Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Сен-Викторская школа

Сен-Викторская школа - Богословская школа при Сен-Викторском аббатстве каноников-августинцев, существовавшем в Париже с 1113, международный центр ортодоксально-католической философии в 12 в.

Кроме таких различных методов богословствования и философствования, предложенных, с одной стороны, Шартрской школой, пытавшейся оправдать науку и философию, а с другой – Бернаром Клервоским, стремившимся изгнать философию из богословия, существовала попытка и примирить эти решения, найти золотую середину между ними. Такое примирение, получившее название умеренного мистицизма, было предложено Сен-Викторской школой, названной по имени монастыря св. Виктора, основанного Гильомом из Шампо на окраине Парижа.

Помимо Шартрской школы славилась и школа монастыря Св. Виктора под Парижем, завоевавшая авторитет при гуго сен-викторском, который разрабатывал энциклопедическую систему наук, но в то же время был связан и с мистикой.

Основным представителем Сен-Викторской школы был аббат этого монастыря Гуго Сен-Викторский (1096–1141), младший современник Бернара Клервоского. Бернар основал аббатство Клерво и был посвящен в его аббаты знаменитым мистиком – Гильомом (Вильгельмом) из Шампо, основателем оплота французской мистики – монастыря Сент-Виктора.

Своими учителями Гуго Сен-Викторский считал Бернара Клервоского и Ансельма Кентерберийского. В работе «Дидаскалион», которую можно перевести как «Наука, учение», Гуго Сен-Викторский предложил свод всех 7‑ми свободных искусств, служивших основой преподавания в школах и университетах тогдашней Франции. Эти 7 свободных искусств служили для Гуго всего лишь введением в собственно богословие, которое было изложено им в работе «О таинствах христианской веры». В этой работе Гуго Сен-Викторский соединял идеи Аристотеля с убежденностью мистического познания Бога. От Аристотеля Гуго берет его классификацию наук, деля все науки на теоретические и практические, а теоретические – на теологию, физику и математику, ставя на место философии теологию.

Гуго признавал возможность познания истины. Истина может быть познана при помощи различных способностей человека, в том числе и при помощи чувственного познания. Однако чувственное познание дает нам несовершенную истину, а гораздо более совершенную дает нам внутренний опыт. Отсюда Гуго строит иерархию научного знания. Собственно знание дается наукой, т. е. scienta, гораздо выше ее стоит мудрость (sapientia), что еще со времен Платона и Сократа понималось в чисто этическом плане, и самое высшее знание – познание Бога (intelligentia).

Этим 3 ступеням знания соответствуют и 3 органа познания. Наука познается при помощи чувственной способности, и человек оперирует образами; мудрость, нравственное знание достигается [при помощи] духовно-разумной познавательной способности, в которой человек оперирует понятиями, а познание Бога достигается при помощи интуиции. При помощи чувств человек познает внешний мир, при помощи разума он познает душу, а Бога познает и при помощи интуиции. Интуиция есть сверхразумная, иррациональная способность познания, благодаря ей человек может соединиться с Богом, вернее, не соединиться, а так же, как говорил Бернар Клервоский, уподобиться Богу.

Гуго де Сен-Виктор выразил понимание души как «искры Божьей, только смешанной с плотью».

В христианском контексте при беспроблемной внешней оценке мистика близка к кощунству и с точки зрения второго смертного греха – luxuria. Трактовка откровения как экстатичного разрешения напряженной остро личной любви к Богу посредством единения с ним с неизбежностью ставит вопрос о природе этой любви, и акцентуации мистических текстов с очевидностью сдвинуты в сторону интимной ее трактовки – см., например, описание акта откровения от имени души у классика европейской мистики Гуго де Сен-Виктора: «Что это за сладость касается меня при воспоминании о Нем и так сильно и сладко поражает меня, что я вся как бы отчуждаюсь от себя самой? Желания наслаждаются,... и как бы внутри себя держу что-то в объятьях любви... Сладостно мучается дух... Неужто это Возлюбленный мой?».

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=211