Интенция | Все о философии

22.03.2009 - Персонализм Плотина

Плотин

Человек как Вселенная


1. Подобие человека и Вселенной

Человек и Вселенная представляются Плотину во многом подобными друг другу. Человек, утверждает Плотин, – это не материальная сумма движений атомов, но душа. Точно так же и лишенные души вещи не являются случайными соединениями: существует Мировая Душа, и точные соотношения, наблюдаемые нами в вещах, являются свидетельством наличия направляющего Ума. С такой точки зрения человек не есть растительная душа; правильнее будет сказать, что он – душа ощущающая, а главное, помнящая и воображающая. Именно память и воображение Плотин анализирует особенно тщательно. Когда человек пользуется этими способностями, он соприкасается с умом и, можно даже сказать, сам делается умом. Подобно тому, как поверх души человека располагается его ум, над Мировой Душой находится божественный Ум, аналогичный платоновскому миру идей. Вещи чувственного мира – лишь отражения этих идей.

Однако первопринципом для Плотина не является и божественный Ум, потому что в нем имеется двойственность и раздельность: одна идея отлична от другой, и познающий субъект отличается от познаваемого объекта. Для полного объяснения необходим всецело единый принцип, и потому выше Ума помещается Единое, Простота, столь же беспримесная, как Бытие Парменида. Поскольку Единое выше всякой двойственности, а язык и знание предполагают раздельность, Единое нельзя ни описать, ни познать. Соприкоснуться с ним можно лишь посредством мистических проникновений и несказанного опыта. В процессе нравственного очищения человек способен осуществить переход от чувственной души или материального мира к частному уму, потом к божественному Уму и, наконец, к Единому.

2. Бедственное существование человека в мире

Одна из основных проблем у Плотина – проблема существования человека в этом мире, бедственное и наглое (tolma) вопреки законам, установленным умом. Почему человек существует в таком странном мире? Единое, ум, душа – это благие сущности. Сущее, бытие – всегда благо, но мы постоянно видим, что блага в мире не хватает. У Плотина все эти вопросы перетекают один в другой: почему существует зло? Как получилось, что благая природа порождает из себя зло? Почему человек, имеющий в себе, в своей душе все 3 ипостаси и поэтому имеющий добро в абсолютной степени, тем не менее так низко пал? Как спасти человека, как показать ему путь к его истинной сущности? Все эти вопросы касаются одной и той же проблемы, и эта проблема в конце концов для Плотина сводится, с одной стороны, к проблеме сущности человека, а с другой – к проблеме онтологии, т. е. существования 3-х ипостасей.



Основным для понимания Плотина всегда является положение, что человек не существует как некоторая часть в этом умопостигаемом целом. Нельзя сказать, что существует единое, ум и душа, оформляющая материю, и человек целиком существует где-то в точке пересечения души и материи; нельзя показать его «место» в этом перечислении, на этой «географической карте». Человек объемлет в себя все, человек есть микрокосм, по античной терминологии. С другой стороны, человек действительно состоит из души и тела и потому как бы находится в точке пересечения материального и душевного мира. Положение человека сложное и загадочное: с одной стороны, он есть весь мир, с другой – он есть часть этого мира. И пытаясь это сопоставить, как-то это объяснить, Плотин часто сам теряется, о чем свидетельствуют трактаты под таким названием, как «Все ли души – одна душа?» и т. п.

Пытаясь разрешить свое недоумение, Плотин часто говорит, что существуют 3 вида людей. Одни уподобляются животным и живут, как животные, т. е. так, как будто у них есть только тело. Другие понимают, что у них есть душа, и пытаются обратить ее к чему-то более высокому, но, не зная истины теряются в догадках. Есть люди, владеющие истинным знанием, те люди, которым открыта дорога к созерцанию Единого (Бога). Эти 3 вида людей Плотин сопоставляет с 3-мя философскими учениями. Первые люди сравнимы у него с эпикурейцами, вторые – это стоики, и третьи – платоники.

3. Сложность человека

Почему же платоники обладают истинным знанием? Может быть, одно из величайших открытий Плотина состоит в том, что человек оказался не столь прост, как это казалось античным философам. Нельзя сказать, что человек просто состоит из души и тела, как говорили об этом Платон, Аристотель или стоики. Все они говорили о душе по-разному, но именно к тому, что такое душа, и сводились все их споры. Но тогда возникает один сложный вопрос. Если философ утверждает, что сущностью человека является его душа, то оказывается, что живой человек, существующий в теле, существует не истинной жизнью, что весь смысл жизни человека состоит в умирании. Еще Платон устами Сократа говорил, что любой философ всегда стремится к смерти; конечно, к смерти не в смысле самоубийства, а просто как к более ценному состоянию, когда душа освободится от телесных оков. С другой стороны, все понимают, что если человек есть единое существо, состоящее из души и тела, то душа входит в тело по некоей необходимой своей сущности. Эта сущность содержится в самой душе, заставляя ее задерживаться в теле.

Однажды ученик Плотина Порфирий, видимо, в минуту меланхолии (а может быть, на основании приведенных выше размышлений) захотел добровольно уйти из жизни. Плотин отговорил своего ученика от этого шага, и нам известны его аргументы, изложенные в небольшом трактате под названием «О добровольном уходе». В нем Плотин говорит, что уходить из жизни нельзя, потому что душа помещена в наше тело в соответствии с некоторыми законами, установленными Богом, и нарушая эти законы, мы совершаем противоправный поступок, увеличивая свой собственный грех, свою tolma (наглость, дерзость). Поэтому необходимо дождаться, когда, движимая всеобщим законом душа, дождавшись своего часа, сама отойдет от тела, а Богу, по всей видимости, угодно, чтобы человек пришел в мир умопостигаемый, увенчанный многими добродетелями, которые он обретет в этом мире.


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=111