Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Особенности средневековой философии

Особенности средневековой философии


1. В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности, что она открыта в Священном Писании Идея Откровения была разработана отцами Церкви и закреплена в догматах Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него На фоне греческой мудрости эта идея была новой Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог, воплощением которого на земле явился Христос в единстве Божественной и человеческой природ Потому дольний мир, соответственно и человеческий разум изначально мыслились встроенными в высшую реальность, причащаясь ей Причащенный разум — это определение средневекового разума, функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия («философия — служанка богословия»)
2 Основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм (творение мира по Слову из ничего), традиционализм Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям В условиях заданности истины основными философскими методами были герменевтический и дидактический, тесно связанные с логико-грамматическим и лингвистико-семантическим анализом слова Поскольку Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы универсалий, с попытками решения которой связаны три философских течения концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи) В то время, когда средневековая философия представлялась хранителем античных традиций, реализм считался единственно правильным подходом к решению проблемы универсалий, появление номинализма свидетельствовало о распаде средневекового мышления, а концептуализм рассматривался как сочетание умеренного реализма с умеренным номинализмом Однако исследования средневековых текстов показали, что важнейшую роль в понимании тварного мира играет именно концептуализм
Попытки разрешения проблемы универсалий давали возможность обнаружить процедуры сопричастности земного и горнего миров В теологическом контексте логика, бывшая и инструментом философии, и ее частью, представляла собой особые способы созерцания Бога, позволявшие строить между Ним и человеком субъект-субъектные отношения По существу такая логика есть теологика.
3 Поскольку в силу акта творения по Слову вещам передавались и креативные функции, то сотворенное существо, оставаясь причашенным Творцу, не могло быть пассивным: вещь начинала вещать о себе, любая вещь была субъектной (res subjecta), Боэций назвал ее субъект-субстанцией Наличие субъект-субстанции, т е особенного всеобщего, делающего (напр , для Боэция или Абеляра) ненужным деление субстанций на первые и вторые и отражающего уникальность вещи, выражает прежде всего акт творения Потому родовидовые связи оказываются лишь одной из возможностей анализа акта мышления.
4. Идеи субъектности и соответственно личностности находятся в тесном отношении со смыслом воплощенного Слова, не имевшего аналогов ни в одной из предшествующих религий и философских умозрений Инкарнация (воплощение) — не вселение Бога в тело Явление богов в человеческом облике, известное у греков, не означало их становления человеком В христианстве вочеловечение Бога включает в себя жертву, приносимую распятым Сыном человеческим, предполагая внутренние мистические богочеловеческие отношения, теологическим истолкованием которых служит учение о Троице Воплощение Слова предполагает, что оно свободно от спиритуалистического характера Единственность и неповторимость акта творения и искупления привели к включению исторического времени в сферу европейской мысли Если история философии есть история богопознания, то в обращении философов к Богу реализуется их свободная воля История философии в Средние века есть история мысли, выбирающей Бога
5. В Средневековье, ориентированном на авторитет, не было авторов в принятом смысле слова Истинным автором как мира, так и слова о мире считался Бог, авторитетами — отцы Церкви Человек начинал познавать мир как комментатор Выражение мира в понятиях было лишь одним из вербаль-но-интеллектуальных способов его осмысления Принцип креационизма, лежащий в основании христианского отношения к миру, предполагал, что всеобще-необходимое знание принадлежит только Богу Возникшая в античности логика силлогизма перестает быть равноправной с логикой диспута Поэтому возрастает интерес к «Топике» Аристотеля, и на человеческом уровне роль всеобще-необходимого знания начинает исполнять этика, цель которой состоит в поисках ре-гулятивов для реализации идеи спасения Они выражаются в понятиях самосознания, поступка, совести, интенции, осознанности поступка, личной ответственности Путь к достижению спасения лежал через вопрошание собственной души, прямо ставящее человека перед Богом, т е самопознание понималось как определенного рода богопознание, а исповедь представала не только как процедура причащения Богу, но и как философствование.
6. Познавательные акты суждения при такого рода познании нагружены актами нравственного суждения, а механизмы познавательных актов оказываются механизмами нравственных актов спасения
7. Всякое знание приобретает модальный, или правдоподобный характер В Средние века приоритетным оказывается диалектическое знание, а способом мышления — тропы (метафора, метонимия и пр ) как важнейшие аргументы для признания равносильности разнообразных утверждений, поскольку любое точнейшее рассуждение (определение) перед непостижимым — всего лишь вероятное рассуждение Проблема определения состоит в отыскании собственных признаков вещи, что не делает его эквивалентным вещи, выражая лишь ее статус, поскольку все познаваемые вещи неопределимы Средневековую диалектику, сопровождаемую любовью к Богу, австрийский философ Р Томас назвал «медитативной диалектикой» Поскольку истина открыта, то роль доказательства часто выполняли примеры
В речевом диалоге, принявшем форму диспута, была создана возможность формирования такой диалектики, понятия которой одновременно направлялись на сакральное и мирское, образуя особый способ познания Идея двуосмысленности, или эквивокации становится одной из важнейших идей средневековой философии Наряду с унаследованными от Античности понятиями (бытие, субстанция, количество, качество, отношение) огромное значение приобретают идеи ничто, присущности, интуиции, статуса веши, интенции, субъект-субстанции, персоны, сингулярности, концепта, трансляции (переноса), трансумпции (перестановки).
8. В силу акта творения человека по образу и подобию Бога, а также в силу дарованной ему способности разумного причащения Богу человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли.

Лит: Майоров Г Г Формирование средневековой философии Латинская патристика М , 1979, Бычков В. В. Византийская эстетика М , 1986, Гарнцев М. А Проблема самосознания в западноевропейской философии М , 1987, Мейендорф И Введение в святоотеческое богословие Вильнюс—М , 1992, Болотов В В Лекции по истории древней церкви, т 1—4 М , 1994 Карташев А В Вселенские соборы М , 1994, Маритен Ж Философ в мире М , 1994, Бибихин В В Язык философии М , 1994 Неретина С С Верующий разум К истории средневековой философии Архангельск, 1995, Коплстон Ф С История средневековой философии М , 1997, Понятие природы в античности и в средние века, сб ст, ч 1 М , 1998, Жильсон Э Философ и теология М , 1995, Неретина С С Тропы и концепты М , 1999, Grabmann M Die Geschichte der scholastisthen Methode Bd 1 — 2 В , 1957, Gilson E Introduction a la philosophic chretienne P, 1960, Idem L'esprit de la philosophic medievale P, 1978, Marenbon J Early Medieval Philosophy (480—1150) an introduction L , 1983, Idem Later Medieval Philosophy (1150—1350) an introduction L , 1991, A History of Twelfth-Century Western Philosophy, ed by P Dronke Cambr, 1988, Armstrong D ;M. Universals An opinionated introduction San-Fran-cisco-L, 1989
С С Неретина


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=271