Интенция | Все о философии

22.03.2009 - Ориген (185–254)

Раннехристианский философ, богослов и экзегет.

Фигура Оригена


Ориген – крупный богослов и систематизатор христианских идей на философской основе. Он – тоже из Сев. Африки (как и Тертуллиан), но происходил из христианской семьи. Одно время учился вместе с Плотином у Аммония Саккаса. Порфирий отзывался о нем чрезвычайно высоко. Ориген сочетал в себе древнегреческую мудрость и христианское благочестие.

Основные философские мысли Оригена изложены в его трактате “О началах" (он дошел до нас не полностью). Кроме того, у него есть трактат "Против Кельса". Ориген писал много работ, и во многих его трактатах не содержится тех еретических учений, за которые оригенизм был осужден. Вся его ересь – в трактате "О началах", где он трактует свое понимание Бога, хотя во многом оно очень близко православному пониманию.

Ориген (185–254) => Григорий Неокесарийский (213-275) => Василий Великий (329-379)

Влияние Оригена на последующую христианскую мысль невозможно преувеличить, поскольку ему принадлежит роль первопроходца во многих вопросах, в т. ч. и в смене философских ориентиров.

Синтез с платонизмом


Если до Оригена христианство в основном ориентировалось на стоическую философию, то Ориген был первым, кто сделал упор на платоновскую философию, которая в дальнейшем и в западной, и в восточной философии стала, так же, как и плотиновская философия, основой христианской философии.

В целом он явился видным представителем “примирительной” позиции явился, близкой неоплатонизму.
3. Учение Оригена

1) Согласно его учению, Бог Отец, возвышающийся над всеми созданиями, есть неизменная и неиссякаемая творческая сила, которая вечно создает и творит.

2) Прежде всего Он рождает из себя Сына, который есть Христос и есть Логос, идея и первообраз вечной множественности. Логос, в свою очередь, осуществляется в создании царства духов, рациональной основы мира и человека.

3) Духи предназначены к единению с Божеством и к блаженству, но по природе они свободны, в силу чего в той или иной мере отклоняются от пути соединения с Богом. Зло и грех временно уводят божьих тварей от истинной нормы бытия.

4) Тем самым ставится задача очищения и искупления павшего духовного мира. Воплощенный Логос – Христос становится поворотным пунктом возвращения отпавшего мира к единению с Богом. Ориген явился зачинателем традиции своеобразного христианского рационализма, основанного на синтезе Библии и философии.

5) Бог нематериален, он творит мир из ничего. Его Сын – Логос, занимающий среднее положение между Отцом и миром. Все сотворенное есть отражение Логоса, но не Отца. В самом начале Бог сотворил всех духовных существ равно совершенными. Различиям между собой они обязаны своей свободной воле, благодаря которой имеют возможность впасть во зло. Духи, окружающие Бога, – это ангелы, а те, что совершенно отпали от него, – демоны. Люди занимают место между теми и другими. Души наказываются за грехи связью с телами, но при этом сохраняют возможность очиститься. В конце времен все духи будут спасены от зла, и все вновь вернется в божественное единство.

Вера выше философии


Хотя сам Ориген был первоклассным философом, он, в отличие от Плотина, считал, что вера выше философии. Человеческий разум может существовать для того, чтобы прояснять положения христианства.

В лице Оригена философия начинает утверждать себя в качестве рефлексии над содержаниями откровения. Философия не вредит Библии, а Библия не мешает философии, поскольку христианство не имеет ничего противоразумного.

Толкование Писания


В Писании есть все, но чтобы правильно понять истину, нужна хорошая философская образованность, нужно уметь толковать то, что изложено в Библии. – Толкования Оригена во многом совпадают с толкованиями Климента Александрийского – с тем отличием, что Ориген толкует и Новый Завет, который Клименту не был знаком, и толкует Ветхий Завет в духе Нового Завета.

Ипостаси


Ориген был первым христианским богословом, который применил к Лицам Св. Троицы термин “ипостась” и достаточно последовательно проводил принцип Единства Бога в Его Троичности.

Учение о рождении Сына


Бог Един и Единствен, т. е. Он – Монада и Диада. Бог есть Ум и Источник ума. Он лишен всякой материальности. Он выше всяческого бытия, и всяческой сущности, и всяческого мышления. Бог полностью непостижим. Судить о Нем можно с помощью апофатического богословия, а положительные термины распространяются только на Его творения. Бог не может быть телом, ибо тело временно, делимо, состоит из частей. Бог же вечен, прост и неизменяем. Бога-Сына Ориген трактует как Премудрость, как Логос, как Слово Божие. Рождение Бога-Сына Ориген описывает часто теми же словами, что и Плотин. Рождение Сына есть вечный процесс.

Учение об охлаждении душ


Основные его отходы от христианской веры состоят в учении о мире, в космологии и учении о душе. Ориген утверждает, что мир сотворен из ничего, иначе материя была бы совечна Богу, но поскольку Бог не может не творить, то это творение продолжается вечно, т. к. если бы Бог в какой-то момент не творил, Он не был бы Творцом, а это невозможно. Бог не может быть непостоянным и изменчивым. Поэтому мир творится всегда – значит, творятся разные миры из небытия. В отличие от стоиков, Ориген считает, что эти миры не повторяют один другой, но развиваются. И в этом развитии существует некоторый прогресс. Эти миры ограничены в пространстве и во времени.

В начале, когда Бог творит мир, Он творит души. Однако души, будучи свободными, начинают отпадать от Бога, поэтому для того, чтобы это отпадение продолжалось не слишком далеко, чтобы остановить это падение, Бог творит мир. То, что души отпадают от Бога, Ориген видит это в слове, означающем душу. Глагол от греческого слова "псюхэ" – "охлаждаться". Сама природа души состоит в том, что души охлаждаются в своей любви к Богу. Задача перед душой при ее творении ставится такая, чтобы ей стремиться к своему Творцу, к Богу. Соединение с Богом осуществляется посредством огромного напряжения. Многие души этого не выдержали, и только душа Иисуса Христа осталась, когда другие отпали. Соединившись с Богом, душа Иисуса Христа стала ипостасью и Вторым Лицом Бога. Но в конце нашего мира все души спасутся и придут в первоначальное состояние. Эта теория (возвращение душ в первоначальное состояние) – одна из еретических теорий Оригена. В конце мира всех нас ожидает воскресение в телесной природе, однако это воскресение Ориген видит как получение нами сущности тела, как бы семенного начала (соматического логоса) нашего тела. Это светоносный эфир.

Учение о человеке


Ориген был первым из философов, попытавшихся привести в систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке.

По мнению Оригена, человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом (вспомним учение Аристотеля об активном разуме) и всегда устремлен к добру и истине.

Душа же составляет как бы наше собственное “Я”, она является в нас началом индивидуальности, а поскольку, как мы уже знаем, свобода воли составляет важнейшее определение человеческой сущности, то именно душа, по Оригену, и выбирает между добром и злом. По природе душа должна повиноваться духу, а тело – душе. Но в силу двойственности души низшая ее часть нередко берет верх над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям. По мере того как это входит в привычку, человек оказывается греховным существом, переворачивающим природный порядок, созданный Творцом: он подчиняет высшее низшему, и таким путем в мир приходит зло. Таким образом, зло исходит не от Бога и не от самой природы, не от тела, оно исходит от человека, а точнее – от злоупотребления свободой, этим божественным даром.

Суждение о богословии Оригена


1. Ориген исходит из понятия вечности Божественного творчества, а творчество он понимает как Божественное свойство. Бог есть Творец по природе, и творение является актом Божественной природы, а не актом Божественной воли. Следовательно, Творец не может не творить, а потому творение совечно Богу. Ориген верит, «что так же, как по разрушении этого мира будет иной, существовали иные миры, ранее, чем был этот». Но Бог абсолютно иноприроден тварному миру: какая-либо эманация в Божественном творении исключена.

Ориген прибегает к понятию Логоса, пользуясь неоплатонической его трактовкой. Логос в данном случае рассматривается в качестве посредника между Богом и творимым Им миром. Поскольку Сам трансцендентный Бог не может соприкоснуться ни с чем тварным, то Ему требуется особый Посредник в деле творения, которым является Логос – Сын. А раз Бог творит вечно, то Сын, рождаемый Отцом как посредник в творении, должен в свою очередь рождаться предвечно. Сын является самостоятельной ипостасью, но сущность Его онтологически ниже сущности Отца, хотя выше любой твари. Природа Сына занимает промежуточную ступень между природой Бога Отца и природой творения. Дух также является самостоятельной ипостасью, но при этом Отец изводит Духа через Сына, а, следовательно, Дух находится по своей природе ещё на одну ступень ниже Сына.

Сильные стороны концепции Оригена:

1) Ориген начинает употреблять термины «сущность» и «ипостась» в различном значении, что в последствии будет закреплено свт. Василием Великим в терминологии Каппадокийского синтеза. Термин «сущность» употребляется христианским мыслителем для обозначения единства в Боге, а «ипостась» – для различия Лиц. Со времён Аристотеля и вплоть до V века многие авторы использовали эти слова в качестве синонимов.

2) мысль Оригена дистанцирует сущность Творца от сущности всего тварного, тем самым преодолевая неоплатоническое и гностическое искушение видеть в творении мира эманацию Божества. Ориген уклонился также и от соблазна рассечения Божественной сущности на 3 части – соблазна, в который впал Тертуллиан.

3) Сын как и Святой Дух в троичной системе Оригена, в отличие от представлений савеллианского модализма, являются самостоятельными Лицами, ипостасями.

4) учение о предвечном рождении Сына, которое можно считать самым главным положительным вкладом Оригена в развитие троичного богословия.

3. Отрицательные стороны тринитарного богословия Оригена:

1) Ориген не смог дать чёткого определения понятиям «сущность» и «ипостась». Это предстояло сделать почти век спустя Каппадокийским богословам.

2) считая творчество не волевым актом Божества, но Божественным свойством, Ориген рассматривает отношения Божественных Лиц с точки зрения их отношения к тварному миру. Сын нужен Отцу только как посредник в деле творения. Здесь христианский мыслитель не в состоянии абстрагироваться от бытия мира и рассмотреть отношения Отца и Сына сами по себе.

3) подчинённость Сына невольно обуславливает в системе Оригена субординатизм Божественных Лиц. Хотя Ориген отрицает создание Сына «из ничего», но всё же нередко называет его созданием. Поэтому Сын не является полноправным обладателем божественной сущности подобно Отцу: Он лишь причастен ей. Троицу Оригена называют «убывающей», а само его тринитарное учение «икономическим» (домостроительным), поскольку отношения Лиц в Троице мыслятся Оригеном исключительно в домостроительном ключе, т. е. в преломлении к тварному мирозданию.

4) учение о Св. Духе у Оригена остается неразработанным. Однако очевидно, что Дух в такой системе по достоинству онтологически ниже Сына, как и Сын ниже Отца.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=178