Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Джон Уиклиф (1320—1384)

Английский теолог, философ, реформатор церкви

Образование получил в Королевском колледже Оксфорда С 1357 по 1360 — регент факультета искусств, а с 1361 становится викарием в Филингхейме, близ Оксфорда С 1372 — доктор теологии Последние годы жизни был настоятелем в Лестерцире В 1382 осужден собором английских епископов В1415 Констанцский собор объявил Уиклифа еретиком и постановил сжечь его останки, что и было осуществлено в 1428. Уиклиф известен прежде всего своей общественно-политической деятельностью, к которой он обратился в 1374, когда был назначен одним из членов комиссии, проводившей переговоры в Брюгге с представителями Римской курии о праве папы назначатъ кандидатов на церковные должности в Англии и об уплате церковных налогов Переговоры не привели к реальным результатам, однако благодаря резким и ярким выступлениям Уиклифа событие имело общественный резонанс. Свои взгляды на церковь Уиклиф последовательно изложил в двух сочинениях — «О божественной власти» (De dominio divino и «О светской власти» (De civili dominio) с первородным грехом человек потерял право на владение чем-либо на земле, властью (как, впрочем, и богатством) человека наделяет Бог, и только праведники имеют законное право на об-ладание ею, у человека нет другого закона и другого права, кроме любви к ближнему Церковь, по мнению Уиклифа, погрязла в грехе и роскоши, ее следует вернуть к евангелической бедности, заставить же ее сделать это должен король, справедливо получивший власть от Бога В 1377 папа Григорий XI отправил в Англию 5 булл с осуждением некоторых положений из сочинений Уиклифа В Оксфорде вызвало раздражение вмешательство папы в дела университета профессора не нашли ничего еретического в сочинениях В его нападках на церковь прослеживается сильное влияние предестинационализма, позволявшего ему верить в незримую церковь избранных, предопределенных ко спасению: Уиклиф испытал сильное влияние августитанства, по-видимому, через Григория из Римини и Томаса Брадвардина. Он подверг критике католическую догму о транс-субстанциации: универсальные понятия, считал он, имею т реальное существование, и, следовательно, исчезновению субстанции хлеба и вина должно означать исчезновение их бытия. Следствием философского платонического реализма Уиклифа является также его утверждение о реальном присутствии в бестелесной форме, развиваемое им в сочинении «Диалоги». Он был организатором первого полного перевода Библии на английский язык (1380—81). Взгляды Уиклифа были восприняты лоллардами — священниками, проповедовавшими евангельскую бедность и равенство; они также оказали вли-яние на Я. Гуса и Иеронима Пражского, что позволяет считать Уиклифа одним из предтеч Реформации.

Лит.: Workman Н. В. John Wyclif: a Study of the English Medieval Church, 2 v., 1926; StaceyJ. John Wyclif and Reform, 1964.
O.B. Голова



Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=193