Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Средневековая философия

Средневековая философия

До недавнего времени средневековую философию чаше всего представляли как конгломерат эклектических идей Поскольку господствующим мировоззрением Средних веков было христианство, магистральные идеи этого времени — это идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение и пр Философия считалась «служанкой богословия», в чем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали ее приниженный статус Само понятие о том, что такое философия, калькировалось с понятия о ней в Античности или в Новое время, поэтому средневековая философия считалась пара- или псевдофилософией, и казалось возможным расценивать христианское мировоззрение через идеи платонизма, аристотелизма или стоицизма При таком подходе это означало, что самостоятельного философствования в ту пору не существовало Действительно, философия этого периода (в этом ее исключительность) была тесно сопряжена с теологией, проблематика же основывалась на бытийном отношении Бог-Творец -сотворенный из ничего мир (в т ч человек) Августин в трактате «О граде Божием» полагал философа, мудреца, богослова, пророка, учителя этики одной фигурой Как и теолог, философ строил свои системы, обращаясь к изначально Божественному смыслу бытия и вопрошая заповеди веры Однако при этом у философии были отличные от религии функции, связанные с основным ее свойством — сомнением (в истинности вероисповедных догматов) и со свойствами разума, призванного сомнения побеждать и причащаться к высшей истине

Переодизация

Средневековую философию можно разделить на следующие периоды 1) патристика (2—б вв), 2) анализ возможностей слова, связанный с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (7— 10 вв), 3) схоластика (11—14 вв ) В каждом из этих периодов обычно различают «рационалистическую» и «мистическую» линии Однако разум того времени был мистически ориентирован, а мистика рационально организована Обе эти линии вплоть до 13 в , когда произошел разрыв разума и веры, были нераздельны Им обеим свойственно то, что называлось «схождением ума в сердце», это требовало новых способов бытования души ими были умозрение, молитва, исповедь, наставление Составляя с теологией единый идейный комплекс, философия развивалась не только в светских шкоаах (с 11 в) или в университетах (с 13 в), но прежде всего в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известны францисканцы (Александр Гэльский, св Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы (Альберт Великий, Фома Аквинский) Даже имена философов и школ связаны с соборами и обителями (Гуго Сен-Викторский, Теодорик Шартрский, Бернард Клервоский, Ансельм Кентерберийский).
Патристика разделяется на доникейскую (2—4 вв) и после-никейскую (4—6 вв ), греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и др ) и латинскую {Августин, Боэций и др ) Византийская философия ответит решающее место непосредственному созерцанию Бога в интуитивном акте, в то время как католическая мысль развивается внутри пересекающихся линий мистицизма и рационализма Важную роль играли споры с неоплатонизмом, гностицизмом и ересями Собственно западноевропейская философия Средних веков ведет начало с пос-леникейской латинской патристики.
Философствование, выявляющее возможности слова, — это фактически все средневековое философствование, его можно выделить в отдельный период условно, подразумевая христианизацию новых ареалов — территорий будущей Западной Европы Важнейшие представители такого философствования — папа Григории Великий, Исидор Севилъский, Беда Досточтимый, магистры Каролингской академии, прежде всего Алкуин .Особняком в этом ряду стоит Иоанн Скотт Эриугена. В развитии схоластики можно выделить ранний (11—12 вв) и поздний (13—14 вв) периоды Представителями раннесхоластического периода являются И Росцелин, Ансельм Кентерберийский, П. Абеляр, Бернард Клервоский и др , позднесхоластического периода — Р. Луллий, И. Бонавентура, Фома Аквинский, Сигер Брабантский, Дунс Скот, У. Оккам, творцы «экспериментальной философии» Роберт Гроссетест, Р. Бэкон и др Позднесхоластический период характерен активным освоением идей арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей Аристотеля, что привело к формированию двойственной истины теории.


Лит: Майоров Г Г Формирование средневековой философии Латинская патристика М , 1979, Бычков В. В. Византийская эстетика М , 1986, Гарнцев М. А Проблема самосознания в западноевропейской философии М , 1987, Мейендорф И Введение в святоотеческое богословие Вильнюс—М , 1992, Болотов В В Лекции по истории древней церкви, т 1—4 М , 1994 Карташев А В Вселенские соборы М , 1994, Маритен Ж Философ в мире М , 1994, Бибихин В В Язык философии М , 1994 Неретина С С Верующий разум К истории средневековой философии Архангельск, 1995, Коплстон Ф С История средневековой философии М , 1997, Понятие природы в античности и в средние века, сб ст, ч 1 М , 1998, Жильсон Э Философ и теология М , 1995, Неретина С С Тропы и концепты М , 1999, Grabmann M Die Geschichte der scholastisthen Methode Bd 1 — 2 В , 1957, Gilson E Introduction a la philosophic chretienne P, 1960, Idem L'esprit de la philosophic medievale P, 1978, Marenbon J Early Medieval Philosophy (480—1150) an introduction L , 1983, Idem Later Medieval Philosophy (1150—1350) an introduction L , 1991, A History of Twelfth-Century Western Philosophy, ed by P Dronke Cambr, 1988, Armstrong D ;M. Universals An opinionated introduction San-Fran-cisco-L, 1989
С С Неретина

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=272