Интенция | Все о философии

22.03.2009 - Григорий Нисский (335–394)

Вырос в христианской семье и к 20 годам стал чтецом, но затем неожиг данно оставил свой пост, увлекшись языческой философией и риторикой. Ок. 371 ставший епископом Кесарии Василий Великий рукополагает Григория епископом Ниссы.

В 376—378 из-за конфликта с проарианскими гражданскими властями был вынужден временно оставить епископскую кафедру, на которую он вернулся в 379 после смерти императора Валента. После кончины Василия Великого в 379 продолжал организаторскую деятельность своего брата и традиции его богословия. Активно полемш-зовал против ариан, евномиан и аполлинаристов, принимал участие в соборе 379 в Антиохии, в 381 присутствовал на Константинопольском (2-м Вселенском) соборе, участвовал в соборах 382, 383, 394. К раннему,периоду его творчества принадлежит трактат «О девстве», к зрелому— главные сочинения Григория Нисского: «Против Евно-мия», «Против Аполлинария», «Большой катехизис», «О Святом Духе», «О вере», «К эллинам на основании общих понятий», «Диалог о душе и воскресении», «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью», «О роке», «Об устроении человека», гомилии «О надписании псалмов», «Точное истолкование Екклесиаста» и на «Песнь песней», «Жизнь Моисея», «О житии Макрины», «Жизнь Григория Чудотворца», малые аскетические сочинения, письма (сохранилось 30), проповеди, надгробные слова и др. произведения. , В богословии Григория Нисского заметно сказывается его глубоко» знакомство с классической греческой философи'-ей, в первую очередь с Платаном и Плотином, с натурфилософией и физикой (гл. о. Аристотеля), медицинскими и физиологическими теориями Гадена; также, для «его характерно увлечение богословием и аллегорическим методом (толкования библейских книг Оригена и критическое отношение к своим источникам.
Развивая в полемике с арианами тринитарное богословие Афанасия Александрийского и Василия Великого, Григорий Нисский устанавливает последовательное различие между сущностью и ипостасью. При этом важное место занимает раскрытие (в полемике с Евномием) понятия едтосущш, характеризующего полноту, постоянство и совершенство божественного бытия.
Вслед за «Шестодневом» Василия Великого Григорий развивает идею иерархичности сотворенного мира и, переходя к антропологии, говорит, что мир создан ради человека, назначение которого —связывать чувственное и материальное с духовным. Как образ и подобие Бога человек наделен разумом, словом, бессмертной и нематериальной душой (теорию предсуществования душ Оригена Григорий отвергает), свободой воли и совершенным телом. Тело человека не только способствует его разумной жизни (чему служат, напр., прямохождение, руки, органы речи), но и является условием воскресения во плоти, после которого оно преображается. Эсхатологический процесс понимается Григорием как постепенное изживание зла; он говорит о «всеобщем восстановлении» (апокатастасисе). После воскресения и Страшного Суда, когда исчезнет зло и порок, благими станут грешники и сам сатана. В этике Григорий отстаивает учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению; навязанное не может быть добродетелью.
Наибольшее внимание в сочинениях Григория Нисского уделено проблеме богопознания. Сотворенный по образу и подобию Божьему, человек способен созерцать подобное. Созерцание (6еор(а) божественной красоты (для описания ее Григорий часто прибегает к неоплатонической метафорике света) является пределом человеческих устремлений. Но как существо тварное и связанное материальным существованием, человек нередко вытесняет стремление к богопознаниго стремлением к благам этого мира. Кроме того, разум человека ограничен, познает гл. о, «существование» вещей (тб etvai), притом только тех из них, которые в иерархии творения стоят ниже человека, «сущность» же их (оШа) недоступна познанию человека, ее ведает только Бог. «Сущность» Бога для человека неизреченна, неописуема, непознаваема и неопределима. Бог познается не по его сущности, но по его действиям (tvtpyela) в творении, обозначаемым как «божественные имена»: Вечно Сущее, Благо, Премудрость, Истина и т. п.; они имеют не логический, а символический характер, потому что описывают умную природу, превышающую человеческий разум. «Сущность» Бога нельзя помыслить и выразить словами. Способность человека к боюпознанию осуществляется прежде всего в области чистой интуиции и мистического экстаза, непосредственное богопознание может быть даровано в акте любви к Богу, являющейся ответом человека на даруемую Богом благодать и кульминацией добродетельной христианской жизни. Григорий Нисский уподобляет душу зеркалу, в котором, если оно чисто» отражается образ Божий, или глазу, который, если он не замутнен, способен узреть божественную красоту. И подобно тому как глаз способен увидеть самого себя только в зеркале, так и человек способен познать свою душу только отраженной в Боге. От вещей внешнего мира человек обращается к своей душе, где ему открывается, что Бог превыше всякого познания, представления и определения. Восхождение от телесного к бестелесному Григорий Нисский в аллегорической форме описывает в гомилиях на «Екклесиаст» и в «Жизни Моисея», а таинство любви души к Богу—в гомилиях на «Песнь песней». Оригинальными являются представления Григория Нисского о времени. Время не мера движения тел в пространстве (как учили Аристотель и стоики), не образ вечности в Шире множественности (как полагал Плотин), не промежуток между событиями (по Мефодию Олимпийскому), но особое измерение сотворенных вещей, отличающее их от несотворенного Бога.
Богословие Григория Нисского пользовалось авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его произведения переводились в Средние века на латинский, армянский, грузинский, сирийский языки.1 Гносеология, ан« тропология, эсхатология и мистика Григория Нисского оказали заметное влияние на исихастские споры в Византии в 14 в.
Соч.: Gregorii Nysseni Opera, 10 vol., 13 partes, ей. W. Jaeger et alii. В., 1921; Leiden, 1952-90; Vie de Moise. P., 1987 (Seh. 1); Homilien zum Hohenlied (griechisch/deutseh). Freiburg,. 1994 (FontesChiistiani, Bd. 16.1—3); в рус, пер.: Творения в 8 т. М„ 1861—72; Об устроении человека. СПб., 1995.
Лит.: Нешеяов В. И. Догматическая система ев. Григория Нисского. Казань, Ш7„0ксиюкМ. Ф- Эсхатология Григория Нисского. К., 19Ы; Janini CuestaJ. La anthropologia у la medicina pastoral de san Gregorio de Nisa. Madrid, ,1946; Merki H. Oiiouqoic, 6«a. Von def platonischen Angleichuflg ah Gott zur Gottahnlichkelt bei Gregor von Nyssa. Freibourg, 1952; Daniilou J. Platonism et ttoSologie mystique. P., 1954; Wker W. Gregor von Nyssai «Is Mystiker. Wiesbaden, 1953; Jaeger W. Gregor von Nyssa's Lehre vom Heiligen Geist. Leiden, 1966; Mtihtenberg £LDie Undendlichkeit Gottes bei Gregors Kritik am Gottesbegriff der klassischen Metaphysik. Gott., 1966; Boer S. De anthropologle van Gregorius van Nyssa. Assen, 1968; Zemp P. Die Gmndlagen heilsgeschichtlichen Denkens bei Gregor von Nyssa, Munch., 1970; ChemissH. F. The Platonism of Gregory of Nyssa. N. Y., 1971; StritzJcy M.S. von. Zum Problem der Erkenntnis bei Gregor von Nyssa. MUnster, 1973; CanevetM. Gregoire de Nysse et l'hermeneutique biblique. P., 1983; Balthasar H. V. von. Presence et pensee: essai sur la philosophie religieuse de Gregoire de Nysse. P., 1988; Altmburger M., Mam F. Bibliographie zu Gregor von Nyssa. Leiden, 1988.
M. Л. Хорьков

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=177