского старосты Луки Ломоносова Василия Дорофеева.

В детские и юные годы вместе с отцом на семейном галиоте ходил на морской промысел - к Соловкам, Мурманскому побережью и даже к Шпицбергену и Новой Земле. К11-12 годам освоил грамоту, затем арифметику и грамматику; к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Леонтия Магницкого, «Славянскую грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого. В декабре 1730 (в возрасте 19 лет) Ломоносов покинул родные места и отправился с рыбным обозом в Москву, мечтая получить такое образование, которое позволило бы ему заниматься наукой. В январе 1731 прибыл в Москву и, выдав себя за дворянина из Холмогор, был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию. В 1734 признался в обмане, но в академии был оставлен, т. к. делал большие успехи в учебе.

В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам, в частности по латыни - универсальному научному языку того времени. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

В 1734-35 обучался в Киево-Могилянской академии, надеясь усовершенствоваться в физике, математике и философии, но, недовольный постановкой там этих предметов, вернулся на прежнее место.

В числе наиболее одаренных и отличившихся воспитанников Славяно-греко-латинской академии в начале 1736 продолжил образование в в университете при Петербургской Академии наук. Получив право на заграничную стажировку, в ноябре 1736 приехал в Германию. В Марбургском университете в течении 3 лет занимался естественными науками и и гуманитарными науками (в т.ч.философией) под руководством X. Вольфа, которого ценил как разностороннего исследователя и хорошего педагога, но расходился с ним уже тогда по некоторым принципиальным вопросам. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии.

К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты. Ломоносов прислал в Россию «Письмо о правилах российского стихотворства» с приложенной к нему одой «На взятие Хотин»а, в которой практически подтверждал провозглашенные в «Письме» правила русского силлабо-тонического стихосложения. Последовательно и смело развивал идеи, впервые высказанные В.К.Тредиаковским, и утверждал силлабо-тоническую систему как «природную» для русского языка. Его великим практическим открытием в этой области явился сжатый и энергичный ямбический стих, с помощью которого он превратил свой любимый поэтический жанр – оду – в «урок царям», трибуну общественного мнения.

В 1741 возвратился в Россию и с этого времени начал заниматься научной работой в Петербургской Академии наук. В 1742 был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 – профессором химии (академиком) [причем первым в России академиком, русским по происхождению] Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против «неприятелей наук российских» из числа иностранцев.

Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 он создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье, занимался исследованиями атмосферного электричества и силы тяжести, выдвинул учение о цвете, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли и происхождение многих полезных ископаемых и минералов. В 1741–1761 в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты.



В 1742 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук. В 1755 по инициативе и проекту Ломоносова (при поддержке влиятельного при дворе и просвещенного вельможи И. И. Шувалова) был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Ломоносов выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России. В 1758 ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при Академии наук.

Ломоносов - ученый-энциклопедист, совершивший ряд выдающихся открытий в различных отраслях знаний; его творческая деятельность связана с химией, физикой, геологией, астрономией, другими фундаментальными и прикладными естественными науками, а также с некоторыми науками гуманитарного профиля. Установленный Ломоносовым закон сохранения вещества и движения имеет кардинальное значение не только для конкретных наук, но и для научного мировоззрения. Вопросы мироздания Ломоносов излагал помимо научных сочинений также в стихах, стремясь сделать достижения естествознания достоянием читающей публики.

Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739, опубликовано в 1778), где он обосновывает применимость к русскому языку силлабо-тонического стихосложения.

Главным сочинением Ломоносова по языку была «Российская грамматика», написанная в 1755 и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России. Использовав ряд идей старославянской грамматики Мелетия Смотрицкого (ок. 1578–1633), Ломоносов высказал ряд оригинальных идей. Сохраняя некоторые архаичные представления (например, восходящую к латинскому эталону схему частей речи), ко многим вопросам подходил по-новому, в частности, отделяя звуки от букв и рассматривая физиологические и акустические свойства звуков. В «Грамматике» дается первая классификация основных диалектов (наречий) русского языка. Четко разграничены русский и церковнославянский языки, определены их основные различия на разных уровнях организации звуковой системы.

Большое значение имело произведенное Ломоносовым стилистическое нормирование русского языка. Идеи о стилях русского языка Ломоносов впервые высказал в «Кратком руководстве к красноречию...» (1748); позднее писал об этом в «Российской грамматике» и более детально в сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» (1758). Здесь Ломоносов создает получившую широкую известность концепцию «трех штилей» русского языка, призванную обосновать возможность и необходимость и при этом кодифицировать использование русского языка во всех функциональных стилях языкового общения.

Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном «штиле»: «высокий штиль» «потребен» для героических поэм, од, «прозаичных речей о важных материях»; средний – для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.; низкий – для комедий, эпиграмм, песен, «писаний обыкновенных дел». «Штили» упорядочивались прежде всего в области лексики, в зависимости от соотношения нейтральных (общих для русского и церковнославянского языков), церковнославянских и русских просторечных слов. «Высокий штиль» характеризуется сочетанием славянизмов с нейтральными словами, «средний штиль» строится на основе нейтральной лексики с добавлением некоторого количество славянизмов и просторечных слов, «низкий штиль» комбинирует нейтральные и просторечные слова. Такая программа давала возможность преодолеть русско-церковнославянскую диглоссию, еще заметную в первой половине 18 в., создать единый стилистически дифференцированный литературный язык. Теория «трех штилей» оказала значительное влияние на развитие русского литературного языка во второй половине 18 в. вплоть до деятельности школы Н.М.Карамзина (с 1790-х годов), взявшей курс на сближение русского литературного языка с разговорным.




Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные оды, философские оды-размышления «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743) и «Вечернее размышление о Божием величеств»е (1743), стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним «Оду, выбранную из Иова» (1751), дидактическое «Письмо о пользе стекла» (1752), незаконченную героическую поэму «Петр Великий» (1756–1761), сатирические стихотворения («Гимн бороде», 1756–1757 и др.), философский «Разговор с Анакреоном» (перевод анакреонтических од в соединении с собственными ответами на них; 1757–1761), героическую идиллию «Полидор» (1750), две трагедии, многочисленные стихи по случаю различных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихи.

Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся «на случай» – в связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на престол императриц Елизаветы и Екатерины II. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Оды изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и др. тропами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха, проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России. В «Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны» (1747) он написал: «Науки юношей питают, / Отраду старым подают, / В счастливой жизни украшают, / В несчастной случай берегут». Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый: «великое северное сияние», «пользу стекла», «превосходство новоизобретенной артиллерии пред старою» и т.п. Вместе с тем он не превращал своих стихи в рифмованные трактаты. Они полны величественных образов – например, солнце поэт назвал «Горящий вечно Океан», о ночном небе сказал: «Открылась бездна звезд полна; / Звездам числа нет, бездне дна». Особенность поэтического мировоззрения Ломоносова подметил впоследствии Гоголь: «Сила восторга превратила натуралиста в поэта».

Характеристику личности Ломоносова дал А.С.Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

Русский ученый-энциклопедист знал и ценил философское творчество Лейбница и Декарта («Декарту мы особливо благодарны за то, что он ободрил ученых людей против Аристотеля и прочих философов – в их праве спорить и тем открыл дорогу к свободному философствованию»). Особое значение он придавал опытному познанию: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, порожденных только воображением». В то же время в своих гносеологических воззрениях Ломоносов стремился избегать крайностей сенсуализма, признавая исключительную роль рационального познания: «Те, кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берет с собой ничего, кроме собственных чувств, по большей части должны остаться ни с чем, ибо они или не замечают лучшего и необходимейшего, или не умеют воспользоваться тем, что видят или постигают при помощи остальных чувств». Ученый не был склонен к мистицизму в понимании природы, утверждая, что «приписывать... физическое свойство тел божественной воле или какой-нибудь чудодейственной силе мы не можем». Ему казалось возможным и необходимым достижение гармонии между верой и разумом, наукой и религией: «Неверно рассуждает математик, если захочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтирье можно научиться астрономии или химии». Само научное познание для Ломоносова было своеобразным служением: «Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято». Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.



В русской философии работы Ломоносова явственно обозначили новое направление. Ломоносов был деистом, отодвигавшим акт сотворения в глубь времен, отказывался видеть какие-либо воздействия Творца на природу в ее нынешнем состоянии. Это открывало широкие возможности для исследовательского поиска, не давая в то же время формальных поводов для обвинений в безбожии.

Ломоносов - деист материалистического толка. В работе «О тяжести тел и об извечности первичного движения» писал о том, что «первичное движение никогда не может иметь начала, но должно длиться извечно».

Для обеспечения научной деятельности Ломоносов использовал также теории предметного разграничения науки и религии и двойственной истины.

Он доказывал, что у науки свой объект изучения, она имеет собственное содержание, отличное от религиозного.

В противоположность господствовавшей геоцентрической системе мира отстаивал, развивал и пропагандировал гелиоцентрическую систему и учение о множестве населенных миров.

В противоречии с представлениями о том, что сотворенный мир существует в неизменном виде, Ломоносов показал, что Земля, ее поверхность и обитатели претерпели существенные изменения.

Его эволюционные идеи, опиравшиеся на материалы истории, свидетельства географов древности, данные палеонтологии и т. п., были изложены в работе «О слоях земных». Картине мира, сохранявшей в его время статичность, он сумел придать известный динамизм.

Согласно Указа императрицы Елизаветы Петровны от 1 марта 1753г. ученому было пожаловано дворянство. Он также получил для работы на мозаичной фабрике 9тыс. десятин земли в Копорском уезде и более 200 крепостных крестьян.

Ломоносов скончался, не оставив наследников по мужской линии. Через год после его кончины умерла и его жена Елизавета Андреевна. Их дочь Елена, ставшая супругой киевского священнослужителя, ушла из жизни спустя 6 лет, в возрасте 23 лет.

Известно о 4-х прижизненных изображениях ученого, на основе которых были написаны все последующие: это гравюры Э. Фессара (1757), Х. Вортмана (1758), и 2 портрета австрийского живописца Г. Преннера (1750-е гг.). С большой достоверностью передан облик Ломоносова и в работах скульптора Ф. И. Шубина – друга и земляка ученого. Посмертные бюсты Ломоносова, созданные в 1792-1793гг., ныне находятся в Русском музее (гипсовый), здании президиума РАН в Москве (мраморный) и в Камероновой галерее в Пушкине (бронзовый).

Основные сочинения:

«Опыт истории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств» (1743-1744);

«Размышления о причинах теплоты и холода» (1749);

«Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (1755);

«О слоях земных» (1763) и др.

Библиография Ломоносова


Сочинения:

Сочинения: В 8т. Т.1-5 - СПБ, 1891-1902; Т. 6 – 8 - М.-Л., 1934-48;

Полное собрание сочинений: В 10т. - М.-Л., 1950 - 59;

Полное собрание сочинений. В 11т. - М.- Л., 1950 - 83;

Избранные философские произведения / предисл. Г. С. Васецкого. - М., 1950;

Сочинения. - М.-Л., 1961;

Избранные философские произведения. - М., 1986.


Литература:

Плеханов Г. В. Собрание сочинений. Т. 21. - М.-П., 1925, С. 137-60;

Меншуткин Б. Н. Труды М. В. Ломоносова по физике и химии. - М.- Л., 1936;

Бурмистенко И. Философские взгляды Ломоносова // Под знаменем марксизма. -1938. - № 9;

Васецкий Г., Иовчук М. Очерки по истории русского материализма XVIII и XIX вв.- М., 1942;

Иовчук М.Т. Ломоносов М. В. // Рус. материализм XVIII века. - М., 1946;

Загряцков М. Д. Ломоносов о праве и государстве // Известия АН СССР. Отдел экономики и права. – 1946 - № 2;

Кауфман Я. И. Основные черты естественно-научного материализма. М. В. Ломоносов. - [X.], 1947;

Кедров Б. М. О философском значении естественно -научных открытий М. В. Ломоносова // Вопросы Философии. – 1951. - № 5;

Морозов А. М. В. Ломоносов. - Л., 1952;

М. В. Ломоносов - основоположник материалистической философии и передового естествознания в России //Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. Т. 2. Гл. 6. - М., 1955;

История философии. Т. 1. Гл. 6. - М. - 1957;

Азаренко Е. К. Мировоззрение М. В. Ломоносова. - Минск, 1959;

Белявский М. Т. М. В. Ломоносов - наш первый университет. - М., 1961;

Кузнецов Б. Г. Творческий путь Ломоносова. - 2 изд. - М., 1961;

Топчиев А. Гениальный ученый, вдохновенный патриот // Правда. – 1961. - 22 ноября. - № 327;

Келдыш М. Великий пример служения народу. - там же;

Мартысевич И. Д. Вопросы государства и права в трудах М. В. Ломоносова. - М., 1961;

Васецкий Г. С. Мировоззрение М. В. Ломоносова. - М., 1961;

Петров Л. А. Ломоносов - великий русский ученый-материалист // Философские науки: научный доклад высшей школы. – 1961. - №4;

Вавилов С. И. М. В. Ломоносов. - М., 1961;

Галактионов А., Никандров П. История русской философии. - М., 1961. - С.68-84;

Кедров Б.М. М. В. Ломоносов и атомистика // Вопросы философии. – 1962. - № 2;

Кузнецов И. В. Научный метод М. В. Ломоносова. - там же;

М. В.Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. - М.-Л., 1962;

Уткина Н. Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII в. - М., 1971;

История философской мысли в Московском университете. - М., 1982;

Уткина Н. Ф. М. В. Ломоносов. - М., 1986;

Павлова Г. Е., Федоров А. С. М. В. Ломоносов. 1711-1765. - М., 1988.

Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. - М., 1992;


Lur-Saluces [A. de], Lomonossow, le prodigieux moujik, - P., 1933;

Grasshoff H.M. Lomonossow. Der Begriinder der neueren russischen Literatur/ - Halle, 1962;

Lomonosov, Schlözer, Pallas. Deutsch-russische Wissenschaftsbeziehungen im 18. Jahrhundert / hrsg. von E. Winter [u.а.], - В., 1962;

Langevin L. Lomonossov et la science de son temps // Impact Sci. Societе. – 1963. - V. 13. - № 2.

Walicki A. A History of Russian Thought from Enlightenment to Marxism. Stanford, 1979;

Marker G. Publishing, Printing and the Origins of Intellectual Life in Russia 170fr-1800. Princeton, 1985 и др.




Высказывания


Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут...

Льстивый человек мед на языке, яд в сердце имеет.

...неусыпный труд препятствия преодолевает...

А вдохновение - это такая девка, которую завсегда изнасильничать можно.

Ежели ты хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.

Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, , что оные есть или могут быть.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы,

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает.

Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

Ленивый человек в беспечном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая кроме смраду и презренных гадин ничего не производит.

Ошибки замечать немногого стоит: дать нечто лучшее - вот что приличествует достойному человеку.

Дерзайте Отчизну мужеством прославить!

Иногда промедление смерти подобно.

Может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

За общую пользу, а особливо за утверждение науки в Отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю.

Уподобления не доказывают, а лишь объясняют доказанное.

Почетнее признать правильные чужие положения, чем поддерживать свои ложные.

Любовь сильна, как молния, но без грому проницает, и самые сильные ее удары приятны.

Не только у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но даже у самого Господа Бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет.


Источники биографии и библиографии:

Петров Л. Ломоносов Михаил Васильевич [Текст] / Л. Петров // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.3.: Коммунизм - Наука/ Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – С. 251-253;

Сухов А. Д. Ломоносов Михаил Васильевич [Текст] / А. Д. Сухов // Сто русских философов: биографический словарь/ сост. А. Д. Сухов. – М.: Мирта, 1995. – С. 139 - 141;

Маслин М. А. Ломоносов Михаил Васильевич [Текст] / М. А. Маслин // Русская философия: словарь / под общ. ред. М. А. Маслина – М.: Республика, 1995. – С. 268 – 270;

Сухов А. Д. Ломоносов Михаил Васильевич [Текст] / А. Д.

Сухов // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.2.: Е – М / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2001. – С.450 – 451;

Источник высказываний:Таранов П. С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. – М.: Эксмо, 2004. – с.363-367.



Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=9