Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Аль-Фараби (875–950)

Арабский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников арабоязычного перипатетизма.

Внес существенный вклад фактически в каждую из областей философии — прежде всего в логику и эпистемологию в ее греческом философском понимании как взаимообусловленном сопряжении логики, метафизики и психологии на основе всеобъемлющего принципа этического рационализма, каковой для ал-Фарабй являлся определяющей ценностью и в трудах по социальной проблематике. Аль-Фараби был крупнейшим авторитетом в астрономии (ему принадлежит один из первых комментариев к «Альмагесту» Птолемея), физике, математике, медицине, истории и теории музыки («Большая книга музыки»).
Философское и естественно-научное образование получил в Багдаде и Харране, где продолжалось преемственное по отношению к предыдущим этапам изучение греческою философского и научного наследия. Его учителями были Абу Мишр Матта и Йуханна бен Хайлан (христиане-несториа-не) — известнейшие в арабском мире знатоки логики Аристотеля, владевшие как греческим, так и арабским языком. Аль-Фараби был удостоен современниками почетного звания «Второй Учитель», в признание его заслуги как комментатора всего «Органона» (включая отвергаемые несторианами части «Первой» и «Второй» Аналитик) и исследователя «Метафизики» Аристотеля («Книга букв»). Для методологической установки Аль-Фараби характерно стремление к структурированию в максимально полном объеме унаследованного и современного ему знания (Аль-Фараби принадлежат также комментарии к Платону, Александру Афродисийскому и др ),к рациональной систематизации всего и вся, от Вселенной до основ гражданского общежития.
Как и Аристотеля в древнегреческом культурном мире, ал-Фарабй отличали особые не только диапазон научных и философских интересов, но и стремление к достижению целостности. Общие оценки философии Аль-Фараби неоднозначны и большей частью колеблются между «эклектикой» и «синкретизмом». Лишь немногие исследователи видят в трудах ал-Фарабй основания для утверждения тезиса о творческом развитии перипатетизма, о новом и первом после аристотелевского истинно философском синтезе (М. Калстон, А. X. Касымжанов).
Утверждаемый Аль-Фараби особого рода синтетизм проявился в стремлении сблизить некоторые позиции аристотелизма и неоплатонизма при осознанном понимании их различий и подчеркивании главенства Стагирита. Тяготение к представлению материала в единстве и взаимной связи его частей имело своим следствием создание одной из первых в средневековье историко-философских концепций «вечной философии». Новой в сравнении с Аристотелем и закономерной в изменившейся культурно-исторической обстановке явилась такая особая грань утверждаемого ал-Фарабй синтетизма, как стремление представить «извечную» философию и позднее появившуюся «истинную религию» не противоположностями, а вариантами одной истины, излагаемой философией аподиктически и сущностно, религией же — символически и рито рически
Аль-Фараби оказал влияние (особенно в сфере логики) на Ибн Сыну, Ибн Баджжу, Ибн Туфаилау Ибн Рушдау а также на Маймонида В процессах становления и эволюции средневековой европейской философии значимыми оказались учения Аль-Фараби о классификации наук, разуме и двойственной истине, а также астрономические и физические воззрения (оптика), проникавшие опосредованно через аверроизм и напрямую через немногие переводы на еврейский и латинский языки Из оригинальных работ ал-Фарабй наиболее известен «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Соч Kitabal Huruf AJfarabi s Book of Letters Beirut, 1969 Философские трактаты Алма-Ата, 1970, Математические трактаты Алма-Ата 1973 Логические трактаты Алма-Ата, 1975, Комментарии к «Альма гесту» Птолемея Алма-Ата, 1975, Историко-философские трактаты Алча Ата, 1985
Лит Хаируллаев М М Ai-Фараби Эпоха и учение Ташкент, 1975 КасымжановА X Абу Наср аль-Фараби М , 1982, Шаимухамбетова Г Б К характеристике онтологических и гносеологических основании восточных перипатетиков (на примере аль-Фараби) — В кн. Рационалистическая традиция и современность Ближний и Средний Восток М , 1990 Hammond R The Philosophy of al Farabiand Its Influence on Medieval Thought N Y, 1947, Mahdi M Al-Farabi and the Foundation of Philosophy — Islamic Philosophy and Mysticism N Y 1981
Г Б Шаймухамбетова


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=251