Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Иоанн Скотт Эриугена (810–877)

Ирландский средневековый мыслитель-схоласт


1. Оригинальный ум

Усилия Карла Великого и Алкуина по развитию западной культуры дали мощный толчок развитию философии и богословия. В этот период стали закладываться основы схоластики, – богословской системы, которая в течение нескольких веков будет безраздельно господствовать в западной мысли. Крупнейшим представителем предсхоластики – так ученые называют период с 800 по 1050 год – стал Иоанн Скотт Эриугена.

С закатом античности на несколько веков наступает эпоха, в которую главным образом сохранялось полученное по традиции идейное наследие. Исключением для этой эпохи является творчество выходца из Ирландии Иоанна Скота Эриугены (Джон дю Скотт), ок. 850 г. назначенного карлом Лысым преподавателем своей придворной школы (“Эрин” – Ирландия).

О ранних годах Скотта в Ирландии известно мало, кроме того, что в те времена эта страна была одним из немногих центров классического образования. Оставаясь христианской, Ирландия находилась вдали от Рима и подчинялась католическому центру лишь номинально.

К тому времени в западной Европе обостряются философские и богословские споры, в частности, возникает спор о свободе и предопределении. Многих не могло успокоить известное августиновское положение: с одной стороны – человек свободен, а с другой – при сотворении мира все люди были предопределены: одни ко спасению, другие – к осуждению. В 847 году король Галлии (Франции) Карл Лысый приглашает его в качестве арбитра теологической дискуссии. Его первый известный философско-религиозный трактат «О божественном предопределении» был посвящен обобщению результатов этого диспута и критическому анализу трудов блж. Августина, которые более 500 лет служили краеугольным камнем католического вероучения. В большинстве случаев человека, подвергавшего сомнению учение Августина, ожидали отлучение от Церкви или смерть.

Этот труд Эриугены был действительно тут же осужден как еретический. Но под патронажем Карла Лысого Эриугена остался невредим. Король не только не изгнал его и не лишил своего благословения, но, наоборот, поручил Иоанну заняться комментаторской и переводческой деятельностью.

2. Непредвзятый подход

В IX-X вв. в Европе выросло новое поколение ученых. До той поры ученые были редкостью. Первым из этой плеяды стал Эриугена. Скотт изучал классическое наследие в чисто философских целях (отнюдь не ради пользы Церкви), что в IX веке считалось еретическим занятием. Памятники классической литературы в большинстве своем были сохранены, но изучением их почти никто не занимался, и неудивительно, что специализация Скотта на античной Греции стала причиной его по тем временам почти еретического рационализма. Именно во время этой работы он познакомился с идеями неоплатонизма.

По просьбе Карла Лысого, Эриугена переводит «Ареопагитики» Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Ambigua» и «Вопросоответы к Фалассию» преп. Максима Исповедника, работу св. Григория Нисского «О сотворении человека». В это же время Эриугена пишет свою главную работу «О разделении природы», в которой истолковывает христианство с точки зрения неоплатонизма. Кроме Дионисия Ареопагита, преп. Максима Исповедника и св. Григория Нисского повлиял на Эриугену и бл. Августин, от которого он взял философский стиль своего мышления. Греческую философию он знал только в изложениях, однако по духу философия Иоанна Скота Эриугены во многом наследовала черты греческой философии. К произведениям Дионисия-Ареопагита Эриугена составил комментарии. Известны также комментарии Иоанна Скотта на Евангелие от Иоанна и произведения философа Боэция. Эриугена также написал трактат о свободных искусствах.

Пока не установлено, от чего умер этот философ.

3. Судьбы

Эриугена – выдающийся философ Средневековья, яркий представитель Каролингского возрождения. Его учение не нашло отклика у современников во многом из-за того, что его работы находились в стороне от основной линии развития схоластической философии. На поместных соборах в Валенсии и Лангре в 855 и 859 годах учение Эриугены было осуждено как возврат к Оригену.

Фактически "открытие" его произведений приходится на XII век.

Но уже в XIII столетии в учении Эриугены были усмотрены элементы пантеизма (отождествление Бога и природы), работа "О разделении природы" была осуждена Церковью на поместном соборе в Париже в 1210 году, а в 1225 году папа Гонорий III осудил все экземпляры книги к сожжению.

Труды Эриугены ожидала трудная судьба. Представления философа о всеприсутствии Бога в мире вызвали обвинения в пантеизме: главная книга Эриугены "О разделении природы" была осуждена поместными соборами XIII века, приговорена к сожжению. Впервые напечатанная в Оксфорде в 1681 году, она она была тут же помещена в "Индекс запрещенных книг". Хотя элементы пантеизма действительно сильны в произведениях Эриугены, и через них проникли не только в средневековую, но в ренессансную и даже современную мысль, его талантливый, смелый и перспективный синтез теологии и неоплатонических идей явился важной вехой в развитии западноевропейской философии.

В любом случае, Эриугена впервые перевёл на латинский язык труды Псевдо-Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника и создал целостную философскую систему, в которой синтезировал идеи западной и восточной христианской философии.

Об Иоанне Скоте Эриугене написана замечательная работа Александра Ив. Бриллиантова: «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». В этой работе кроме детального анализа философии Эриугены рассматривается вообще философия раннего средневековья, в том числе и специфика католического и восточно-православного образа мышления, ибо Иоанн Скот Эриугена, как никакой другой мыслитель средневековья, был связан и с западной, и с восточной культурами.



Соотношение веры и знания


1. Примат разума

К решению проблемы веры и знания Эриугена подходил с рационалистических позиций, доказывая, что между подлинной философией и подлинной теологией, в сущности, нет противоречия, что они во многом тождественны. Вслед за Августином он становится одним из решительных сторонников рационализации теологии с тем лишь существенным отличием, что если у Августина знание основывается на вере, то у Эриугены, наоборот, авторитет веры основывается на истинности разума.

2. Авторитет должен быть разумным

1. В вопросе о соотношении разума и веры в христианстве Эриугена исходил из постулата, что в религии не может быть ничего не согласующегося с разумом, ведь источник и разума и Священного Писания, лежащего в основании религии, один – божественная Мудрость. Следовательно, возможно познание Бога при помощи разума, ведомого верой.

Всякое человеческое стремление к истине должно исходить из веры в Откровение. На долю же разума выпадает прояснение смысла этого откровения. Истинный разум не противоречит вере. Необходимо следовать авторитету Отцов Церкви, покуда тот согласуется с Откровением. В случае, если этот авторитет противоречит разуму, преимущество остается за разумом.

2. Согласно Эриугене, противоречий между философией и религией не существует, ибо истинная философия и есть истинная религия. И наоборот, истинная религия это и есть истинная философия. Между разумом и верой, разумом и авторитетом как источником веры и откровения не существует противоречия. Даже более того, любой авторитет должен быть разумным, поэтому любой авторитет рождается от разума, но не наоборот. Поэтому Божественное Откровение должно быть разумным.

Священное Писание тоже поддается разумному толкованию и возбуждает работу человеческого разума. Поэтому задача философа и богослова состоит в правильном понимании того, что написано в Священном Писании. Философ должен восходить при этом к общим понятиям, разделять роды и виды, видеть решающую роль общих понятий в познании, поскольку в любом познании чувственного мира надо понимать, что общее существует прежде единичного.

3. Реализм

Общее более реально, чем единичное, индивидуальное. Эта концепция, восходящая к Платону, получила средневековое наименование “реализм”. Реализм – это концепция, считающая реально существующими общие понятия (т. е. платоновские идеи), а материальные конкретные тела обладают реальностью лишь в той степени, в какой они причастны к общему, сами же по себе они существовать не могут.

4. Вера как предпосылка знания

Веру Иоанн Скотт считает предпосылкой к знанию, хотя познание Бога невозможно вне Его проявлений. Бог есть "сверх-бытие", "сверх-разум", "сверх-жизнь". Бог присутствует во всем творении, но не сливается с ним: "Он творит все, не переставая в то же время быть выше всего. Таким образом, производит Он все из ничего из своей сверх-сущности".

Обладая рационалистическим складом ума, преклоняясь перед разумом, Иоанн Скотт в то же время стоит на пороге, отделяющем рациональное познание от мистического озарения. Разум сам по себе ничто, и только в свете Божественного Слова он может быть принят в качестве руководящего начала.

Но что есть Божественное Слово? Прежде всего, это боговдохновенное Священное Писание. С другой стороны, в соответствии с представлениями Церкви того времени, Божественное Слово было неотделимо от авторитета Церкви и ее учителей. Однако разум каждого человека Эриугена рассматривает как первичный по природе, отдавая ему предпочтение перед наследием отцов Церкви. Т. обр., Эриугена выстраивает иерархию постижения смысла: самое высшее – это Священное Писание, затем идут разум и, наконец, авторитет Отцов.

По Скотту, разум главенствует над религией; разум – это божественная истина, а религия лишь простонародное поклонение Богу. Т. обр., не следует смешивать разум с религиозной доктриной. Воля Бога [т. е. разум?] стоит выше религиозной доктрины.

Предопределение к добру


1. Участие в диспуте

Первую из своих опубликованных философских работ – «О божественном Предопределении» (851) – Эриугена написал под впечатлением от теологического диспута, на котором он председательствовал по просьбе короля Франции Карла Лысого. В этом сочинении эриугена вмешивается в разгоревшийся тогда теологический спор, показывая, что свобода человеческой воли необходимо связана с христианской верой, что она неотъемлема от милости Божией, предусмотревшего для человека адскую кару (ад как покаяние) [разве не чистилище?].

В 851 году Иоанн Скот Эриугена вступил в спор с известным богословом Готтшальком, который считал, что все люди заранее предопределены ко спасению или осуждению. – Главный аргумент Эриугены состоял в том, что зло не существует, а к несуществующему нельзя предопределить. Зло может быть понято только как отрицательное, поэтому человек полностью свободен, он не предопределен ко злу, тем более что Бог выше времени и Он не предопределяет во времени.

Единственное предопределение Богом человека состоит в том, что Бог дает человеку свободу. Предопределение Бог полагает только к добру, но не ко злу. Благодаря дарованной человеку свободе воли, он может грешить – но зло, не являясь физической реальностью, не может планироваться Богом.

А источником зла является злоупотребление человеком этой свободой.

2. Антиавгустиновская позиция

Скотт оспорил точку зрения блж. Августина на соотношение между волей Божьей и свободной волей людей. Августин утверждал, что воля человека предопределена Богом и, следовательно, люди не могут вести праведную жизнь на земле без Его позволения. Скотт оспорил эту точку зрения и предположил, что воля людей может быть свободной, потому что Богу угодно, чтобы свободная воля направляла людей на поиски разума.



Учение о «четырех природах»


1. Труд «О разделении природы»

Основным трудом Эриугены является работа «О разделении природы» (написана между 862 и 866 годами). Книга представляет диалог между учителем и учеником и отмечена сильным влиянием латинских и греческих авторов-платоников: блж. Августина, Псевдо-Дионисия, Максима Исповедника. В ней 5 частей:

в первой автор размышляет о Боге, о Его непознаваемости и о возможностях человеческого языка описать Божество;

во второй обсуждаются различные вопросы бытия, сотворенного и несотворимого;

третья посвящена проявлениям Бога в мире,

а четвертая и пятая связаны с судьбой человека – его изначально безгрешным состоянием, грехопадением и возвращением к Богу во Христе.

Как видим, в своем труде «О разделении природы» Эриугена дал систематизированную картину Вселенной, своего рода “догматику”.

2. Природа

Особенность учения Эриугены в том, что он объединил Бога и мир в едином пантеистическом понятии природы, или сущего.

Итак, все существующее Эриугена называет природой, и поскольку Бог существует, постольку и Бог есть природа [Спиноза]. Бог есть все во всем, Он сущность всего, поэтому, в любой сотворенной Им вещи, Бог присутствует во всей свой полноте.

3. Поэтапное творение

Бог творит наш мир, но творит не в однократном своем творении, а в некоем вневременном созидании. Это созидание Эриугена описывает в виде 4 этапов, 4 ступеней.

Процесс развития идет от Бога к миру, а затем все существующее возвращается к Богу. Процесс этот проходит 4 ступени.

1) Первая ступень – «природа несотворенная и творящая» (natura non creata creans), что есть вечный Бог, творец всего сущего.

2) Вторая ступень – «природа сотворенная и творящая» (natura creata creans), т. е. божественные идеи.

3) Третья – «природа сотворенная и нетворящая» (natura creata nec creans), или мир чувственных предметов и явлений.

4) Наконец, четвертая ступень – природа несотворенная и нетворящая. Это опять Бог, но не как производящая причина, а как причина целевая. Это мир, пришедший к Божественному совершенству. Бог, таким образом, есть начало и завершение мира бытия.

4. Ступени творения

1-я ступень Творения

1-я ступень процесса – это natura non creata creans, «природа не сотворенная, но творящая». Начальная ступень процесса – это Бог как причина всего. Только лишь Бог несотворен и творит. Бог как Творец. (Что создает, но не создано? Очень просто, – это Бог).
2-я ступень Творения

2-й этап – natura creata creans, т. е. «природа сотворенная и творящая» – божественные идеи (небесные идеи – в формулировке Платона, – по которым создается все творение). На 2-м этапе Бог творит Ум, божественные идеи, существующие в Сыне Божием, которые являются посредниками между Богом и миром, это и есть природа сотворенная и творящая. Вернее, говорить об этапах не совсем верно, ибо рождение Сына не предшествует во времени сотворению в Нем идей. Они совечны Ему, но все же отличаются от Него как отличается тварь от Творца. Создание неба и земли, о котором говорится в 1-й главе Книги Бытия, – это и есть создание творческих идей в Сыне. Сами по себе идеи непознаваемы и для людей, и для ангелов. Познавать их можно только в конечном мире, в теофаниях. Следуя Дионисию-Ареопагиту, Эриугена ограничивается указанием 15-ти идей: это –

благость,

сущность,

жизнь,

разум,

интеллигенция,

мудрость,

сила,

блаженство,

истина,

вечность,

величие,

любовь,

мир,

единство,

совершенство.

Для Бога существуют только эти идеи, уже в них Он мыслит конечный мир. (Что создает и создано? Отвечая на этот вопрос, Скотт заимствует идею Платона о создании мира из универсальных субстанций, состоящих из отдельных предметов. Как только процесс творения приближается к этой стадии, воля Бога начинает отходить на задний план, позволяя людям самим создавать конкретные формы из сотворенных Богом универсалий).

3-я ступень Творения

3-й этап – natura creata nec creans, «природа сотворенная и нетворящая». Но сам мир есть дальнейшее раскрытие божественных идей – это и составляет содержание 3-го этапа. Это мир сотворенный и нетворящий, имеющий источник творения вне себя. Праобразы для природы сотворенной и нетворящей: индивидуальные вещи (твари). Мир, Вселенная, включая человека. (Что создано и не создает? Это невидимые объекты пространства и времени).



4-я ступень Творения

И 4-й этап – natura non creata nec creans, «природа несотворенная и нетворящая». Здесь Бог возвращается Сам к Себе как цели всего. Поэтому здесь Бог есть природа несотворенная и нетворящая. Бог есть природа несотворенная, и на этом последнем этапе Он достигает цели Своего творения и поэтому уже не творит. Бог в состоянии покоя, закончивший творение (конечная цель которого достигнута). Бог как последний предел в возвратном движении, как Конечная Причина. (Что не создает и не создано? Ответ на это – снова Бог. Может показаться, что последний пункт противоречит первому, и это действительно так, причем противоречие тут намеренное. Оно подчеркивает мысль автора о том, что Бог может осуществлять процесс творения, только являясь “вещью”, которая творит, но так как, по определению, каждая вещь должна быть создана, а с Богом, если он является высшим существом, этого быть не может, то, следовательно, Бог не может “создавать”. Тот факт, что Скотт считал Бога не созданным и не создающим, в IX веке мог быть приравнен к тягчайшей ереси, если его истолковать как унижение достоинства верховного существа).

5. Теофания

Следует особо подчеркнуть, что Бог существует во всех 4-х формах природы. Однако Сам Он выше всех этих форм и выше всех этих понятий. Эриугена, так же как Дионисий Ареопагит исповедует и апофатическое и катафатическое богословие. Он пишет, что о Боге можно утверждать не в собственном, а в переносном смысле, и отрицать не в переносном, а в собственном смысле. Для человека, как для твари, Он беспределен, но для Себя Бог имеет предел. Для человека, и даже для ангелов, Бог непознаваем, сам же Бог Себя познает.

Творение в целом следует мыслить как самооткровение (теофанию) сокровенного Бога, тем самым познающего Себя Самого. [Получается, что творения – это эманация Бога?]

6. Идеализм

Человеческий дух – ключ к миру, открывающий его смысл как божественное самооткровение.

Человек может познать Бога только лишь через Его проявления в бытии вещей. Наблюдая движение вещей, мы постигаем божественную жизнь, наблюдая порядок тварного мира, мы постигаем божественную мудрость и т.д. Человек может эти идеи познавать, поскольку они являются в мире.

Согласно реализму Эриугены, материальные тела сводятся к их интеллектуальным характеристикам, поэтому материальность этих тел кажущаяся. Каждое тело может быть описано его величиной, формой, положением, весом, плотностью, цветом и т.д., т. е. каждая индивидуальная вещь может быть описана качественными, количественными и другими реальными характеристиками. Поэтому материальность тела призрачна. Реально существуют лишь реальные идеи.

7. Мир – в нашей мысли

Человек, как и все остальное, является творением Божиим, но человек есть образ Божий, Его мысль.

Собственно говоря, все творение Бога есть мысль, человек же есть мысль, мыслящая сама себя. В нас эта мысль тождественна бытию, поэтому в нашу мысль разрешается все бытие. Отсюда становится возможным познание мира.

Этот материальный мир существует в нашей мысли, существует как некоторое проявление духа, это проявление божественного духа, проявляющегося в нашей мысли. Поэтому все находится в человеке, и сотворение человека является одновременно и сотворением мира.

И мир, и тело человека – лишь явление в психической жизни человека и существует в человеке; человек же сознает это, поскольку все существует наперед в Боге. Поэтому все по своей сущности духовно, и лишь для нефилософского ума, поврежденного грехопадением, чувственное бытие имеет самостоятельное существование.

Человек – это мысль, познающая сама себя. Познавая себя, человек познает весь мир, находящийся в нем, и поэтому познает и Бога. Поэтому самопознание для Эриугены [вслед за Плотином] является ключом к познанию и мира и Бога. Но человек в свое время совершил грехопадение, он отпал от Бога. Идеальное, райское состояние для Эриугены – это состояние именно идеальное, т. е. нематериальное, непространственное.

8. Греховное оплотнение

Человек же есть существо духовно-материальное, и поэтому грехопадение неразрывно связано с моментом его творения. Так что человек не был в Раю ни одного мгновения, ведь Сам Господь называет дьявола человекоубийцей от начала (Ин. 8, 44), т. е. с самого момента творения. Поэтому грехопадение было актом чисто трансцендентным, внутренним, и состояло в отделении чувств от разума, которые перестали находиться с ним в гармонии. Поэтому происходит некоторое несоответствие того, что является нам чувством, и того, что мы можем достичь доводами разума. Чувства ему кажутся внешними, реально существующими, но это лишь из-за неумения философски осмыслить данное чувственных восприятий.

9. Возвращение

Смысл жизни человека и состоит в том, чтобы привести себя в идеальное состояние, очиститься от всего, что не может быть признано свойственным ей как образу Божию. Человек должен объединить в себе духовную и материальную природы и воссоединиться с Богом. Очищенная материальная природа тогда [о.Ил: имеется в виду – как бы?] обратится в дух, в интеллект.

1) 1-м этапом этого объединения является физическая, телесная смерть человека, ибо в момент смерти получает конец преобладание в человеке животных стремлений и низших потребностей.

2) 2-й этап – это воскресение из мертвых, которое будет состоять в новом соединении душ с телами.

3) 3-й же момент возвращения в райское состояние есть полное превращение тела в дух, и вообще всего низшего в человеке в высшее. Низшее при этом не отменяется, а объединяется с высшим. В этих своих положениях Эриугена опирается на изречения свв. Григория Богослова и Максима Исповедника, также считавших, что «во время воскресения... поглощена будет плоть душею в духе, душа же Богом» (преп. Максим Исповедник). Впервые этот процесс был совершен в Иисусе Христе, а через Него человек тоже может достичь этого объединения.

В конце концов, при помощи Иисуса Христа все материальное творение одухотворится светом второго пришествия Иисуса Христа, и все возвратится в божественную природу и успокоится в ней.

4) Поэтому 4-й этап является той самой природой несотворенной и нетворящей. Всё вернется к Богу, из Которого всё и вышло.

Оценка творчества Эриугены


Вл. Эрн: С христианской точки зрения также всякий человек только fit (лат. становится), а не est, ибо для каждого возможно и спасение и погибель. Только переходя в трансцендентное, человек перестает fieri (лат. становиться) и начинает в подлинном смысле esse. Великий средневековый философ И. Скотт Эригена, говоря о родах бытия, утверждает очень решительно. «Quintus modus est, quem in sola humana natura ratio intuetur. Quae cum ddivinae imaginis dignitatem, in qua proprie subsistit, peccando deseruit, merito esse perdidit, et ideo dictur non esse. Dum vero unigeniti Dei Filii gratio restaurata ad pristinum suae substantive statum, in qua secundum imaginem Dei condita est, redictur, incipit esse». Dedivisione naturae> I, 7. – (лат.) – «Пятый род <бытия> разум открывает только в человеческой природе. Лишившись вследствие греха достоинства божественного образа, в чем состоит сущность <человеческой природы>, она заслуженно перестала быть, а потому говорится, что она не есть. Будучи восстановленной милостью единородного Сына Божия, она вновь обретает свое сущностное состояние, в котором была основана согласно образу Бога, следовательно, начинает быть». (“О разделении природы”).


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=219