Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Генезис и переодизация схоластики

Схоластика

Истоки схоластики восходят к позднеантичной философии, прежде всего к неоплатонику 5 в Проклу (установка на вычитывание ответов на все вопросы из авторитетных текстов, каковыми были для Прокла сочинения Платона, а также сакральные тексты античного язычества, энциклопедическое суммирование разнообразнейшей проблематики, соединение данностей мистически истолкованного мифа с их рассудочной разработкой) Христианская патристика подходит к схоластике по мере завершения работы над догматическими основами церковной доктрины (Леонтий Византийский, Иоанн Дамаскин) Особое значение имела работа Боэция по перенесению греческой культуры логической рефлексии в ла-тиноязычную традицию, его замечание, сделанное по ходу комментирования одного логического труда (In Рorph Isagog, MPL 64, col 82—86) и отмечающее как открытый вопрос о том, являются ли обшие понятия {универсалии) только внутриязыковой реальностью, или же они имеют онтологический статус, породило длившуюся веками и конститутивную для схоластики дискуссию по этому вопросу Те, кто видел в универсалиях реальности (realia), именовались реалистами, те, кто усматривал в них простое обозначение (nomen, букв «имя») для абстракции, творимой человеческим сознанием, назывались номиналистами Между чистым реализмом и чистым номинализмом как двумя полярными возможностями оставалось мыслительное пространство для умеренных или осложненных вариантов.
Ранняя схоластика (9—12 вв) имеет своей социокультурной почвой монастыри и монастырские школы Она рождается в драматических спорах о месте т н диалектики (т е методических рассуждений) при поисках духовной истины Крайние позиции рационализма (Беренгар Турский) и фидеизма {Петр Домиани) не могли быть конструктивными для схоластики, средний путь был предложен восходящей к Августину формулой Ансельма Кентерберийского «credo, ut intelligam» («верую, чтобы понимать» — имеется в виду, что вера первична как источник отправных пунктов, подлежащих затем умственной разработке) Мыслительные инициативы дерзкого новатора Абеляра и других теологов 12 в (Шартрская школа, СенВикторская школа) способствовали развитию схоластического метода и подготовили переход к следующей эпохе. Высокая схоластика (13 — нач 14 в) развивается в контексте системы основываемых по всей Европе университетов, фоном служит активное участие в умственной жизни т н нищенствующих орденов — соперничающих между собой доминиканцев и францисканцев Важнейшим интеллектуальным стимулом оказывается распространяющееся знакомство с текстами Аристотеля, а также его арабских и европейских комментаторов Однако попытка ввести в оборот школ те аристотелевские и аверроистские тезисы, которые были несовместимы с основами христианской веры, подвергается осуждению (случай Сигера Брабантского) Господствующее направление, выразившееся прежде всего в творчестве Фомы Аквинского, стремится к непротиворечивому синтезу веры и знания, к системе иерархических уровней, в рамках которой вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения оказались бы дополнены ориентирующейся на Аристотеля социально-теоретической и естественно-научной рефлексией, оно находит почву в рамках доминиканского ордена, в первый момент встречает протест со стороны консерваторов (осуждение ряда тезисов епископом Парижским 1277, за которым последовали аналогичные акты в Оксфорде), но затем все чаще и уже на столетия воспринимается как нормативный вариант схоластики Однако авторитарный плюрализм, заданный параллельным сосуществованием в католицизме зрелого Средневековья различных орденов, создает возможность для разработки прежде всего внутри францисканского ордена альтернативного типа схоластики, представленного ориентированной на августиновский платонизм мистической метафизикой Бонавентуры, перенесением акцентировки с интеллекта на волю и с абстрактного на единичное (haecceitas, «вот-это-вость») у Иоанна Дунса Скота и т п Поздняя схоластика (14—15 вв) — обильная кризисными явлениями, но отнюдь не бесплодная эпоха С одной стороны, доминиканцы и францисканцы перерабатывают творческие почины соответственно Фомы Аквинского и Дунса Скота в поддающиеся консервации системы томизма и скотизма, с другой стороны, раздаются голоса, призывающие перейти от метафизического умозрения к эмпирическому изучению природы, а от попыток гармонизации веры и разума — к сознательно резкому разведению задач того и другого Особую роль играют британские мыслители, оппозиционные к спекулятивному системотворчеству континентальной высокой схоластики Р. Бэкон призывает к развитию конкретных знаний, У. Оккам предлагает чрезвычайно радикальное развитие скотистских тенденций в сторону крайнего номинализма и теоретически обосновывает притязания империи против папства. Стоит отметить протокапиталистическую ревизию схоластического понятия «справедливой цены» у немецкого оккамис-та Габриэля Билл (около 1420—95) Определенные аспекты мыслительного наследия этого периода, пересмотра и критики прежних оснований схоластики были впоследствии усвоены Реформацией.

С. С. Аверинцев

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=223