Интенция | Все о философии

22.03.2009 - Сенека Луций Аней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.)

Римский государственный деятель, философ-стоик

Луций Анней Сенека был крупнейшим из стоиков Древнего Рима. Он родился в Испании, в Кордубе (Кордова), в знатной семье ритора Марка Аннея Сенеки, сначала сам обучался специальности ритора, но затем – философии, в которой оказался последователем Посидония. Будучи воспитателем Нерона, Сенека возвысился до крупных должностей, которые дали ему возможность составить огромное состояние, удивлявшее современников. При дворе Нерона он домогался подарков – деньгами, имениями, садами и дворцами, проповедуя при этом бедность. Впав в опалу, он просил Нерона взять обратно все эти подарки, говоря, что с него достаточно его философии. Будучи обвинен в заговоре, Сенека покончил с собой (65 г. н. э.) по приказу Нерона.

Сенека был плодовитым писателем, философом, драматургом. Учение его было противоречиво. Сохраняя пантеизм греч. стоиков, т. е. рассматривая мир как единое материальное и разумное целое, С. разрабатывает гл. обр. морально-этические проблемы, при правильном решении которых, по его словам, достигается спокойствие и невозмутимость духа (атараксия). Свою в основе индивидуалистическую этику он пытается связать с задачами общества и государства. Этика Сенеки оказала большое влияние на выработку христианской идеологии. Энгельс называл Сенеку дядей христианства.

Философскую славу принесли Сенеке его моральные сочинения, которые были во все последующие времена излюбленным чтением поклонников моральной философии, а их доступная, популярная форма укрепляла и поддерживала эту славу. Из 3-х частей стоической философии наименьшее внимание Сенеки привлекает ее теоретическая часть – логика и теория познания. Сенека постоянно возражает против чрезмерного увлечения лог. вопросами и тонкостями. В теории познания он ограничивается тем, что больше других стоиков останавливается на доказательстве устойчивости выведенных из опыта общих понятий. Проблемы морали настолько преобладают у Сенеки, что им он посвящает значительные части рассуждений в своих «Естественнонаучных вопросах», не говоря уже о «Письмах», где моральная дидактика главенствует.

Однако сводить к одной морали содержание философии Сенеки не приходится. Сенека – настоящий стоик, философ, развивающий в качестве стоика учение материалистического монизма во всех частях философии. Согласно учению Сенеки, все телесно. Это значит, что все есть теплое дыхание, или «пневма», т. е. огонь. Физика Сенеки есть физика гераклитовского огня. В своем наиболее чистом и тонком виде этот огонь пребывает на небе. Опускаясь вниз, огонь по мере приближения к земле уплотняется. В земле он остывает и окаменевает. Боги, как и душа человека, телесны. Душа есть истечение высшего огня и восходит к высшему огню. У мудреца это восхождение совершается сознательно, в природе – бессознательно. Следуя древним стоикам, Сенека принимает их учение о периодически повторяющихся воспламенениях мира. Учение Сенеки о первоогне телеологично и вместе с тем фаталистично.

Четкого разграничения областей бытия у Сенеки не проводится. Для него совершенно тождественны Бог, провидение, судьба, природа. Вечные законы природы получают осознание в человеке, в нем они становятся его свободной волей. Мировоззрение Сенеки – настоящий пантеизм, проникнутый мыслью о гармонии космоса и хаоса, а космос для Сенеки – единый и общий для богов и для людей. Вместе с древними греческими стоиками Сенека наделяет психической жизнью и обожествляет все небесные светила и все поднебесье.

Ученик Посидония, Сенека усвоил от него ряд учений Средней Стой. Как и у Посидония, стоицизм Сенеки окрашивается в тона платонизма и в учении о бытии, и в психологии, и в этике. Таковы в онтологии учения о бестелесном мировом разуме и о бестелесной душе. – Впрочем, учение Сенеки о душе путано. С одной стороны, душа у него вполне телесна и, как у греч. стоиков, есть «пневма», весьма тонкое, весьма легкое, но все же материальное теплое дыхание. С др. стороны, в ряде мест Сенека говорит о душе как о самотождестве чел. духа. В этом последнем смысле душа, согласно утверждению Сенеки, есть сам покой, сама неизменность. В то же время душа характеризуется и как область постоянной борьбы, ее жизнь – как область побед и поражений, а ее задача – как задача освобождения от аффектов и от всякой скверны, как задача восхождения к Богу. Все это оттеняется постоянными жалобами Сенеки на слабость души и на трудности ее борьбы за освобождение от материи. В этих противоречиях сходит на нет материализм и материалистический монизм философии Сенеки.



Впервые у Сенеки понятие о стоическом мудреце подверглось преобразованию: на место учения о самоутверждении древнего стоического мудреца было выдвинуто представление о слабости человека и о его беспомощности: человек отпал от мирового разума и безуспешно стремится вновь вернуться в исходное состояние. У Сенеки и здесь противоречие. Мудрец достигает у Сенеки высочайшего состояния. Истинный мудрец не знает никаких бурь и пребывает в безмолвии надлунного мира. Но такой мудрец – величайшая редкость. Как птица Феникс, он появляется один раз в пятьсот лет. По своей природе человек слаб и вполне беспомощен, погружен в зло и в грех, почти лишен возможности выйти из своего греховного состояния. Бог Сенеки – отнюдь не личный Бог хр. монотеизма, его огненный мировой Разум не имеет ничего общего с хр. представлением о личном Боге. Жизнь мира и его история представляют собой величавый, гармоничный и целостный круговорот, где все его части протекают в согласованности, а все стихии переходят друг в друга и в котором все возникает из всего.

У Сенеки много противоречий и в понимании Бога. У него Бог одновременно есть и огонь, иначе говоря – тело, и идея, разум, творящая сила, любящий Отец. За отпадение мира от истины Бог устраивает мировой пожар, в кот. мир погибает без остатка; только влага, остающаяся после мирового пожара, – след мира погибшего и залог возникновения нового, лучшего мира. Образ воспламенения мира, самосжигающегося, как Геракл после подвигов, и таким образом несущего кару за свои грехи и злодейства, – выразительное изображение судьбы мира и мирового процесса у Сенеки. Тем не менее эта участь постигает мир не из-за гнева богов. В мире все происходит, даже землетрясения, согласно законам природы, и даже сам Бог не властен изменить материю.

Наряду с этим натурализмом Сенека учит о том, что жизнь человека определяется звездами, так что мистическое и мифическое объяснение явлений природы и чел. жизни сохраняется у него во всей своей силе: с одной стороны, в мире невозможны никакие случайности, а с др. – все в мире от Бога, и катастрофы, которые представляются нам случайными, непостижимы для нас только вследствие нашего незнания. Натурализм, критическое и даже насмешливое отношение к мифологии совмещаются у Сенеки с их признанием и даже с фил. обоснованием гаданий, вплоть до признания гаданий по блеску молнии и по внутренностям животных.

Юпитер двоится у Сенеки. Сенека отличает от народного (капитолийского) Юпитера образ Юпитера для верующего философа; последний представляется в разных обликах ради демонстрации своих различных, совершенно духовных функций.

Антропология Сенеки противоречива. Согласно его взгляду, природа человека в основе своей непорочна. Однако эта чистая природа подверглась порче. В результате тело превратилось в темницу души, в непреодолимые для нее оковы. Поэтому истинная жизнь души возможна лишь вне тела, а сама душа – лишь гость тела, узник, заключенный в теле, как в темнице, откуда она освобождается для непорочной, блаженной, безмолвной жизни на небе.

Философ проявляет непоколебимую стойкость при всех случаях угрожающих ему бедствий и крушений, всегда стремится к добродетели только через самое добродетель и к избавлению от скорби только через истину. Божество может быть созерцаемо скорее в диких рощах, чем в храмах, оно является в бьющих из глубины земли горячих ключах, в глубинах рек и озер.

Сенека считал всех людей равными. Все люди – члены единого мирового целого, все люди безусловно равны между собой, даже преступники – те же люди; перед человеком открыты бесконечные пути совершенствования, так что в результате настойчивого стремления к добру добро непременно одержит победу над злом. В то же время Сенека презирал рабов, считал унизительным всякий ремесленный труд в силу его неизбежной утилитарности и допускал только дух. творчество как единственно свободное. – Он осуждал гнев, призывал к ласке и всепрощению, проповедовал милосердие и любовь к ближнему. Как стоик, он полагал, что при безнадежной запутанности в противоречиях жизни философ должен добровольно уходить из нее, и он на самом себе исполнил эту заповедь, покончив жизнь самоубийством, правда, по приказанию Нерона. Но в этом случае исполнение предписания совпало с собственным внутренним решением.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=133