Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Фома Аквинский (1225–1274)

1. Реформаторская позиция Фомы
2. Фома Аквинский - Великий предшественник
3. Жизнь, произведения, манеры Аквинского

Реформаторская позиция Фомы


Фома Аквинский, бывший некоторое время учеником Альберта Великого, считается виднейшим систематиком средневековья. Позицию Фомы справедливо можно считать реформаторской. Его достижение – связь аристотелизма с христианской философией августиновского толка. Фома Аквинский предпринял далеко идущую систематическую попытку связать аристотелизм и христианскую философию. В итоге была получена рациональная теология.

Появление христианского аристотелизма в XIII в. стало переворотом в христианской философии, ибо на протяжении 1000 лет эта философия строилась на основе платоновского идеализма, а теперь ее фундаментом становится перипатетический эмпиризм. Христианский аристотелизм не мог быть просто копией греческого аристотелизма, но должен был стать новой философской системой, аналогичной ему. Эта система явилась результатом деятельности Фомы Аквинского, и с момента создания она получила название томизм. Раньше всех она была воспринята доминиканским орденом.

Почему был выбран Аристотель? Фома рассуждал так. Человеческое спасение не зависит от философии, и теология не нуждается в обращении к ней, но уж если такое (обращение) происходит, то обратиться следует к философии истинной. Когда у теолога есть достаточные основания думать, что блж. Августин не воспользовался лучшей из возможных философий, он должен изменить ее без колебаний.

Фома писал, что Божия благодать может облагораживать не только души людей, но и саму философию. Вера совершенствует разум, а теология философию. Благодать не подменяет, но облагораживает природу. Выпрямляющее воздействие теологии не выталкивает философию из ее собственной ниши, заменяя собой, вера ориентирует разум, без элиминации последнего. Поэтому необходима корректная философия, ибо тогда возможна действенная теология.

В большинстве вопросов св. Фома столь точно следует Аристотелю, что в глазах католиков Стагирит является авторитетом, чуть ли не равным одному из Отцов Церкви (божественный Аристотель); критика Аристотеля в вопросах чистой философии стала считаться едва ли не богохульством.

Чтобы преобразовать учение Аристотеля Фоме потребовалось придать новый смысл многим его принципам. На базе аристотелевских понятий Фоме Аквинскому создал (как принято считать) логически стройную и в то же время энциклопедически универсальную систему христианской теологии.



Аквинский - Великий предшественник


Философским идеалом для Фомы был Аристотель. Аквинский превосходно его понимает. У Аристотеля Фома воспринял:

1) понимание познания как рецептивного процесса; на этом основании Фома построил свою эмпирическую теорию познания;

2) понятие доказательства, на котором он основывал разграничение знания и веры;

3) понятие причинной связи событий, на котором основывался его взгляд на соотношение Бога и сотворенного им мира;

4) понятия действия (или энергии) и потенции, а также понятия формы и материи; на их основе Фома строил теорию души и тел, психологию и философию природы;

5) понятие меры, на котором строилась его этика.

Система Аристотеля привлекала средневековых мыслителей своей логикой, трактовкой познания, философией природы. В то же время его теология и психология казались правоверным философам неприемлемыми, поскольку в них отсутствовало признание того, что мир сотворен во времени, что душа бессмертна, что событиями руководит Божественное Провидение. И только Фома из Аквина сумел продемонстрировать, что философия Аристотеля вполне созвучна с этими и всеми другими положениями христианской веры.

Разделяя принципы аристотелевской философии, Фома вынужден был противопоставлять их платонизму как в его августиновской, так и в неоплатонической версии, то есть он должен был бороться как со старой схоластикой, так и с новыми течениями, которые были вызваны к жизни влиянием философии арабов.



Жизнь, произведения, манеры


1. Жизнь Фомы Аквинского

Родиной Фомы (Томазо) была Италия. Родился он в конце 1225 или в начале 1226 г./ 1221 в замке Роккасекка, близ Аквино (отсюда – Аквинат), в Неаполитанском королевстве (Италия). Отец Фомы, итальянец граф Ландольф, находившийся и родстве с родом Гогенштауфенов[1], был феодалом в Аквино и в качестве рыцаря, принадлежавшею к близкому окружению Фридриха II, принимал участие в разрушении известного монастыря бенедиктинцев в Монте-Кассино, в который он впоследствии пошлет учиться своего сына Фому. Его мать норманка Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.

На 5-м году жизни Фому определяют учиться в монастырь бенедиктинцев[2] в Монте-Кассино, где он проводит около 9 лет, проходя классическую школу trivium[3], из которой выносит прекрасное знание латинского языка. В связи с изгнанием в 1239 г. бенедиктинцев из Монте Кассино Фридрихом II 14-летний Фома возвращается в родной дом, сняв монашескую рясу. Осенью того же года он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского.

В 1244/1243 г. Фома принимает решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись тем самым от должности аббата Монте-Кассино, что вызвало решительный протест семьи, которая, желая заставить сына отказаться от принятого решения, обращалась даже к Папе, прося его о ходатайстве перед властями ордена. Просили также, чтобы Фоме было разрешено носить рясу доминиканца и одновременно занимать пост аббата в бенедиктинском монастыре в Монте-Кассино. Но молодой Фома был непреклонен и не изменил однажды принятого решения. Приняв монашеский постриг, он несколько месяцев пребывает в монастыре в Неаполе, откуда генерал ордена доминиканцев Иоанн Тевтонский забирает его с собой в Болонью на капитул[4].

Здесь было решено послать Фому с несколькими другими членами ордена в Парижский университет, являвшийся в то время центром католической мысли. Но намечавшаяся поездка не состоялась, поскольку в дело решительно вмешалась семья. Едва Фома успел покинуть Болонью и выехать за пределы Рима, как на пути к Парижу он был схвачен группой всадников – его братьями, которые служили в то время в императорской армии в Ломбардии. Захваченный в плен, он был возвращен в отцовский замок в Роккасекка и здесь в профилактических целях заключен в башню, в которой находился свыше года. В дальнейшем семья, не пренебрегая никакими средствами, пыталась заставить сына отказаться от принятого решения. Есть сведения о том, что братья Фомы, желая совратить его с избранного пути, провели в принадлежавшую ему комнату красивую куртизанку, полагая, что он подвергнется искушению или будет скомпрометирован. Фома впал в неистовство, выхватил из камина тлеющее полено и стал им размахивать, угрожая поджечь замок. Перепуганная женщина убежала. Через минуту он успокоился, запер изнутри дверь и бросил горящее полено в огонь. Мать, видя, что сын не изменил решения, смирилась с судьбой, и летом 1245 г. Фома получил свободу, а осенью того же года отправился наконец в Париж.

Во время пребывания в Парижском университете он слушает лекции своего нового учителя Альберта (Великого) из Кельна. Этот философ оказал на него глубокое влияние.



В 1248 г. Фома вместе с Альбертом отправляется в Кельн с целью организации там studium generale – центра по изучению теологии. Здесь будущий создатель томистской философии обучается под руководством своего наставника в течение последующих 4 лет. Во время занятий Фома не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах, что явилось, между прочим, причиной того, что коллеги прозвали его «Немым Быком». В довершение, отличаясь от всех других высоким ростом, чрезмерной полнотой и неповоротливостью, он получил кличку «Сицилийский Бык», хотя родился не в Сицилии, а под Неаполем. Известно, однако, что после одного из его выступлений Альберт, пораженный глубиной и прозрачностью мысли своего ученика, воскликнул: «Эти молчуны, называемые быками, взревут когда-нибудь так, что их услышит весь мир».

После почти 4-летнего пребывания в Кельне Фома в 1252 г. возвращается в Парижский университет, где последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата. После этого – преподает в Париже теологию. Здесь из-под его пера выходит ряд комментариев, трудов и так называемых «Questiones disputate» (университетских диспутов). Среди них – Комментарии к Священному Писанию (1254-1256), «De principiis naturae» (1255), «De ente et essentia» (1256), «De veritate, In Boetium de Hebdomadibus» и др. Здесь он также начинает работу над «Суммой философии» («Summa contra gentiles» [Против язычников]; другое встречающееся иногда название данной работы – «Summa philosophiae»).

Уже в первых трудах Фома прибегает к “синтетическому” приёму: он старается найти долю правды и у тех, и у других. Практически в подходе ко всем проблемам, которые Фома Аквинский начинает исследовать, он начинает с того, что излагает все возможные точки зрения, в том числе и нелицеприятные для католической Церкви. В этом плане у него существует строгая схема: начинается как бы тезис «Говорят, что...», и далее излагается точка зрения, неприемлемая для католической церкви. Потом Фома Аквинский излагает существующее возражение: «Однако, существует мнение, что...», и далее излагается известное возражение. После этого Фома Аквинский суммируя данные возражения, добавляя к ним свои, излагает истинный взгляд по данному предмету, и после этого этот истинный взгляд излагает в форме силлогизма так, что данный взгляд приобретает в глазах читателя положение абсолютно доказанной истины. Этот метод Фомы Аквинского надолго устоится в западном схоластическом мире, и эта строгость к мышлению перейдет через схоластику и в философию Нового времени. Отголоски этой философии перекочуют в построения Декарта и Спинозы, у которых ясность и точность будут считаться основными критериями философской истины.

В 1259 г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, где Фома преподает в доминиканских школах Италии. Появление Фомы при Папском дворе было неслучайным: римская курия[5] рассчитывала увидеть в Аквинате человека, который смог бы совершить важный для Церкви труд – дать пригодную для католицизма трактовку Аристотеля. Здесь Фома завершает начатую еще в Париже «Философскую сумму» (1259–1264), пишет «Contra errores Graecorum» (1263), «De emptione et venditione» (1263) и др. Он приступает также к работе над главным трудом своей жизни – «Сумма теологии» («Summa theologica»).

Осенью 1269 г. по указанию римской курии Фома 2-й раз отправляется в Париж. Поскольку в это время в Париже аверроисты во главе с Сигером Брабантским приобрели достаточно сильное влияние, то Фома Аквинский получает послушание от доминиканского ордена это псевдо-аристотелевское учение разоблачить и построить истинно католическое аристотелевское учение. Поскольку Парижский университет был главным центром идеологической мысли католицизма, борьба против оппозиционной школы аверроистов имела для римской курии принципиальное значение. Другой враждебный Риму стан представляла собой группа французских теологов-«ворчунов», желавших сохранить во чтобы то ни стало в неизменном виде принципы августиновской теологии.



В этот период Аквинат пишет 2-ю часть «Суммы Теологии» (1269–1272), «О единстве разума против аверроистов» («De unitate intellectus contra Averroistos», 1269–1272), комментарии к «Peri hermeneias», «Метеорологике», «De causis» Аристотеля и много других работ. За время пребывания в Парижском университете Фома, поглощенный борьбой с аверроистами и работой над своими произведениями, не принимал участия ни в каких приемах, которыми славился тогдашний Париж. Однако доминиканское руководство рекомендовало ему принять приглашение ко двору французского короля Людовика IX. Во время этого приема Фома, как обычно, сидел в задумчивости, почти ни на что не реагировал. Все участники встречи так были заняты собой, что почти забыли о погрузившемся в созерцание Фоме. И вдруг, как рассказывает анекдот, приятная атмосфера приема была нарушена могучим доминиканцем, который крикнул, ударив кулаком по столу: «Ха, мы приведем манихеев в порядок!».

В 1272 г. Фома был возвращен в Италию. В Неаполе он преподает теологию и продолжает работу над 3-й частью «Суммы теологии», которую заканчивает в 1273 г. Здесь же появляются, в частности, комментарии «De coelo et mundo» и «De generatione et corruptione». В 1274 году Фома Аквинский отправляется на знаменитый униатский собор в Лионе, созванный папой Григорием X.

Во время поездки он тяжело заболевает. Ничтожность и суетность всего мирского, в том числе своей работы, открылась Аквинату перед смертью, ее непостижимой тайной и ожиданием встречи с Богом. На увещевания своего врача и секретаря прекратить работать он ответил: "Non possum, quia omnia quae scripsi videntur mihi paleae... respectu eorum quae vidi et revelata sunt mihi'. – «He могу, потому что все, что я написал, кажется мне трухой, с точки зрения того, что я увидел и что мне было открыто». 7 марта 1274 г. он умирает в монастыре бернардинцев[6] в Фоссануове. После смерти ему был присвоен титул “ангельский доктор” (“doctor angelicus”). В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых.

2. Труды

Фома Аквинский написал большое количество работ, трудолюбие его и плодовитость ни с чем не сравнимы. Он написал комментарии к различным книгам Библии, к «Сентенциям» Петра Ломбардского, к книгам Боэция, к «Божественным именам» Дионисия Ареопагита, к книге «О причинах» Прокла и к работам Аристотеля. Вышла полемика в Парижском университете времен борьбы с аверроистами под названием «Спорные вопросы» и небольшие философские трактаты: «О существовании и сущности», «О вечности мира против ворчунов» (августинианцев), «О единстве разума против аверроистов». Заглавие отсылает нас к работе Альберта Великого «О единстве разума против Аверроэса».

Особо можно выделить 2 знаменитые работы Фомы Аквинского. Первая – «Сумма истины католической веры против язычников», из 4 книг. 3 книги носят философский характер, поэтому работа часто называется «Сумма философии», или «Сумма против язычников». Вторая фундаментальная работа – «Сумма теологии». Она написана им в последние годы жизни и считается неоконченной. В этих работах, в «Сумме против язычников» и «Сумме теологии», Фома Аквинский показал во всем блеске свой знаменитый схоластический метод.

3. Жанр работ

Жанр вопросов, который можно обнаружить и в "Сумме теологии", воспроизводит схему университетских диспутов: по каждому вопросу приводятся аргументы "за" (pro) и "против" (sed contra), затем следует собственный ответ ("responsio"). После этого отдельные аргументы ("ad I, ad 2, ...") исследуются в связи с данным ответом. – Аккуратная юридическая работа.

Лит: Лега В.П. История западной философии
В. Татаркевич. История философии. Античная и средневековая философия
Э.Жильсон «История христианской философии в Средние века»

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=245