Интенция | Все о философии

11.03.2010 - СОЦИАЛЬНЫЙ НАТУРАЛИЗМ – МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

СОЦИАЛЬНЫЙ НАТУРАЛИЗМ – МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
(К ДИСКУССИИ ПО ВОПРОСУ «ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОЦИАЛЬНОЕ ПРИРОДНЫМ?»)

Представляется, что прояления современного глобального кризиса имеют своим корнем кризис социальной культуры людей, который состоит в критическом распространениии в обществе своеволия и иллюзий. Будучи поражены «комплексом» своеволия и иллюзий, люди нарушают те законы Матери-Природы, которые она дает им для ихней жизни в обществе…
Социальные явления, как проявления воли и сознания людей, становятся опасными для самих же людей тогда, когда они нарушают законы Матери-Природы. Мать-Природа – это То, что порождает все сущее и дает ему Законы для существования, создавая таким образом Миропорядок.
Все сущее проявляется в виде физических, биологических и социальных явлений. Для всех этих явлений Мать-Природа дает свои законы существования. К социальным явлениям это относится в такой же мере, как к физическим и биологическим. На этом основывается идея природной целостности мира. Исходя из этой идеи, по-новому следует формулировать «основной вопрос философии»: «Какая роль воли и сознания людей в мире, существующем по законам Матери-Природы?». В свете этой же идеи природной целостности мира решение указанного вопроса может быть только таким: «Роль воли и сознания людей в мире, существующем по законам Матери-Природы, состоит в том, чтобы приспосабливать их жизнь к законам Матери-Природы».
Как показывает опыт эпохи Просветительства XVII-XVIII веков, социальный прогрессс всегда основывался на прогрессивной идее подчинения воли и сознания людей законам Матери-Природы, действие которых распространяется не только на физические и биологические, но и на социальные явления. Из этого следует, по нашему мнению, что результатом развития идеологии Просветительства XVII – XVIII веков сегодня является социальный натурализм, который и должен стать идеологией Новейшего Просветительства XXI века. Социальный натурализм – это мировоззрение, которое выводится из идеи природной целостности мира, согласно которой все, что существует в мире должно существовать по законам Матери-Природы. (Концепция социального натурализма более подробно изложена в кн.: Костенко А.Н. Культура и закон – в противодействии злу. – Киев: Атика, 2008. – 352 с. (на украинском языке)).
В связи с новыми вызовами ХХI века повышается роль науки, как фактора, формирующего социальную культуру людей, в обеспечении социального прогресса. Поэтому для дискуссии предложена следующая гипотеза: современная социальная наука может выполнить свою миссию в обеспечении социального прогресса, если будет реформирована в форму природоведения с помощью «принципа природности (естественности) социального», который выводится из идеи природной целостности мира. На этой основе должна состояться конвергенция социальных и несоциальных («естественных») наук.
Подтверждение этой гипотезы может способствовать развитию нового мировоззрения, основанного на принципе социального натурализма.
Социальный натурализм дает возможность увидеть, что существует, образно говоря, не две «природы» - физическая и биологическая, а три «природы» - физическая, биологическая и социальная. И эта «третья природа» (то есть, социальная) не опускается к первым двух, а, наоборот, поднимается над ними как высшая по отношению к ним и существует по своим, свойственным лишь для нее природными законам. Образовывая иерархическое наслоение «физическая природа – биологическая природа – социальная природа», эти три «природы» генетически связанны между собой, потому что биологическая порождается развитием физической, а социальная – развитием биологической. Следовательно, в соответствии с социальным натурализмом социальные явления не являются внеприродними, но признание их природными не означает, что они этим самым опускаются к физической или биологической природе. Поэтому социальный натурализм не есть «физикализацией» или «биологизацией» социальных явлений, как это может показаться на первый взгляд.
В соответствии с принципом социального натурализма, если социальное явление есть природным, то есть согласовывается с законами социальной природы, то оно является прогрессивным. Следовательно, люди должны познавать законы социальной природы и приводить в соответствие с ними свою социальную практику, если хотят жить в условиях прогресса, а не регресса. Поэтому социальный натурализм может служить социальному прогрессу, обеспечивая развитие социальной культуры людей, то есть приспособление социальной жизни людей к законам Матери-Природы в соответствии с формулой: «Вперед – к Природе, руководствуясь социальным натурализмом!».
Предложенное здесь понимание миссии социальной культуры людей в обеспечении социального прогресса позволяет выявить настоящую роль университетов, как специальных общественных учреждений, предназначеных средствами просвещения «культивировать» в обществе социальную (политическую, экономическую, правовую, моральную, религиозну, научную, художественную и т.п.) культуру. Образно говоря: «Процветание народов обеспечивают университеты, а не партии, правительства или парламенты!». А в связи с тем, что вызовы человечеству приобретают глобальный характер, то и социальное просвещение в университетах обречено на глобализацию. Такая глобализация социального просвещения возможна, по нашому мнению, лишь как сближение национальных систем социального просвещения между собой на основе приближения каждой из них к «общему знаменателю» - социальному натурализму.
Социальный натурализм указывает на необходимость конвергенции социальных и несоциальных («естественных») наук, которая способствует формированию новой социальной (в том числе научной) культуры людей – основы социального прогресса, безопасности и процветания народов.
В свете изложенного становится все более очевидной особая роль социальных наук в обеспечении социального прогресса – без развития социальных наук, формирующих социальную культуру людей, никакое развитие физических и биологических наук на может обеспечить социальный прогресс, безопасность и процветание народов. А развитие социальных наук может происходить лишь на основе социального натурализма, то есть мировоззрения, в соответствии с которым социальное является природным. Те народы, которые обратятся к Новейшему Просветительству, культивирующему социальный натурализм, будут наиболее приспособлеными к законам Матери-Природы, а значит и жизнеспособными в современном мире.


Костенко Александр Николаевич, Институт государства и права им.В.М.Корецкого Национальной академии наук Украины. Киев, ул.Трехсвятительская, 4. Тел.: +38(044)2783268. E-mail: natur49@list.ru

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=News&op=view&id=13