Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваш интерес к философии обусловлен

Учебой
Работой
Интересом
Самопознанием
Другим


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1681
Комментарии: 1

СОЦИАЛЬНЫЙ НАТУРАЛИЗМ – МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

СОЦИАЛЬНЫЙ НАТУРАЛИЗМ – МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
(К ДИСКУССИИ ПО ВОПРОСУ «ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОЦИАЛЬНОЕ ПРИРОДНЫМ?»)

Представляется, что прояления современного глобального кризиса имеют своим корнем кризис социальной культуры людей, который состоит в критическом распространениии в обществе своеволия и иллюзий. Будучи поражены «комплексом» своеволия и иллюзий, люди нарушают те законы Матери-Природы, которые она дает им для ихней жизни в обществе…
Социальные явления, как проявления воли и сознания людей, становятся опасными для самих же людей тогда, когда они нарушают законы Матери-Природы. Мать-Природа – это То, что порождает все сущее и дает ему Законы для существования, создавая таким образом Миропорядок.
Все сущее проявляется в виде физических, биологических и социальных явлений. Для всех этих явлений Мать-Природа дает свои законы существования. К социальным явлениям это относится в такой же мере, как к физическим и биологическим. На этом основывается идея природной целостности мира. Исходя из этой идеи, по-новому следует формулировать «основной вопрос философии»: «Какая роль воли и сознания людей в мире, существующем по законам Матери-Природы?». В свете этой же идеи природной целостности мира решение указанного вопроса может быть только таким: «Роль воли и сознания людей в мире, существующем по законам Матери-Природы, состоит в том, чтобы приспосабливать их жизнь к законам Матери-Природы».
Как показывает опыт эпохи Просветительства XVII-XVIII веков, социальный прогрессс всегда основывался на прогрессивной идее подчинения воли и сознания людей законам Матери-Природы, действие которых распространяется не только на физические и биологические, но и на социальные явления. Из этого следует, по нашему мнению, что результатом развития идеологии Просветительства XVII – XVIII веков сегодня является социальный натурализм, который и должен стать идеологией Новейшего Просветительства XXI века. Социальный натурализм – это мировоззрение, которое выводится из идеи природной целостности мира, согласно которой все, что существует в мире должно существовать по законам Матери-Природы. (Концепция социального натурализма более подробно изложена в кн.: Костенко А.Н. Культура и закон – в противодействии злу. – Киев: Атика, 2008. – 352 с. (на украинском языке)).
В связи с новыми вызовами ХХI века повышается роль науки, как фактора, формирующего социальную культуру людей, в обеспечении социального прогресса. Поэтому для дискуссии предложена следующая гипотеза: современная социальная наука может выполнить свою миссию в обеспечении социального прогресса, если будет реформирована в форму природоведения с помощью «принципа природности (естественности) социального», который выводится из идеи природной целостности мира. На этой основе должна состояться конвергенция социальных и несоциальных («естественных») наук.
Подтверждение этой гипотезы может способствовать развитию нового мировоззрения, основанного на принципе социального натурализма.
Социальный натурализм дает возможность увидеть, что существует, образно говоря, не две «природы» - физическая и биологическая, а три «природы» - физическая, биологическая и социальная. И эта «третья природа» (то есть, социальная) не опускается к первым двух, а, наоборот, поднимается над ними как высшая по отношению к ним и существует по своим, свойственным лишь для нее природными законам. Образовывая иерархическое наслоение «физическая природа – биологическая природа – социальная природа», эти три «природы» генетически связанны между собой, потому что биологическая порождается развитием физической, а социальная – развитием биологической. Следовательно, в соответствии с социальным натурализмом социальные явления не являются внеприродними, но признание их природными не означает, что они этим самым опускаются к физической или биологической природе. Поэтому социальный натурализм не есть «физикализацией» или «биологизацией» социальных явлений, как это может показаться на первый взгляд.
В соответствии с принципом социального натурализма, если социальное явление есть природным, то есть согласовывается с законами социальной природы, то оно является прогрессивным. Следовательно, люди должны познавать законы социальной природы и приводить в соответствие с ними свою социальную практику, если хотят жить в условиях прогресса, а не регресса. Поэтому социальный натурализм может служить социальному прогрессу, обеспечивая развитие социальной культуры людей, то есть приспособление социальной жизни людей к законам Матери-Природы в соответствии с формулой: «Вперед – к Природе, руководствуясь социальным натурализмом!».
Предложенное здесь понимание миссии социальной культуры людей в обеспечении социального прогресса позволяет выявить настоящую роль университетов, как специальных общественных учреждений, предназначеных средствами просвещения «культивировать» в обществе социальную (политическую, экономическую, правовую, моральную, религиозну, научную, художественную и т.п.) культуру. Образно говоря: «Процветание народов обеспечивают университеты, а не партии, правительства или парламенты!». А в связи с тем, что вызовы человечеству приобретают глобальный характер, то и социальное просвещение в университетах обречено на глобализацию. Такая глобализация социального просвещения возможна, по нашому мнению, лишь как сближение национальных систем социального просвещения между собой на основе приближения каждой из них к «общему знаменателю» - социальному натурализму.
Социальный натурализм указывает на необходимость конвергенции социальных и несоциальных («естественных») наук, которая способствует формированию новой социальной (в том числе научной) культуры людей – основы социального прогресса, безопасности и процветания народов.
В свете изложенного становится все более очевидной особая роль социальных наук в обеспечении социального прогресса – без развития социальных наук, формирующих социальную культуру людей, никакое развитие физических и биологических наук на может обеспечить социальный прогресс, безопасность и процветание народов. А развитие социальных наук может происходить лишь на основе социального натурализма, то есть мировоззрения, в соответствии с которым социальное является природным. Те народы, которые обратятся к Новейшему Просветительству, культивирующему социальный натурализм, будут наиболее приспособлеными к законам Матери-Природы, а значит и жизнеспособными в современном мире.


Костенко Александр Николаевич, Институт государства и права им.В.М.Корецкого Национальной академии наук Украины. Киев, ул.Трехсвятительская, 4. Тел.: +38(044)2783268. E-mail: natur49@list.ru
Разместил: Evropeez Прочитано: 8967
Распечатать

Смотрите также связанные новости

21.12.2023 - Особое родительство. Что нужно знать про аутизм.
16.02.2012 - Наука и лженаука
15.06.2011 - Теория познания? Это очень просто!
16.11.2010 - Мерцающее сознание или проблемы раздвоенного самосознания
13.09.2010 - Устройство мира глазами философов

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы