Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Иоанн Росцелин (Roscehnus Compendiensis, Rue slums)(OK 1050, Компьень — ок 1125)

Средневековый философ и теолог создатель крайней формы номинализма.

Сохранилось его письмо к Абеляру, посвященное учению о Троицe Прочие сведения о нем извлечены из сочинений Ансельма Кентерберийского, П. Абеляра, Иоанна Солсберийского и анонимного сочинения «О родах и видах».
Росцелин утверждал, что реально существуют только единичные вещи Общие понятия — это имена совокупностей вещей, они реальны лишь в качестве «звучаний голоса» (flatus vocis) Росцелин отрицал реальное существование родов и видов существовать может лишь нечто единое («одно»), но что едино, то не является общим, а общее не может быть единым Универсалии не более чем словесные выражения Отрицал он и реальное существование частей целого они — как предикаты индивидуальной вещи — только слова, т е всякое различие, которое мы видим в вещах, происходит от нашего мышления, реально же существуют только замкнутые единства.
Номинализм Росцелина определил его учение о Троице Ан-сельм приписывает ему такое утверждение «Если три Лица в Боге — одна вещь (res), а не три вещи, каждая из которых сама по себе является обособленной, подобно трем ангелам или трем душам,— и притом они едины в том [смысле], что все три суть одно и то же в отношении воли и могущества, — тогда Отец и Святой Дух воплотились вместе с Сыном» (Epistola de incarnatione Verbi, 1) Утверждение о единстве божественной субстанции противоречит догмату о воплощении только второго Лина Троицы все, что приписывается какому-то отдельному Лицу (напр , воплощение), необходимо тогда приписать единому Богу, т е всем Лицам Поэтому следует утверждать, что три Липа в Боге — это три отдельные субстанции, а их единство существует только как тождество их в отношении воли и могущества.
Учение Росцелина о Троице было осуждено на соборе в Суа-соне в 1092, и он вынужден был отречься от него.

Лит: Reiner J Der Nominalismus in der Fruhscholastik Munster 1910 Picavet F Roscelm, philosophe et theologien d'apres la legende et d apres d'histoire P, 1911, Wilmart A Le premier ouvrage de saint Anselme contre le tntheisme de Roscelm — «Recherches de theologie ancienne et medievale», 1931, p 20-26
В П Гайденко

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=215