Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Маймонид (Моше Бен-Маймон, 1135–1204)

Средневековый еврейский богослов и философ.

Родился в семье выдающегося ученого раввина рабби Маймона. Посте захвата города в 1148 альмохадами семья вынуждена была бежать из Кордовы и провела годы в скитаниях по территории Испании, возможно Южной Франции, Северной Африки (Фес) В 1165 Маймонид, проведя полгода в Акко (в то время — государство крестоносцев) и посетив Иерусалим и Хеврон поселился в Египте в г. Фостат (рядом с Каиром) Здесь он провел жизнь, полную трудов, долгое время был руководителем еврейской обшины Египта, а также личным врачом правителя Египта Фасала, а некоторое время и Саладина.
Научное наследие Маймонида чрезвычайно обширно и включает работы по логике, философии, галахе (еврейскому религиозному законодательству), медицине. В них затрагиваются вопросы математики, астрономии, психологии, истории и др. Главное философское сочинение — написанный на арабском языке трактат «Путеводитель растерянных» (Далалат аль-Хаирин), наиболее известный в своей ивритской версии (Морэ Невухим). Однако философская проблематика присутствует почти во всех его сочинениях. Уже в юношеские годы он написал логический трактат «Макала фи-синат аяь-мантик» (ивр. Маамар милот а-хигайон) — «Основные понятия логики», где он дает свою рецепцию логики Аристотеля, воспринятой им в первую очередь от аль-Фараби. Во введениях к его комментарию на Мишну имеется ряд философских фрагментов, в частности «Шмона праким» — посвященное этике и психологии предисловие к трактату Мишны «Авот». В предисловии к главе Хэлек дается первая формулировка принципов Иудаизма (13 догматов). Монументальный 14-томный свод Мишнэ-Тора (Повторение Торы), написанный на иврите, представляет собой систематическое изложение иудаизма как единого учения, он открывается «Книгой знания» (Сефер а-мада), посвященной вопросам метафизики, физики, этики, историософии. Философская и религиоведческая проблематика затрагивается и в многочисленных посланиях Маймонида (особенно в «Иеменском послании», «Послании об астрологии», «Послании о воскресении мертвых»)
Для философии Маймонида характерно сочетание восточного перипатетизма, безусловного признания библейских пророчеств и талмудического учения о единстве мышления и практического поведения (галахи). Он разделяет науки на три группы теоретические (метафизика и физика), пропедевтические (математика), практические (этика, управление домом, политика) Однако в более поздних его произведениях теоретические науки отождествляются с эзотерическими разделами иудаизма, упоминающимися в Мишне (Хагига, 2,1), метафизика — с наукой о «Колеснице» (см. Меркава, Каббала), а физика — с учением о сотворении мира (Маасэ Берешит). Бог как нематериальная первопричина всего сущего не может иметь положительных определений, его атрибуты носят всецело отрицательный характер. Воздействие Бога на мир осуществляется без посредства каких бы то ни было материальных сил. Природные явления определяются сочетанием материи, формы и «лишенности» (последняя присуща материи и является основной причиной изменчивости форм) Созданный по образу Бога, человек способен к восприятию умозрительного знания через соединение с активным умом. Возникшее вследствие грехопадения воображение, основанное на уподоблении материальным предметам, нарушает изначально присутствующую в человеке способность к чистому познанию. Знания о Боге не могут передаваться публично, ибо общественная коммуникация основана на уподобления, они могут быть восприняты только индивидуальным усилием разума. Аллегорический язык, па котором излагались библейские пророчества, чтобы их могло воспринять общество, отчасти способствовал возникновению извращенных антропоморфных представлений о Боге. Маймонид детально исследует язык Библии и приходит к выводу, что большинство выражений, указывавших на Бога, имеет многозначный характер, но их истинное значение лишено антропоморфизма. Маймонид критикует философию калама, и в частности, не называя его прямо, учение Саадии Гаона за попытку построить теологию на основе физики (в т. ч. на основе учения о сотворении мира). Ни физика Аристотеля, ни даже Библия в силу своего аллегорического языка не могут дать окончательного ответа на вопрос о сотворенности мира. Сам Маймонид склонялся к креационизму исходя из этических аспектов иудаизма (свобода выбора, ответственность). В этике Маймонид выделяет ступень «мудреца» (хахам), который избегает крайностей и идет по среднему пути, и ступень «праведника» (хасид) который уклоняется от середины и достигает в служении Богу более высокого уровня.
Учение Маймонида вызвало острую полемику среди еврейских мыслителей разных эпох. В 13 в. оно оказало глубокое влияние на латинскую схоластику особенно на Альберта Великого и Фому Аквинского). В 13-14 вв. оно стало одной из предпосылок возникновения т.н. профетической каббалы рабби Авраама Абулафии.
В Новое время учение Маймонида сыграло важную роль в формировании философии Спинозы и М Мендельсона
Соч: Maimonides Treatise on logic ed. Israel Efros N. Y., I938, Dalalat al-ha irin, arabic text based on S.Mипk ed. Issagar JoeI, Jerusalem, 1929; Рамбам (Маймонид), Избр., Т.1-2, Иерусалим, 1990.

Лит. Studies in Maimonides and St. Thomas Aquinas (Bibliotheka Maimonidica) v. I, N. Y., 1975; Twersky, Is. Introduction to the Code оn Maimonides (Mishneh Torah) (Yale Judaica series v. 22). New Haven, 1980; Hartman D. Maimonides: Torah and Philosophie Quest Phil., 1986; Maimonides: A Collection of Critical Еsays. Notre Dame, I988; Strauss L. Persecution and the Art of Writing Сhi., 1988; Fox M. Interpreting Maimonides: Studies in Methodology, Metaphysics, and Moral Philosophy (Chicago studies in the history of Judaism) Chi., 1990; Учитель поколений Рамбам, сб. ст. под ред. A. Стариковского. Иерусалим, I985.
И.С.Дворкин


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=246