Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Гильом из Шампо (1068/1070–1121)

Средневековый французский философ и гуманист;

Ученик Бернарда Шартрского, преподавал философию и теологию, возможно, в Шартре. Для Иоанна Солсберийского он уважаемый учитель, виднейший логик века и лучший после Бернарда грамматик. Компендий Гильома «Философия ; мира» -г- свод знаний эпохи, по-видимому, введение в лекционный курс; «Dragmaticon» («Вязание снопов»)—диалог
о первосущностях природы; спорят, принадлежат ли ему «Учения нравственных философов». Обширные, глоссы Гильома, которые он отличал от более вольных комментариев, включают детальное толкование «Тимея» (до 53с), «Утешения философии», «Комментария на «Сон Сципиона»», грамматики Присциана, сатир Ювенала. Чтение филосоЭфов было главным видом учебной работы у Гильома, во главу ставилось изучение «элоквенции»: в жажде постижения мы раздираем на лоскуты платье философии; нагая, она кричит о помощи, и мы обязаны вновь сшить клоки ее одежды. Слово как начало и носитель знания понималось во всем богатстве его смыслов, причем навык аллегорического толкования священных текстов распространялся на античную классику, где Гильом учил заглядывать за символический покров (integumentum). К Библии он иногда подходил с мифологическим толкованием. Признавая авторитет отцов Церкви в доктринальных, но не в философских вопросах, Гильом рекомендовал не спешить с провозглашением чуда в ущерб естественному познанию и «сжигать сомнения в огне веры» призывал лишь тогда, когда они безысходны.
В философию Гильом, называвший себя «физиком», т. е. натуралистом и врачом (он знал Галена и арабов в переводе Константина Африкана, 11 в.), включал весь корпус мыслимого знания: это «истинное понимание вещей, которые существуют и не кажут себя, и вещей, которые существуют и кажут себя» («Philosophia mundi» 1). От диалектики божественных начал мира Гильом переходил к космологии и астрономии, метеорологии, географии, к строению живых существ, человеческого тела, мозга и возвращался таким путем к познавательной способности. Все формулировки этой философии были открыты для символического и аналогического осмыслений. В основу природы полагались неощутимые, «понимаемые лишь через дробление разумом», но не совечные Богу атомы. Смелость философского синтеза Гильома навлекала на него упреки католических охранителей. Соч.: Philosophia mundi, MPL, t. 172, 41 — 102; Dragmaticon. Strasbourg, 1567; Glbsae super Platonem, ed. E. Jeauneau.—Textes philosophiques de Moyen Age, n. XIII. P., 1965.
Лит.: Рамм Б. Гильом из Конша.—В кн.: Французский ежегодник. М., 1959, с. 37-75; Gregory Т. Anima mundi. La filosofia di Gughelmo di Conches e la scuola di Chartres. Firenze, 1955; Garin E. Studi sul platonismo medievale. Firenze, 1958.
В. В: Бибихин


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=216