Интенция | Все о философии

22.03.2009 - Эпиктет из Гиераполя во Фригии (ок. 50 — после 120)

Крупный представитель Поздней Стои

В юности был рабом Эпафродита, фаворита Нерона; вероятно, в 70-х — нач. 80-х гг. слушал беседы Музония Руфа, определившие содер-жание и стиль философствования Эпиктета. Получив свободу, жил в бедности; в 89 вместе с другими философами был выслан Домицианом из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей (в их числе был историк и географ Флавий Арриан, записавший беседы Эпиктета). Умер, видимо, при Адриане (возможно, в Риме). Сохранились 4 книги «Бесед», «Руководство" и фрагменты. Различные названия записей Арриана
относились, видимо, к одному сочинению — «Беседам» (первоначально в 8 или 12 книгах). «Руководство» скорее всего составлено Аррианом как сводка наиболее характерных идей учителя (см. Simpl. In Ench. praef. init.).
Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Теория для него — нечто вторичное, она никогда не излагается в «чистом» виде. Вне этики Эпиктет довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает «возврат к истокам», в частности к Хрисиппу (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Эпиктета практически отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей (Diss. 17,9; 17;
II 25 ср. Ench. 46; 52). Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма (напр., Diss. III 22).
Философствование начинается с сознания собственного бессилия (II11, 1 ел.). Задача философии — врачевать больную душу (Diss. Ill 23, 30) и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего — «правильное пользование представлениями». Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора (proaperdis— впервые в стоической традиции он широко использует этот термин) по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает» (129, 7; 24). Сама возможность выбора — единственное внутреннее благо, «то, что от нас зависит» (122,10; 24,5), «мое»: «Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет — мне безразлично» (IV 13, 24). Proapedis — первичный интеллектуальный акт (выбор верного принципа оценки), предшествующий суждениям о конкретных представлениях (III 22,19 sq.; 103). Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему — излюбленная тема Эпиктета. Желая стать «из человека богом» (II 19,27), «терпи и воздерживайся» (Gell. N. А. XVII 19), но выход всегда есть — «дверь тебе открыли» (III8,6). Многие мотивы паре-нетики Эпиктета так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки: в 7 в. появилось переложение «Руководства» для нужд монастырской жизни, приписываемое Нилу Анкирскому; еще раньше «Руководство» использовалось неоплатониками как учебный текст (Симпликий). Эпиктет оказал значительное влияние на европейскую моралистику.
Тексты: Dissertationes ab Aniano digestae. Enchiridion. Fragments, rec. H. Schenkl. Lipsiae, 1916 (Stuttg., 2 ed. 1965); The Discourses as reported by Arrian. The Manual and fragments, with an engl. transl. by W. A. Oldfather. L, 1926-28 (2 ed. 1950); Entretiens, texte etabli et trad, par J. Souilh6 avec la coll. de A. Jagu, vol. 1—4. P., 1949—65; в рус. пер.: Беседы Эпиктета, пер. Г. А. Тароняна. М, 1997; Основания стоицизма, пер. В.Алексеева. СПб., 1888.
Лит.: Маковельский А. Мораль Эпиктета. Казань, 1912; Штаерман E. М. Эпиктет и его место в римском стоицизме.— «Вестник древней истории», 1975, 2, с. 197-210; BonhofferA. Epictct und die Stoa. Stuttg., 1890 (2 ed. 1968); Jagu A. Epictete et Platon. Essai sur les relations du StoTcisme et du Platonisme. P., 1946; D'Agostino V. Studi sul neostoicismo. Seneca, Plinio U Giovane, Epitteto, Marco Aurelio. Torino» 1950 (2 ed. 1962); BonforteJ. The Philosophy of Epictete. N. Y, 1955; BodsonA. La morale sociale des derniers stoiciens. Seneque, Epictete et Marc Aurele. P., 1967; GretenkordJ. Der Freiheitsbegriflf Epiktets. Bochum, 1981; JfershbellJ. P. The stoicism of Epictetus. Twentieth century perspectives, ANRW И 36, 3. B.-N. Y, 1989, p. 2148-2163; Dobin R. Прошреетс, in Epictetus.—«Ancient Philosophy» 1991, 11, p. 111-135; Oldfather W. A. Contributions towards a bibliography of Epictetus. Chi., 1927.
А. А. Столяров

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=132