Интенция | Все о философии

22.03.2009 - Римский стоицизм

Римский стоицизм

В императорский период истории Рима в развитии стоицизма выделилось популярное направление, виднейшими деятелями которого стали в I в. писатель и драматург Люций Анней Сенека, а во II в. – Эпиктет и император Марк Аврелий. Другое направление – ученое и комментаторское – вернулось к строго ортодоксальному учению Хрисиппа. Из него вышли Корнут и Гиерокл.

Древняя Греция, политически покоренная могущественным Римом и ставшая одной из его провинций, оказалась победительницей в культурном отношении. Возникшие в Греции философские школы стали достоянием римской культуры и еще долго существовали наряду с христианством, находясь с ним в сложных и противоречивых отношениях. Эти отношения во многом определяли основную проблематику средневековой философии на разных этапах ее становления.

Влиятельным учением в первые века новой эры был римский стоицизм, наиболее видные представители которого – Марк Аврелий (121–180) и Луций Анней Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.). Как и старые стоики, основным этическим принципом Сенека считал жизнь в согласии с природой, подчинение человека своей судьбе. Он исходил из того, что все в мире подчинено строгой необходимости, которая исходит от Бога как «высшего блага и наивысшей мудрости», властвующей над природным логосом. Смысл жизни Сенека видел не в погоне за богатством, светскими почестями и должностями, а в достижении абсолютного душевного спокойствия, в преодолении страха перед смертью, в стремлении к совершенствованию в добродетелях.

Поздний (римский) стоицизм характеризуется ограничением философии этикой, повышением интереса к интимным, рел. переживаниям, усилением пессимизма в трактовке человека, мира (особенно у Эпиктета, центральная тема его моральной проповеди – внутренняя свобода человека). В стоицизме очень силен мотив духовной связи человека с человеком и мировым целым. Марк Аврелий пишет: «Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение смутно, строение всего тела бренно; душа неустойчива, судьба загадочна; слава – недостоверна. Все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие на чужбине. Но что может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же – значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться, чтобы он стоял выше наслаждения и страданий...».

Если взять положения стоиков, мы можем видеть уравновешенную систему таких положений, которые друг с другом не находятся в строго лог. связи, тем не менее, общая система производит благоприятное впечатление своей уравновешенностью, глубиной, серьезностью. Так всегда бывает с теми системами, которые вырабатывались на протяжении долгого времени. Если систему производит один человек, то она, подчас, бывает необычайно однобока, как у Платона, зато логическая продуманность основной мысли поражает при всей её парадоксальности. Если же систему творят много людей, да ещё на протяжении нескольких эпох, причём, эволюционирует сама эта школа, то отдельные части системы, которые возникли под влиянием практических надобностей, могут не находиться в логической связи. Всё, что растягивается во времени при своём комплектовании, наполняется всё большим и большим количеством принципов, которые служат для удовлетворения тех или иных практических потребностей, которые (потребности) возникают по мере ист. развития. И получается, что вся система стоиков, необычайно широкая, вобрала в себя самые разнородные начала (второстепенного характера), зато эта система стала основой римской образованности – все образованные римляне со II века до Р.Х. по III-IV по Р.Х. (пока их не потеснили неоплатоники, и не пришло на смену христианство), были стоиками.



Римлянам импонировало также требование стоиков, чтобы человек, подчиняясь естественному ходу вещей, непременно подчинялся и своей природе. Это значит, что, если духовная природа личности сориентировалась на какие‑то нравственные нормы, то она должна держаться этих норм во что бы то ни стало, – это соответствовало римскому мужественному военному духу. Вся природа римской нации требовала именно такого типа философии, она и появилась, римляне её восприняли и на протяжении нескольких веков её «модернизировали», поэтому история стоиков – это не только история философских мыслей (это проследить сравнительно легко), но это и история их образованности, история их мировосприятия, с которыми они и ушли со сцены, уступив место христианству.

Образованные римляне не хотели слепо копировать чужое, а стремились создать собственное мировоззрение на основе сплава эллинства и латинства. В этом им помогли стоики, которые в то время вели повсюду энергичную пропаганду своего учения. Мудрецов, одетых в ветхие плащи, поборников умеренности и воздержания, можно было встретить в домах консулов и в тавернах, на базарах и в школах.

Любопытно, что стоицизм как философия продемонстрировал свою притягательную силу именно в Риме, где обрел наибольшее число почитателей как во времена республики, так и во времена империи.

Более того, с исчезновением республики и неизбежной утратой свободы гражданской жизни, усилился интерес к философии вообще, стоической — особенно.

Особенный характер проблематики последнего этапа цветения стоической философии объясняется также некоторыми чертами романского духа, который всегда ощущал как существенные проблемы практики скорее, чем проблемы теории.

1) Интерес к этике, наметившийся ранее, стал в эпоху империи доминирующим, в отдельных случаях, исключительным.

2) Интерес к логическим и физическим проблемам заметно охладевал, теология же, что была частью физики, обретала спиритуальную окраску.

3) Индивид, утративший связи с государством и обществом, искал собственной реализации во внутреннем мире, создавая тем самым особую атмосферу интимности, никогда прежде не встречавшуюся в философии, по крайней мере, так явственно.

4) Мы замечаем сильное вторжение религиозного чувства, которое иначе расставляет духовные акценты старой Стой. В сочинениях новых стоиков мы находим целую серию параллельных евангелию предчувствований, как, например, родство всех человеческих душ в Боге, универсальное братство, необходимость снисхождения, любовь к ближнему, и даже любовь к врагам и ко всем, кто творит зло.

5) Платонизм, повлиявший уже на Посидония, оплодотворил немало страниц, написанных римскими стоиками, в особенности, заметно его недвусмысленное влияние на концепцию философии моральной жизни как "подражания Богу", уподобление всемогущему.



Дж. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней", и др
Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=137