Интенция | Все о философии

22.03.2009 - Антропология Плотина

Плотин



Человек, по Плотину, 3-частен: состоит из тела, души и духа.

В составе души есть:

а) организующая, или пластическая, "часть", управляющая функциями тела

б) ощущения;

в) эмоции ("желания, гнев и прочее, что влечет душу к земле" – V, 3, 9);

г) разум, который, в свою очередь, разделяется на

– рассудок (дискурсивное мышление) и

– чистый ум (-дух).

Разделяя чистый ум и рассудок, Плотин следует за Аристотелем, у которого говорится, что существует 2 части души, наделенных суждением: «с помощью одной мы созерцаем неизменные сущности, а с помощью другой – изменяющиеся». По мнению Плотина, чистый ум можно только условно считать принадлежащим душе, ибо «он не всегда с нами, тогда как рассудочное мышление всегда в нашем распоряжении» (V, 3, 3).

Чистый ум является собственно божественной частью души, посредством которой она может ощущать сверхчувственный мир, общаться с Богом. Чистому уму свойственны простота, единство и покой, т. е. отсутствие дискурсивной деятельности, это как бы интеллектуальная энергия, сосредоточенная в себе. Цитируя фразу из "Федра": «душа человека главу свою скрывает в небесах», Плотин поясняет, что эта-то глава и есть чистый ум. К нему душа должна постоянно "восходить", не отдаваясь чувствам и "фантомам воображения". Нужно "войти" в чистый ум, как в некое внутреннее святилище, и, отрешившись от всего, в полном покое ожидать снисхождения Божия. Согласно Плотину «иное есть душа, и иное – ум»[14].

Восходя к чистому уму, душа, по Плотину, становится такой, «какой была первоначально» (VI, 9, 8) Какой же она была первоначально? Здесь мы подходим к интересной идее Плотина о "самочеловеке" (о авт'ос антропос). Самочеловек – это одна из идей, присущих божественному Уму, это – чистая родовая сущность человека, ноуменальный человек, в отличие от телесного. «Человек телесный происходит от человека идеального, человека в себе, который есть один-единственный, но который производит множество человеческих индивидуальностей, поскольку одно тождественное нечто полагает на все множество одну и ту же печать» (VI, 5, 5). Самочеловек имеет самодушу и самоум[15]. Эта родовая форма человека обладает чистотой и непорочностью. Но затем происходит как бы ее грехопадение: «Вступая в связь с телом, душа из универсальной делается особой» (VI, 4, 16). В составе универсальной души она любит Бога чистой любовью, а на земле как бы становится гетерой, сменяя «прежнюю, небесную любоҲь на земную, нечистую» (VI, 9, 9). Но все же душа тяготится этим состоянием и стремится вернуться к Богу в молитвенном созерцании, чтобы вновь почувствовать себя счастливой.

Что касается идеи “самочеловека”, то нечто сходное ей мы встречаем в творениях преп. Максима Исповедника. «Человек [в духовном экстазе] восходит к вечной идее о себе самом, которая никогда не переставала существовать в Боге. Соединение со своей сутью и является спасением. Человек – это часть Бога в том смысле, что его суть вечно предсуществует в Боге».

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=114