Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Новые научные открытия в эпоху Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Новые научные открытия: географические, астрономические. Сейчас трудно себе представить ту революцию, которую вызвали новые научные открытия. Когда вдруг было доказано, что земля – это шар, потрясение было такое, что сейчас представить невозможно. Утверждалось, ведь, что земля не может быть шаром, потому что антиподы (люди, которые на противоположной стороне шара), будут ходить вверх ногами и т. п. Астрономические и географические представления как никакие влияют на горизонт человека: оттуда берутся прототипы реалий, и оттуда берутся аналогии. Мысль о том, что не Земля, а Солнце является центром вселенной, была ещё в древние века: Аристарх Самосский[1], Филолай, Пифагор (во всяком случае пифагорейцы) утверждали, что Земля не является центром вселенной. Но в Средние века считали, что геоцентрическая система отвечает библейским представлениям. Это мнение, к тому же, подкрепляли мнением Аристотеля. Когда же появилось утверждение Коперника о том, что Земля является периферийным телом, а в центре находится Солнце, оно совершило переворот в учёном мире и просто среди любопытных людей. Потрясение было сильное. Оказывается, что Земля – шарик сбоку от Солнца. Это очень влияло на мировосприятия средневековья.

Гелиоцентрическая система была санкционирована христианством. Эту теорию подтверждал Аристотель, а аристотелевские мнения по естествоведению они, особенно в центральных своих утверждениях, были поддержаны и церковным авторитетом. Поэтому все без исключения конфессии того времени запретили книгу Коперника, потому что открытие Коперника нарушало целостную картину создания Богом Земли и людей, что Бог ради Земли и людей занимался творением. Из этого утверждения было также очень важное следствие: почти автоматически за этим утверждением следовало, что мир бесконечен в пространстве и во времени, и вся средневековая космография разрушалась; а космография является костяком мировоззрения, если понимать под мировоззрением картину мира вообще.

Компас, телескоп. Географические открытия потребовали обеспечить мореплавание. Без компаса можно плыть только около берега, а с компасом люди стали совершать и кругосветные путешествия. Навигация ориентируется и по звездам, телескоп позволил сделать наблюдения за звездами более удобными, и это тоже помогло возникновению иного мировосприятия.

Другие открытия. Появилось огнестрельное оружие, – устрашающее явление, изменился характер войны, усилились столкновения с другими народами. Европа выходила из узкого уголка вселенной и сталкивалась с необозримым миром и географически и астрономически. Все философы-оппозиционеры, как правило, говорили о бесконечном множестве миров (Джордано Бруно), а психологически это шло вразрез с традиционной картиной мира, которая доминировала в Cредние века.

Книгопечатание. Благодаря ему книги стали доступными для любого серьезного человека. Пусть они были и дорогими, имел смысл накопить и купить. Когда книга, например, Библия, стала доступной, стали её сами непосредственно толковать.

Средневековый образ жизни предполагал сословное разделение общества, и сословия резко отличались друг от друга, и социальное положение сословий резко фиксировалось. Отношения сословия были строго регламентировано. А переходный период поставил под сомнение это деление, наметилось другое деление: между образованными людьми и необразованными; культ образования, который тогда зарождался в европейском обществе, потом всё более креп, и до сих пор европейская культура делает различие между людьми образованными и необразованными.

Итак, церковная истина перестает быть монополией священнослужителей, попадает в поле самостоятельного осмысления просто образованных людей, тем самым возникает соревнование в истинном понимании Библии. Вот один из корней реформации. Интерес к древним философам тоже находился в оппозиции Церкви.



Вся новая философия в противоположность античной и средневековой на всем своем протяжении и во всех своих представителях не признает природы как Сущего. И, можно сказать, весь ход развития, все детали и изгибы основных типов новой европейской мысли (а также новейшей) предрешаются этим непризнанием. (Вл. Эрн).

Хаотизация жизни шла исторически параллельно с ростом рационализма. Систематическая и все растущая хаотизация жизни началась с тех пор, как новое человечество в борьбе с мистическим началом средневековья сознательно оторвалось от Природы как Сущего и орудием своего властного самоутверждения провозгласило – рационализм.

Для того чтобы действительно преодолеть рационализм, необходимо по-новому, метафизически осознать природу мысли: мыслящее и постигаемое суть едины в Сущем. … Культура должна осознать свое средоточие в Церкви, а христианство должно осознать в подлинной культуре периферию Церкви. Истинный мир между культурой и Церковью, нарушенный новой историей и процветавший в Средние века и в Византии, может быть восстановлен лишь логистической разработкой метафизических основ культурного делания человечества.

В XV веке было совершено знаменитое географическое открытие – Америки; оно приобрело большее значение, чем это можно сейчас представить. Тогда вся вселенная была ограничена теми пределами, которые были хорошо известны европейцам; а оказалось, что это не совсем так, и географические открытия расширили культурный кругозор европейцев.

В XVI веке открытие Коперника; это не столько открытие, сколько возобновление такой астрономической теории, которая как теория была известна ещё в древности – что центром вселенной является Солнце, а не Земля. Коперник же возобновил её и оснастил большим количеством подробностей и аргументацией. Это астрономическое утверждение совершило переворот. Когда оно появилось, оно заставило всполошиться официальные церковные власти, потому что эта теория шла вразрез с той теорией, которая считалась библейской, – что Земля является центром вселенной, а светила – чтобы освещать Землю. Это перевернуло всё мировоззрение человека, потому что мировоззрение человека в своих внешних признаках частенько совпадает с картиной звездного неба, а когда европейцы почувствовали, что обычная картина, которая была известна их предкам, нарушена, это потрясло их представления о внешнем мире. Это вторая причина.

В XV-XVI вв. возникло движение, связанное с философским пантеизмом. Христианские церковные представления стали ставиться под сомнение, но возникли магические представления о вселенной, как пантеизм, учение о человеке как о микрокосме, возникла минералогическая медицина (раз человек – часть вселенной).

Такие настроения послужили для того, чтобы прежняя картина мира была поставлена под сомнение: философское сомнение, научные открытия – основные факторы.

К перевороту ещё послужили технические открытия. Например, изобретение книгопечатание, которое мгновенно сделало доступными книги не только для богатых людей, а для любого серьёзного человека.

Сюда же можно присовокупить возникновение огнестрельного оружия: значит, совершенствование армии, стала доминировать пехота с огнестрельным оружием (раньше всадники), и регулярное пехотное войско стало эффективным. Тем самым, межгосударственные контакты резко усилились и приняли драматический оборот, широкомасштабные войны могли легко возникать и давали быстрый результат. Это тоже косвенным образом послужило к изменению всей культурной обстановки.

Это не полный перечень обстоятельств. Главное – именно в XV-XVI века произошёл радикальный перелом в культурном состоянии Европы, который лег рубежом между средневековьем и новым временем. Сейчас мы живём в этом новом периоде, который имеет своими истоками эти два столетия. В философском отношении это совсем новая философия.

Причины философского переворота

Их называют 4, но одна из них не является существенной.

1. Возобновление интереса к древней философии;

2. Философский скептицизм;

3. Религиозная реформация;

4. Научные открытия.

Вторая причина не так существенна. Скептицизм потому и возник, что возник интерес к древним философам, а когда изучаются разные философские системы, то скептицизм возникает неизбежно, потому что они говорят приблизительно об одном и том же, но разное, поэтому лучше упоминать только 1, 3, 4 причины.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=273