Интенция | Все о философии

22.03.2009 - Гносеология Эпикура

1. Каноника Эпикура
2. Отказ от умозрения
3. Сенсуализм и упорядочивающий разум


Каноника Эпикура


Теория познания эпикура называется каноникой. Физическая основа познания – образы. Они возникают благодаря истечениям (флуктуациям) атомов от поверхности тел. В вещественной (состоящей из "тонких частиц") душе наблюдателя возникают тончайшие отпечатки предметов. Чувственное восприятие – критерий истины. "Истинно то, что получено зрением от действительных предметов или постигнуто мышлением на основе наблюдения". В результате повторения образов или впечатлений в нас возникает общее понятие (пролепсис) – основа деятельности разума. Если сложившееся в разуме мнение (докса) соотносится с воспринимаемым предметом, оно может:

– подтверждаться чувственным восприятием и считаться истинным;

– противоречить чувственному опыту или не подтверждаться им и тогда отвергаться как "пустое мнение".

Если оно соотносится с невоспринимаемым предметом, то оно

– ложно, когда противоречит воспринимаемому;

– истинно, когда чувственный опыт ни в чем ему не противоречит.

Напр., пустое пространство логически необходимо для движения, но не опровергается и восприятием. «Обман и заблуждение всегда состоят в примысливании к тому, что нуждается в подтверждении или признании неопровержимости, но не подтверждается или опровергается».

Критерий истины – ощущение, чувствование человека. Если дух или разум не признается самостоятельным началом, то не в разуме, не в понятиях следует искать такого критерия; только в физ. ощущении есть истина. Все наши ошибки заключаются не в ощущении, а в суждении об ощущениях, которое часто бывает неправильно. Я всегда ощущаю то, что я ощущаю, и ошибаюсь лишь в том случае, если я неправильно сужу о таких ощущениях, ложным образом связываю их между собой. Из повторяющихся ощущений возникают понятия (προληψειζ); поскольку они относятся к ощущавшемуся прежде, они истинны. Лишь там, где мы выходим за пределы прошедших или настоящих ощущений, и из того, что известно нам, составляем себе некоторое мнение (υποληψιζ) о неизвестном, – является вопрос: истинно это мнение или ложно? И оно истинно там, где оно подтверждается наступающими обстоятельствами или не противоречит действительным явлениям, которые оно стремится объяснить. Т. обр., в теории познания Эпикур – сенсуалист: критерием истины явл. ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Но мысли о понятиях могут быть ошибочными.



Отказ от умозрения


Каноника Эпикура знаменует отказ от умозрения, даже от самого скептицизма. И то и другое – бесплодное умствование. Остается, следовательно, лишь чувственное восприятие с его непосредственной убедительностью или очевидностью.

Теория познания Эпикура – это элементарный сенсуализм. В ощущении лежит критерий истины, критерий познания: все ощущения реальны, во всех ощущениях я испытываю и постольку познаю с непосредственной очевидностью действующую на меня реальность. Источник заблуждений закл. не в ощущении и не в том, что ощущается нами, а в наших суждениях об ощущаемом и в наших мнениях по поводу ощущений. Ощущения всегда реальны и постольку истинны; понятия же и мнения наши иногда истинны, иногда ложны, смотря по тому, соответствуют ли они ощущениям. Из повторения ощущений рождается понятие, кот. есть как бы воспоминание испытанных впечатлений. Поскольку такие понятия выходят за пределы прошедших или настоящих ощущений, они являются предположениями (υποληψιζ) или мнениями, которые опять-таки могут быть истинными или ложными, смотря по тому, соответствуют ли они действительным явлениям и подтверждаются ли они опытом.

Общий вывод такого воззрения на природу чел. познания представляется чрезвычайно важным как для этики, так и для физики Эпикура: нет ничего сверхчувственного. Это-то и есть основание материализма Эпикура, в развитии которого он примыкает к Демокриту. Из всех мнений или предположений те, которые касаются сверхчувственного мира, абсолютно не встречают никакого подтверждения и противоречат самому "критерию" истины или реальности, т. е. чувствам. Предположение об атомах, наоборот, не противоречит чув. опыту и подтверждается им, так как явления матер. мира всего легче объясняются при помощи атомистической гипотезы. Что есть тела и пустое пр-во, без которого они не могли бы двигаться, – этому учит чув. опыт; что эти тела не могут быть делимы до бесконечности, – это есть истинное предположение: иначе материя рассеивалась бы в пустоту, и самих тел не было бы вовсе. Элементарное тело есть такое, которое не имеет в себе пустоты; если бы таких тел не было, все было бы пустотою, а если они есть, они физически неделимы. Это и есть атомы. В дальнейшем изложении физики Эпикур повторяет Демокрита, хотя, по справедливому суждению Цицерона, "извращает то, что хочет исправить".

Сенсуализм и упорядочивающий разум


Гносеология Эпикура типичная для материалиста – сенсуализм, – органы внешних чувств доставляют человеку всю сумму знания, и все остальные элементы знания вытекают из свидетельства органов внешних чувств. Напр., зрение нам даёт часто повторяющиеся представления, сходные между собой – дают нам понятия (общие представления). Т. е. из представлений составляем общие представления (или понятия), из понятий составляем суждения (или мнения), одним из вариантов суждений (или мнений) явл. гипотезы. Вот весь состав знаний, но всё сводится к представлениям. Это классическая сенсуалистическая гносеология в своём простом виде. Для философа, вообще‑то, сенсуализм – странная теория, и после Сократа и Аристотеля, казалось бы, эта теория не годится для философа, потому что философ должен бы опираться на разум, но тут нет, тем более, что сам атомизм – метафизическая теория, и опытным путём она не приобретается – никто никогда атомов не видел, только косвенным путём добиваются признания этой гипотезы. Казалось бы, разум тогда надо делать источником истины, и естественно сказать, что глазами мы не видим атомов, а умом предполагаем, что это должно быть, тем не менее, классический прямолинейный сенсуализм.

НО: Эпикур говорит: “Счастью обязан мудрец малым; величайшего и важнейшего достигает разум, и мудрец упорядочивает это достижение и будет упорядочивать его в продолжение всей своей жизни”. Единичное удовольствие, т. обр., рассматривается Эпикуром лишь в связи с целым, и ощущение не есть весь принцип эпикурейцев, а, делая удовольствие принципом, они вместе с тем делали принципом приобретенное, могущее быть приобретенным посредством разума, счастье. Счастья следует искать так, чтобы оно было чем-то свободным и независимым от внешних случайностей, от случайностей ощущения. Эпикурейцы поэтому стояли выше всех особенных уз, так как и Эпикур также ставил целью состояние мудреца, состояние неизменности и невозмутимости.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=154