Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1286
Комментарии: 0

Актуальные вопросы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Религия моя - философия

Слово философия в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости. Некоторые отождествляют ее с мудростью, но это неправильно, потому что философия по природе своей относится к определенному виду наиболее общего знания, а мудрость - это больше, чем знание.

Мудрость человека выражается более не в знании, а в поведении. Человек не может знать все, но мудрый человек умеет распорядиться своим наличным знанием наиболее правильно, если даже этого знания у него в каких-то случаях оказывается крайне мало. Поэтому и нельзя философию отождествлять с мудростью. "Я не мудрец, - говорил Протагор, - я только философ", т.е. любитель мудрости.

Из двух составляющих понятия философии, т.е. мудрости и любви, встречается также сведение философии к ее второй составляющей - к любви. Отсюда идут такие декларативные заявления как: любовь моя - философия, или: философия любви. В сугубо личностном плане такие утверждения вполне допустимы, они выражают личное отношение к философии, и философия такого отношения вполне заслуживает. Но в общем плане отождествление философии и любви также не оправдано, так как любовь относится к чувственно-эмоциональной сфере человека, а философия - к теоретической форме отражения действительности.

Среди определений философии, выражающих личное отношение к ней, мне встречалось и такое: сестра моя - философия. Может быть, кто-то и хочет претендовать на родственные связи с философией, но я считаю, что философия, как одно из высоких проявлений человеческого духа, выходит за рамки индивида, она выше любого своего конкретного субъективного выражения, даже в том случае, если субъектом является кто-либо из гениальных философов, поэтому такого панибратского отношения философия не заслуживает.

Как я могу определить свое личное отношение к философии? Если я назову философию: любовь моя, то такое определение, может быть. и будет характеризовать мое отношение, но не будет характеризовать сам предмет отношения, поскольку с любовью человек может относиться ко всякому делу, которому отдает все свои силы и время и с которым связывает все свои надежды. К тому же философия в общем-то и не нуждается в чьей-то персональной любви - она уже имеет любовь в своем собственном определении. Нет, чтобы правильно определить отношение к философии, нужно, чтобы в этом определении звучала не только эмоциональная струна, но и чувствовался объективный мотив самой ее сущности, которая ставит философию в некотором смысле в приоритетное положение среди других видов знания и этим выделяет ее среди всех наук в особую сферу, требующую к себе почитания. И вот, когда я осмысливаю эти почитаемые человеком сферы и стараюсь найти среди них для философии соответствующий аналог, то на ум мне приходит только одна из них - это религия. И я с уверенностью утверждаю свое личностное отношение: религия моя - философия.

Но почему же религия? Что может быть общего между философией и религией? Оказывается, общим для религии и философии является нечто весьма существенное, а именно: свойство их предмета - и предмет религии, и предмет философии бесконечен. И религия, и философия являются способами осмысления бесконечности и вечности бытия. Это одна сторона, объединяющая религию и философию. Но кроме нее есть еще другая сторона. В свое время великий немецкий философ Иммануил Кант сформулировал главные вопросы, стоящие перед философией:

Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?


Он поясняет, что эти три вопроса можно заменить одним, четвертым вопросом: что есть человек? Ни одна из специальных наук в отдельности не отвечает на эти вопросы. Конкретные науки рассматривают все вещи и явления существующими сами по себе, независимо от человека, т.е. объективно. Если даже наука рассматривает самого человека, медицина, например, то она тоже рассматривает его как объект, уподобляя человека либо механической системе, либо химическому реактору, либо животному организму. Конкретные науки отвлекаются от такого существенно человеческого качества, как духовность и душа. Философия же рассматривает вещи и явления не сами по себе, а в их человеческом измерении; не мир сам по себе, а мир в его отношении к человеку и отношение человека к миру, т.е. предметом философии является отношение "человек-мир", отношение духа к природе. Но религия отвечает на те же самые вопросы, что и философия, она тоже определяет отношение духа к природе. В этом заключается вторая сторона их родства.

Далее мы подходим к границе, разделяющей религию и философию. Этой границей является их отношение к науке: религия рассматривает мир и человека как творение Бога, а источником знания полагает священное писание, которое есть откровение Божее, философия же в своих ответах на смысложизненные вопросы пытается осмыслить весь социально-исторический опыт человеческого бытия, включая все достижения науки. Положения религии по природе своей догматичны и являются предметом веры, а положения философии по природе своей критичны и опираются на систему исторически обусловленного знания. Философия в отличие от религии не противостоит науке, наоборот, методы научного познания мира представляют собой непреходящую ценность для гносеологии, т.е. теории познания - важнейшей части философской теории. Если ограничить рассмотрение философской проблемы пределами опыта, то такое рассмотрение будет тождественно научному.

Исторически первыми формами отношения человека к миру были мифология и язычество. Человек не отличал живое от неживого, все было одухотворено, наполнено богами и исполнено мистического смысла. Природа и все, находящееся в ней, наделялось качествами сознания и чувственности, которыми обладал сам человек, и потому требовало к себе соответствующего отношения, которое выражалось в мистических обрядах и жертвоприношениях.

С развитием производства, мореплавания и торговли возникают рабовладельческие государства и вместе с ними возникает наука как самостоятельный вид человеческой деятельности. В Древней Греции, примерно в VI-V веках до новой эры, наука возникает как учения мудрецов, которые называли себя философами и организовывали философские школы. Философия и наука в те времена были едины. Именно среди философских учений появились такие, которые стали отвергать богов и утверждать естественный характер всех природных процессов. Наиболее характерным из них было учение Левкиппа и Демокрита, которые утверждали, что в мире нет ничего, кроме атомов - мельчайших неделимых разнокачественных частиц - и пустоты, в которой атомы движутся, соединяются и разъединяются, образуя все существующее.

Учению Демокрита противостояло учение Платона, который утверждал, что видимый нами материальный мир является неистинным, временным, преходящим, он является отражением другого, идеального мира, который вечен и неизменен. А человек состоит из материального бренного тела и идеальной и вечной души. Так, начиная с Демокрита и Платона, в философии намечается два принципиально противоположных отношения человека к миру, которые характеризуются как материалистическое и идеалистическое.

Идеалистическое учение Платона и его последователя Плотина стало потом теоретической основой христианской теологии. Религия в отличие от мифологии удваивает мир, вместо одного мистического мира она полагает существование двух миров: земного, естественного и небесного, сверхъестественного. Земной мир является материальным, бренным и преходящим, а небесный мир идеален вечен и неизменен. Причем материальный мир не самостоятелен, он вторичен по отношению к идеальному миру, является творением единого Бога.

После утверждения христианства, в средние века, философия полностью попадает в зависимость от теологии, становится служанкой богословия и вырождается в схоластику. Все положения науки подделываются под учение Божее, а если кто осмеливается противоречить ему, то это рассматривается как ересь, авторы ереси преследуются церковью и сжигаются на кострах.

Но вот наступает эпоха Возрождения. Великие географические открытия намного расширили горизонт человеческого познания и деятельности. Рушится схоластическая картина мира, возрожда-ются науки и искусства. Взор человека обращается от небесного к земному. Развитие капиталистических отношений ведет к освобождению человека не только от феодальной зависимости, но и от всех форм религиозного суеверия. Французские просветители XVIII века отрицают бытие Бога и утверждают материалистическое мировоззрение. Начиная с Нового времени бурно развивается наука. Человек начинает верить не в Бога, а в науку и полагает, что методами рационального мышления можно решить все проблемы, как технические, так и социальные. Вера в науку возрастает настолько, что вознивает такое характерное философское направление как позитивизм, который отрицает не только религию, но и всю предшествующую философию, считает, что развитие позитивного знания конкретных наук делает излишней всякую метафизику. Позитивизм принципиально отказывается от рассмотрения философских вопросов, выходящих за пределы нашего опыта, как совершенно бесполезных, не дающих человеку никакого положительного знания, и призывает ограничиться решением проблем в доступных нам пределах опыта. Позитивизм как философское направление оказался весьма устойчивым и распространенным. В настоящее время он существует как неопозитивизм и постпозитивизм, сводящие все задачи философии к анализу языка и прояснению смысла.

Успехи науки не могли не отразиться на отношении к религии. Познание тайн Вселенной и законов развития самого человека подрывает веру в сверхъестественное, в результате чего церковь начинает катастрофически терять свою паству. Она вынуждена приспосабливаться к реальности современного мира. Современное христианство, например, давно уже не выступает против науки, наоборот, рассматривает ее как одно из величайших достижений человечества. В христианской философии возникают различные варианты современного толкования содержания Библии, в том числе крайне радикальные, отвергающие все сверхъестественное. Например, немецкий христианский теолог Дитрих Бонхоффер (1906-1945) выдвинул концепцию "безрелигиозного христианства". На первый план он выдвигает активное служение человеку и сопротивление всему бесчеловечному. Он подчеркивал, что ответственность каждого человека за судьбы других людей и истории предполагает не столько послушание и покорность, сколько сопротивление и активную деятельность. Другой немецкий протестантский философ Рудольф Бультман (1884-1976) стремился приспособить протестантизм к современному миру, обосновать идею о том, что библейские мифы являются лишь способом передачи содержания вероучения. Бульман считает, что этот способ уже устарел, и что христианское учение, как оно представлено в Библии, не может удовлетворить человека наших дней. Бог, по Бультману, существует в сфере человеческой духовности, а богопознание связано с самопознанием.

Аналогичные процессы происходят и в католической церкви, теоретические основы которой базируются на современном толковании учения средневекового философа-богослова Фомы Аквинского. Это современное толкование носит название неотомизма. Неотомизм не отрицает ни одно из достижений современной науки. Наоборот, опираясь на последние достижения естествознания, кторые свидетельствуют о единстве всего существующего, неотомизм рассматривает это единство в объективно-идеалистическом духе, как замысел Бога-творца. Католическая церковь стремится находить связи с представителями других религий в целях объединения всех людей в единое человечество. Папа Римский Иоанн Павел II во время своего посещения стран Восточной Европы в 1994 году от лица католической церкви официально попросил прощения за все те притеснения, которые католическая церковь в прошлые времена чинила представителям других конфессий.

Может быть, действительно время религий уже прошло и дальнейшее развитие человечества должно строиться только на науке? Опьяненые бурными успехами наук в XVIII-XIX веках, так думали очень многие, в том числе передовые мыслители и ведущие ученые. Считалось, что наука способна решить как все технические, так и все человеческие проблемы. Но ХХ век принес большие разочарования. Наука не только не заменила философию, а тем более религию, но не смогла осмыслить даже ход собственного развития. На рубеже XIX и XX столетий известный английский физик лорд Кельвин (его именем названа шкала абсолютных температур) заявил, что физика как научная дисциплина уже полностью завершена, в ней уже не предвидится больше никаких открытий, остались только отдельные уточнения. Но это была всего лишь классическая физика, условность законов которой обнаружилась после новых открытий, построения квантовой механики и теории относительности. Сегодня уже никто не рискнул бы повторить утверждение Кельвина, поскольку современная физика ставит больше вопросов, чем дает ответов на них.

Кризис охватил не только физику, но и математику. В XIX веке математика считалась наукой чисто умозрительной, не нуждающейся ни в каком опыте. Но теперь мы убеждаемся в том, что математическая теория зависит от некоторого набора исходных утверждений, которые называются аксиомами и которые в конечном счете берутся нами из опыта. При разном наборе таких аксиом можно получить совершенно разные математики.

Не оправдались надежды, возлагаемые на науку, и в социальной сфере. Опыт строительства нового общества на основе теории научного коммунизма не смог противостоять опыту капиталистического производства. Отрицание религии и утверждение научного атеизма не породило новую мораль, как это предполагалось научной теорией, но лишь разрушило старую, стало фактором распространения бездуховности и цинизма в отношениях между людьми. Обнаружилась двойственность результатов развития науки и техники: с одной стороны, усиление власти человека над природой, а с другой стороны, угроза самим основам человеческого бытия, разрушение этой самой природы, среди которой мы живем, возникновение средств массового уничтожения людей, появление возможностей манипулирования генетической основой человека, его психикой, сознанием и т.д.

Так складывались отношения между религией, философией и наукой в истории человечества. Эти формы освоения мира человеком имеют свои социальные организации и в философии называются формами общественного сознания. Существует еще одна очень важная форма общественного сознания - это искусство. Но искусство всегда существовало относительно автономно от других форм. Правда, в эпоху Возрождения искусство как бы выходит на передний план, но оно не претендует на то, чтобы заменить собой другие формы общественного сознания. А вот наука, религия и философия во все времена конкурируют между собой, стараясь захватить господствующее положение. Граница между религией и философией в основном определялась отношением к науке. В средние века религия полностью покорила философию, и философия превратилась в богословие, т.е. философия оказалась в границах религии, а в Новое время, когда стала бурно развиваться наука и отвергаться религия, философию стали относить к области научного знания, т.е. философия оказалась в границах науки, претендуя на осмысление религии с научной точки зрения. В настоящее время, когда все более обнаруживается условность нашего знания, граница между религией и философией снова становится неопределенной.

Разместил: Философ Прочитано: 12012
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 >>

Смотрите также связанные новости

05.12.2012 - Мудролюбие Плотина
25.01.2011 - Приходское духовенство и колдовская практика

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы