Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Уильям Оккам (1285–1347)

1. Облик Оккама
2. Направление мысли
3. Революция Оккама: упразднение понятия сущности
4. Волюнтаризм Оккама
5. Гносеология Оккама
6. Что остается от веры?
7. Ученики
8. Новый взгляд на природу познающего ума

По словам Жильсона, «следствием оккамизма была замена позитивного сотрудничества веры и разума, имевшего место в золотой век схоластики, новой и гораздо более рыхлой системой, в которой абсолютная и самодостаточная несомненность веры поддерживалась только философской вероятностью».

Облик


Уильям Оккам родился в графстве Суррей в селении Оккам приблизительно в 40 км. от Лондона. (Т. обр., как и предыдущие 2 философа, он родился в Великобритании).

Учится в Оксфордском ун-те, где слушает Дунса Скота. Еще во время обучения в Оксфорде (в возрасте 20 лет) вступил в францисканский орден. После окончания образования философ остается в Оксфорде преподавать теологию и философию.

В 1324 г. переезжает во францисканский монастырь в Авиньон. Здесь на него обрушивается подозрение в ереси: папа Иоанн XXII требует объяснений, имея в руках перечень подозрительных писаний Оккама, составленный канцлером Оксфордского университета. После 3-х лет работы комиссии, назначенной Папой, 7 пунктов его тезисов были объявлены еретическими, 37 – ложными, 4 – опасными.

Положение Оккама осложнилось тем, что в споре о проблеме бедности он примкнул к течению францисканцев – «спиритуалов», стоявших в непримиримой оппозиции к Папе. Оккам выступил противником папской власти, признавая Папу подчиненным в мирских делах – государям, а в духовных – всей Церкви, и отрицая светскую власть Папы. Призванный, за публичное распространение этих мнений, к папскому суду в Авиньон (в 1322 г.), он был заключен под стражу. Т. обр., за высказывания о примате светской власти над властью Папы в делах духовных был обвинен в ереси и заточен в тюрьму.

Опасаясь суровых санкций папы, Оккам прилагает усилия и в 1328 г бежит из Авиньона в Пизу к императору Людвигу IV Баварскому, врагу Папы. За это Оккама отлучают от Церкви. Именно в это время – 1328-29 гг. создается его главный «логический» труд – «Summa Logicae» – «Сумма логики».

XIV век знаменит тяжбами между Филиппом Красивым и Папой Римским. У Филиппа Красивого[1] Оккам и действовал в защиту его (к этому королю он обратился за помощью, сказав исторические слова: «Охраняй меня мечем, я буду охранять тебя словом»). У Людовика Баварского тоже был князь, который говорил Оккаму: «ты меня защищай пером, а буду защищать тебя мечом» – т. е. авторитетный интеллектуал. Т. обр., с 1328 г. Оккам жил в Мюнхене, выступал как идеолог императорской власти против притязаний Папы на светскую власть.

Обосновавшись в Мюнхене (Бавария), Оккам оставался там до самой смерти, последовавшей от холеры.



Направление мысли


1. Оккам является одним из виднейших представителей номинализма. Благодаря виртуозному владению искусством диалектики он получил от учеников прозвище "Doctor invincibilis" (непобедимый). Прославился Оккам своим "принципом простоты", который так же называют "бритвой Оккама". Он придерживался мнения, что "простейшие объяснения – самые лучшие". Опираясь на этот принцип, он приступил к решению проблемы универсалий, однако направил свои рассуждения в иное русло, чем его предшественники. В работах "Сумма всей логики", "Естественная философия", "Сумма логики" он доказывал, что реально лишь отдельное существо, а универсалии существуют лишь в пределах человеческого разума, размышляющего о них.

Характерен Оккам был в диалектике (логик и рационалист), его даже прозвали «doctor invicibilis» – «непобедимый». Среди его произведений выделяют «Распорядок», «Избранное» и «Свод всей логики».

2. Уильям Оккам как представитель философии и христианской схоластической мысли XIV-го века, олицетворяет упадок схоластического богословствования. У Оккама можно видеть все следствия из такого познания Бога, из попытки познания Бога рассудочными методами. Уильям Оккам практически начисто отрицает право философии на какое-либо познание Бога. Философия вообще ничего не может доказать, не имеет никакой ценности для богослова, философия даже не может доказать существования Бога, потому что Бог есть актуальная бесконечность, а человек, в лучшем случае, мыслит бесконечность потенциальную. Поэтому в своем познании Бога богословие опирается только лишь на Писание, а предмет философии не зависит от богословия. Поэтому истины Писания недоказуемы, и чем очевиднее их недоказуемость, тем сильнее вера в них. Истины, постигаемые философией, отличаются от истин богословия. Поэтому у Оккама мы вновь видим возрождение теории двойственной истины, что истины философии и истины богословия отличаются друг от друга в силу и предметов и методов познания.

Рационалисты-диалектики делились на категории по вопросу о характере общих понятий. Оккам тоже возобновил этот знаменитый спор и занял жесткую номиналистическую позицию. Любопытно – начало классической схоластики (XII-XIII) доминировали реалисты (Ансельм), а закат схоластики (XIV) – номинализм доминирует. Воззрения номиналистической школы в XIV столетии формировались в атмосфере ожесточенной борьбы с аверроизмом[2].

3. Уильям Оккам вошел в историю человеческой мысли во многом благодаря т. н. «бритве Оккама». Согласно принципу "бритвы Оккама", понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки.

«Бритва Оккама» – это методологический принцип, помогающий мыслить правильно, не впадая в заблуждения. Эта «бритва Оккама» формулируется в нескольких разных в выражениях: «Без необходимости не следует утверждать многое», «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». И краткая формулировка «бритвы Оккама», возникшая уже впоследствии: «Сущности не следует умножать без необходимости».

Он известен главным образом потому, что ему приписывается методологическое правило, носящее наименование «бритвы Оккама» – «не следует умножать сущности без необходимости». Правила это является выражением номиналистической позиции Оккама. Оккам стал фигурой, замыкающей Средневековье и открывающий эпоху «кватроченто».

Этот принцип Уильям Оккам сформулировал в своей борьбе против различных схоластических ухищрений, различных тонких дистинкций и т.д., что особенно стало популярным благодаря трудам Иоанна Дунса Скота. Этот уход от познания реального мира не устраивал Оккама, и в своей защите эмпиризма, познания чувственого мира в борьбе против схоластики, Оккам и сформулировал этот принцип.



Революция Оккама: упразднение понятия сущности


1. Аргументы Оккама: надо отвергнуть выдуманные сущности понятий (идеи), потому что сущности предметов не надо без нужды удваивать. Точно такая же аргументация была у Аристотеля, когда он отвергал существование идей, которые предполагал Платон – в удвоении мира нет нужды.

По Оккаму, общие понятия – это совокупности общих признаков предметов; это повторение хорошо знакомой мысли, что общие понятия получаются, когда рассудок человеческий абстрагирует у сходных предметов сходные признаки.

Тем самым, рационалистическая схоластика пришла к своему саморазложению, потому что такая установка об общих понятиях ведет к упадку рационализма, значит, и вообще рационалистической философии, каковой была схоластика.

2. Еще Аристотель возражал Платону, что вводя свои идеи, тот удваивает количество сущностей, необходимых для объяснения. Так же поступил и Оккам. Если у нас имеется чувственный мир, то для его объяснения нет никакой необходимости придумывать какие-то универсалии, идеи, формы и т. д. Поэтому не существует ни идей, ни универсалий, есть лишь познающий субъект и объект. Если бы универсалии существовали, то они были бы единичными вещами, что самопротиверечиво. Универсалии возникают в душе человека в результате интенции, т. е. направленности субъекта на объект. Поэтому универсалия есть ничто иное, как интенция души. Человек направляет свое познание на некоторый предмет, и таким образом образуются универсалии.

В силу этого Оккам считает, что наше знание всегда единично, что мы всегда познаем конкретные и индивидуальные предметы. Общим это знание становится лишь в нашем уме, в соответствии с тем или иным значением, которое мы ему придаем. Поэтому универсалии принимают характер этого значения, и Оккам развивает учение о знаках, ведь универсалия, по Оккаму, есть ничто иное, как знак [он на самом деле имеет в виду символ (о.Ил)]. Одни из знаков естественны, как, например, дым есть знак [символ] огня, а смех есть знак [символ] радости. Другие универсалии условны, искусственны, как наши слова есть знаки вещей. Мыслится не непосредственно предмет, а его знак, понятие. Всего бывает 2 типа понятий: знаки вещей и знаки знаков. Универсалия – это знак для многих знаков и вещей. Общее не имеет реальности. Поскольку универсалий нет нигде, в т. ч. и в божественном уме, то Бог познает их через человека.

3. Если Дунс Скот считал, что в воле Бога был выбор сущностей, которые Он хотел сотворить, то Уильям Оккам упразднил само понятие сущности, лишив его того основания, которое оно имело в ранней и средней схоластике, а именно тезиса о существовании идей (общих понятий) в божественном Уме. Идеи, согласно Оккаму, не существуют в божественном Уме в качестве прообразов вещей: сначала Бог творит вещи Своей волей, а идеи возникают в Его Уме уже после вещей, как представления вещей.



Волюнтаризм Оккама


Согласно Оккаму, верховная причина его бытия – божественная воля, не имеющая над собой никакого закона, кроме логического закона противоречия: Бог не может сотворить лишь то, что в себе самом содержит противоречие. Бог Оккама – это, по существу, ветхозаветный Яхве, не терпящий над собой никакой детерминации, – в том числе и той, которую могли бы представлять универсалии, предсуществующие в Боге в качестве идеальных прообразов реальных вещей. Согласно номиналистической философии Оккама, Бог может совершенно про-из-вольно создать любую акциденцию, не нуждаясь для этого в субстанции. Т.о., в номинализме субстанция более не есть то, в чем коренится бытие вещи, она утрачивает свое значение бытия по преимуществу. В пользу "божественного волюнтаризма" отменяется интеллектуализм томистской онтологии, а вслед за ним иерархическая структура тварного бытия. А поскольку, согласно Аристотелю и его средневековым последователям, сущность (субстанция) постигается умом, в отличие от акциденций, которые даны чувствам, то в номинализме, по существу, совпадают умопостигаемое бытие вещи и ее наличное, эмпирически данное бытие, т. е. явление. Именно отсюда и вытекает не только все возрастающий интерес ко всем деталям и подробностям эмпирического мира, но – самое главное – трансформация аристотелевской, да и всей предшествующей средневековой натурфилософии, укорененной в античной онтологии и определявшей физику и космологию вплоть до XIV в.

Так, Оккам в полном соответствии со своим учением о том, что не существует никакой антологической иерархии субстанций, приходит к выводу, что нет оснований полагать, будто небесной, надлунный мир, онтологически отличается от земного, подлунного. С точки зрения Оккама все сотворенное отдельно от Творца столь глубокой пропастью, что граница между небесным и земным мирами уже не носит онтологического значения. Т.о., снятие принципиальной границы между небесным и земным, которое обыно считается одним из революционных научных открытий Галилея, происходит двумя столетиями ранее, исходя из предпосылок богословских.

Поскольку, согласно номиналистической концепции, предметом подлинного знания оказываются не субстанции, а акциденции, впервые появляется возможность трактовать познание как установление связей между акциденциями (качествами), т. е. ограничить его уровнем явлений. Здесь, подчеркнем, происходит пересмотр важнейшего принципа аристотелевской антологии и логики, гласящего что сущность (субстанция) есть условие возможности отношений. Именно в номинализме намечается та тенденция к самостоятельности гносеологии по отношению к онтологии, которая была чужда античному мышлению и развернулась полностью лишь в Новое время. Отныне разум начинает пониматься как некая субъективная деятельность, лишенная онтологических корней, связи с реальным бытием, а потому противостоящая ему. Умы более не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих. Ум в номинализме и последующей философской традиции – это не бытие, а представление, направленность на бытие, субъект, противостоящий объекту. Из реальной субстанции мир превращается в интенциональность. Номинализм, как бы замыкающий развитие средневековой теологии и философии, представляет собой едва ли не самый радикальный поворот в истории мысли со времен античной классики – Платона и Аристотеля. Именно номинализм разрушает фундаментальные предпосылки онтологии, просуществовавшие на Европейском континенте более полутора тысячелетий, – онтологии, в центре которой были понятия бытия и сущности (субстанции), постигаемых с помощью умозрения. Поэтому есть достаточно веские основания считать номиналистов XIV в родоначальниками нового типа мировоззрения, развернувшего свои возможности в новоевропейской философии, науке и культуре.



Гносеология Оккама


Основное его учение, кроме общего названия номинализма, обозначалось еще в особенности как терминизм, так как в образовании нашего познания он различал двоякого рода “термины”; 1) представления или мыслительные акты, вызываемые непроизвольно данными внешнего и внутреннего опыта – естественные знаки (signa) и следы (vestigia) существующего в познающем, и 2) произвольные обозначения предметов в том или другом отношении (nomina, voces), для правильного и отчетливого распорядка наших познаний, О. признавал действительно существующим только единичное (particularia). Родовые и видовые понятия имеют реальность только в своих индивидуальных представителях, напр. понятие “человек” – только в отдельных людях. Аристотелевы категории и Порфириевы предикабилии О. признавал лишь словесным, а не реальным распорядком. Сущность познания, сточки зрения О., состоит в фактической связи между нашими представлениями и понятиями (termini первого рода) и теми действительными впечатлениями, которыми непроизвольно вызывается наша умственная деятельность: самые акты нашего мышления, поскольку они обусловлены известною реальностью (в интуитивном познании), действительно извещают нас об этой реальности или обозначают ее, хотя это обозначение не должно быть принимаемо за изображение . Так как о Божестве мы не имеем наглядного (интуитивного) познания, т. е. никакого реального основания для дальнейшей абстракции, то значит о Боге невозможно и отвлеченное, следовательно вообще никакое познание: Он есть исключительно предмет практической веры, порождаемой актом воли, и в этой непознаваемости и недоказуемости Божества состоит главная заслуга веры в Него. Сам О. не видел в Божестве ничего, кроме безусловного произвола и всемогущества, и в своем теологическом волюнтаризме шел еще дальше Дунса Скота, вместе с которым он и в философии, несмотря на их разногласие в некоторых пунктах, заложил основы позднейшего английского эмпиризма. Из многочисленных учеников и последователей О. особую известность приобрели Иоанн Буридан и Петр de Alliaco.

Оккам ни в коем случае не отрицал полезности универсалий, однако он не признавал их реальность. Следуя схоластическому методу, Оккам создал онтологию трансцендентального бытия, которая была близка идеям Фомы Аквинского и Дунса Скота. По его мнению, мир состоит из единичных вещей и сущностей, а все познание сводится к внешнему и внутреннему опыту. Всякое истинное знание возможно получить только эмпирически, с помощью органов чувств. Ввиду того, что нет реально существующих универсалий, которые можно было бы созерцать в сознании, разум не может доказать ничего, опираясь только на свои собственные силы. Именно поэтому Оккам, в отличие от Ансельма Кентерберийского считает недопустимыми не только доказательства бытия Бога, но даже сами попытки познать Бога, опираясь только на рацио [похоже на Канта]. Следуя за Дунсом Скотом, Оккам провозглашает, что Бог понимается не разумом (Фома Аквинский, Альберт Великий) и не освящением (Бонавентура), а только верой. Именно веру и интуитивное познание Оккам считает инструментами теологии, а разум может помочь лишь в поиске аргументов. Работы Оккама положили конец попыткам синтеза веры и разума. Разуму полагалось заниматься изучением природы, а вере – постигать Бога.



Что остается от веры?


Действительность принадлежит лишь индивидуальной единичной вещи именно только как единичной [без универсалий]; а так как всякое познание всеобще, то, следовательно, настоящее познание невозможно. Этот скептический номинализм Оккама и его школы, отказываясь таким образом от всякого разрешения высших метафизических вопросов, предоставил их исключительно вере, не указывая, впрочем, никакого основания для веры, что логически и привело к отрицанию веры.

Ученики Оккама


Как уже отмечалось, средневековая философия вобрала в себя 2 различные традиции: христианское откровение и античную философию. В учении Фомы возобладала последняя. Напротив, критики томизма апеллируют к библейской традиции, в рамках которой воля (прежде всего божественная воля – всемогущество Бога) стоит выше разума и определяет его.

Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV века; его главные представители – Уильям Оккам (1285–1349), Иоганн Буридан, Николай из Отрекура и др.

БУРИДАН (Buridan) Жан (ок.1300 – ок.1358) – франц. философ-схоласт, представитель номинализма, способствовал распространению во Франции учения Оккама и ряда естественнонаучных идей. "БУРИДАНОВ ОСЕЛ" – парадокс абсолютного детерминизма в учении о воле: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых связок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную связку. В сочинениях Ж. Буридана этот образ не найден. В переносном смысле – человек, колеблющийся в выборе между двумя равнозначными возможностями.

НИКОЛАЙ из Отрекура (Nicolac d'Autrecourt) (ок.1300 – после 1350), франц. философ, представитель номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластический аристотелизм, защищал принципы античной атомистики. Осужден римской курией в 1346.

В номинализме пересматривается характерная для аристотелевской традиции (Альберт Великий, Фома Аквинский) трактовка бытия, предполагающая тесную связь бытия с категорией сущности. Хотя Фома и проводил различие между бытием и сущностью (ибо только в Боге бытие и сущность совпадают), однако считал, что сущность стоит к бытию ближе всех остальных категорий. А поскольку сущность постигается не чувствами, а только умом, то отсюда вытекает, с одной стороны, приоритет разума, а с другой – иерархическая структура тварного мира.

В номинализме определяющее значение получает идея божественного всемогущества, а творение рассматривается как акт божественной воли. Здесь номиналисты опираются на учение Дунса Скота, который обосновывал зависимость разума от воли и считал божественную Волю причиной всякого бытия.

Однако последовательные номиналисты пошли дальше Дунса Скота: если тот считал, что в воле Бога был выбор сущностей, которые Он хотел сотворить, то Уильям Оккам упразднил само понятие сущности, лишив его того основания, которое оно имело в ранней и средней схоластике, а именно тезиса о существовании идей (общих понятий) в божественном Уме. Идеи, согласно Оккаму, не существуют в божественном Уме в качестве прообразов вещей: сначала Бог творит вещи Своей волей, а идеи возникают в Его Уме уже после вещей, как представления вещей.

Номиналисты не разрывают и с Аристотелем, но дают его философии иную, чем Фома, интерпретацию, опираясь на учение Аристотеля о первичной сущности как единичном индивидууме. Согласно Оккаму, реально существует лишь единичное; любая вещь вне души единична, и только в познающей душе возникают общие понятия. С этой точки зрения сущность (субстанция) утрачивает свое значение чего-то самостоятельно сущего, которому принадлежат акциденции, не имеющие бытия помимо субстанций: Бог, согласно номиналистам, может создать любую акциденцию, не нуждаясь для этого в субстанции. Понятно, что при этом различение субстанциальных и акцидентальных форм теряет свое значение, и главное понятие томизма – понятие субстанциальной формы – больше не признается необходимым. В результате умопостигаемое бытие вещи (сущность) и ее простое эмпирически данное бытие (явление) оказываются тождественными. Номинализм не признает различных бытийных уровней вещей, их онтологической иерархии. Отсюда равный интерес ко всем деталям и подробностям эмпирического мира. Ориентация на опыт – характерная черта номинализма, которую впоследствии перенимают наследники средневекового номинализма английские философы эмпирического направления – Фр. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм.

Номинализм формирует новое представление о познании и природе познающего ума. Поскольку познание направлено не на сущность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть интуитивное познание (созерцание отдельных свойств вещи), его предметом оказываются акциденции, и знание трактуется как установление связи между явлениями. Это ведет к пересмотру аристотелевской и томистской логики и онтологии, для которых субстанция есть условие возможности отношений (не случайно в томизме гносеология – учение о познании не существует независимо от онтологии – учения о бытии). Теоретическая способность в номинализме утрачивает свой онтологический характер, умы больше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих. Ум, с точки зрения Николая из Отрекура, есть не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие.

Так в номинализме формируется представление о субъекте, противостоящем объекту как особого рода реальности, и о познании как субъект-объектном отношении. Такой подход способствует выделению гносеологии в самостоятельную область исследования. Но одновременно возникает субъективистское истолкование ума, человеческого духа, рождается убеждение, что явления психического ряда достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно, тогда как физические – опосредованно. В теологии при этом подчеркивается приоритет веры над знанием, воли – над разумом, практически-нравственного начала – перед теоретическим.

В целом номинализм в значительной мере определил направление и характер развития как философии, так и экспериментально-математического естествознания XVI–XVII веков. Именно с номинализмом было связано также и развитие материализма в эпоху Возрождения и в Новое время. Почему? –– Действительность принадлежит лишь индивидуальной единичной вещи именно только как единичной [без универсалий]; а так как всякое познание всеобще, то, следовательно, настоящее познание невозможно. Этот скептический номинализм Оккама и его школы, отказываясь таким образом от всякого разрешения высших метафизических вопросов, предоставил их исключительно вере, не указывая, впрочем, никакого основания для веры, что логически и привело к отрицанию веры.



Новый взгляд на природу познающего ума


Именно номинализм формирует новое представление о познании и природе познающего ума. Поскольку согласно номиналистической концепции познание направлено не на сущность вещи (которое вообще постепенно упразднилось: от Дунса-Скоттовского выбора сущностей у Бога до Уильяма Оккама), а на вещь в её единичности, то оно есть интуитивное познание (созерцание отдельных свойств вещи), – то его предметом оказываются акциденции, и знание трактуется только как установление связи между явлениями. Это ведёт к пересмотру аристотелевской и томистской логики и онтологии, для которых субстанция есть условие возможности отношений (не случайно в томизме гносеология не существует независимо от онтологии). Теоретическая способность в номинализме утрачивает свой онтологический характер, умы больше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих. Ум, с точки зрения Николая из Отрекура, есть не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие [интенциональность]. Так в номинализме формируется представление о субъекте, противостоящем объекту как особого рода реальности, и о познании как субъект-объектном отношении. Именно такой подход и способствовал выделению гносеологии в самостоятельную область исследования. (В “отместку” за это, немедленно возникает субъективистское истолкование ума, чел. духа, рождается убеждение, что явления психического ряда достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно, тогда как физические – опосредованно. В теологии при этом подчёркивается приоритет веры над знанием, воли – над разумом, практически-нравственного начала – перед теоретическим).

Декарт будет уже исходить из самосознания как некоторой чисто субъективной достоверности, рассматривая при этом субъект гносеологически, т. е. как то, что противостоит объекту. Расщепление всей действительности на субъект и объект – вот то принципиально новое, чего в таком аспекте не знала ни античная, ни средневековая философия. Противопоставление субъекта объекту характерно не только для рационализма, но и для эмпиризма XVII века. Благодаря этому противопоставлению гносеология, т. е. учение о знании, выдвигается на первый план в XVII веке, хотя связь со старой онтологией не была полностью утрачена. Своё самосознание (“я мыслю”), в отличие от Августина, французский мыслитель (Декарт) считает той (волшебной) точкой опоры, отправляясь от которой и основываясь на которой можно воздвигнуть всё остальное знание. Из этой достоверной аксиомы должно вырасти всё здание науки… И аналогия с геометрией здесь совсем не случайна…

Школа Оккама заложила фундамент для современной механики и астрономии, а также послужила исходным пунктом для развития современной динамики. Взгляды, которых придерживался Оккам, получили название "современного пути" по сравнению со "старым путем" Фомы Аквинского и Дунса Скота. Именно на философии Оккама и были воспитаны Мартин Лютер и другие протестантские реформаторы.

Лит: Лега В.П. История западной философии
В. Татаркевич. История философии. Античная и средневековая философия
Э.Жильсон «История христианской философии в Средние века»


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=196